Обзор практики Вооруженных Сил Российской Федерации и округов АС по применению Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ за первое полугодие 2021 года

Настоящий обзор подготовлен в целях оказания заказчикам, организаторам закупки, участникам закупок, иным заинтересованным лицам методической помощи при осуществлении закупочной деятельности, а также при защите прав и законных интересов в антимонопольном органе и суде по вопросам, связанным с применением Закона о закупках.

В обзоре приведены ключевые правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов за первую половину 2021 года.

При работе с приведенными в настоящем обзоре судебными актами следует осуществлять проверку на предмет их обжалования в установленном законом порядке.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.

ГОЗ – государственный оборонный заказ.

ДСАГО – добровольное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.

ЕИС – единая информационная система в сфере закупок.

Закон о закупках – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закон о защите конкуренции – Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон о контрактной системе – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

НДС – налог на добавленную стоимость.

ННПА – ненормативный правовой акт.

ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.

СРО – саморегулируемая организация.

Субъект МСП – субъект малого и среднего предпринимательства.

ТКО – твердые коммунальные отходы.

УСН – упрощенная система налогообложения.

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»

1. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции (пункт 37).

2. Нормы Закона о закупках, устанавливающие правила проведения процедур определения поставщика, конкурентных закупок, полномочия антимонопольного органа по контролю за их проведением являются специальными по отношению к правилам статьи 17 Закона о защите конкуренции. Положения статьи 17 Закона применяются к таким процедурам и конкурентным закупкам в части, не урегулированной специальными нормами, или в части, конкретизирующей их положения (пункт 39).

Антимонопольные требования к торгам; неконкурентные закупки.

2. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019*

Увеличение заказчиком ценового предложения участника закупки, применяющего УСН, на сумму НДС для целей сравнения заявок участников лишено законных оснований, нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Имущественный интерес заказчика, заключающийся в возможности применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) и не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Критерии оценки; НДС; УСН; ценовое предложение.

3. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221 по делу № А40-312524/2019

Заказчик вправе при необходимости устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При проверке правомерности действий заказчика подлежат установлению такие обстоятельства как фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Целесообразность введения повышенных требований к участникам закупки, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только антимонопольным органом не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.

Критерии оценки; пределы обжалования действий заказчика; требования к участникам.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

4. Постановление от 29.01.2021 № Ф01-15818/2020 по делу № А38-2550/2020

Постановление от 01.02.2021 № Ф01-15816/2020 по делу № А38-2492/2020

Постановление от 18.05.2021 N Ф01-1838/2021 по делу N А38-4944/2020**

Участник закупки не обязан иметь в наличии необходимый к поставке товар на момент подачи заявки на участие в закупке. При проведении закупки заказчик не вправе требовать представления документов, подтверждающих соответствие товара установленным заказчиком требованиям (сертификат/декларация соответствия, паспорт качества, технические условия и так далее), а также документы, подтверждающие результат испытания соответствующих товаров (протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара и так далее), если такие документы могут быть получены только после приобретения (изготовления) товара.

Документы, относящиеся к товару; требования к заявке.

5. Постановление от 23.03.2021 № Ф01-487/2021 по делу № А11-17632/2019

1. При проверке обоснованности проведения неконкурентной закупки в связи со срочной потребностью в товарах, работах, услугах обстоятельства проведения закупки подлежат исследованию на предмет срочности и чрезвычайности. Такие обстоятельства как заключение основного договора, во исполнение которого проводится закупка, за несколько лет до проведения спорной закупки, наличие в основном договоре графика выполнения работ и перечня материалов, необходимых для их выполнения, осуществление закупки в рамках основного вида деятельности заказчика не свидетельствуют о срочности или чрезвычайности закупки.

2. В случае если договоры, заключенные по результатам спорной закупки, не оспорены в установленном порядке и исполнены на дату вынесения судом первой инстанции решения по заявлению о признании ННПА антимонопольного органа незаконным, в удовлетворении требования об обязании антимонопольного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя надлежит отказать.

Неконкурентные закупки; оспаривание торгов, договора.

6. Постановление от 31.03.2021 № Ф01-1011/2021 по делу № А43-14738/2020

Объединение в один лот услуг по ОСАГО и ДСАГО является технологически и экономически обоснованным. ОСАГО и ДСАГО напрямую связаны технологически и функционально, дополняют друг друга, поскольку полисы ОСАГО и ДСАГО оформлялись на одни и те же транспортные средства, совмещение в одном лоте ОСАГО и ДСАГО позволило заказчику претендовать на привлекательное ценовое предложение по ДСАГО при минимальном тарифе ОСАГО, а выплата по полису ДСАГО возможна только после исчерпания лимитов по полису ОСАГО.

7. Постановление от 07.04.2021 № Ф01-51/2021 по делу № А31-1544/2020

При проведении закупки услуг по сбору и транспортированию ТКО заказчик вправе отклонить заявку участника, если место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в представленной таким участником закупки копии лицензии, не соответствует месту оказания услуг, указанному в документации о закупке.

Про торги:  Тестер кабеля ВЛФ СЛПЭ высоковольтный диагноз 28 КВ высоковольтный

Разрешительная документация; отклонение заявки участника.

8. Постановление от 19.05.2021 № Ф01-1046/2021 по делу № А29-14139/2019

Участник закупки вправе требовать возмещения убытков, причиненных неправомерным отказом заказчика от заключения договора. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что точный размер убытков невозможно установить. С целью определения размера упущенной выгоды судом может быть назначена экспертиза. При рассмотрении требования о взыскании упущенной выгоды суд устанавливает наличие у истца ресурсов, работников, необходимых для исполнения договора, а также исследует фактические приготовления истца к исполнению договора.

Взыскание убытков; отказ от заключения договора.

9. Постановление от 27.05.2021 № Ф01-76/2021 по делу № А82-10896/2020

Участник, направивший заказчику протокол разногласий в части условий договора о порядке оплаты закупаемой продукции по основаниям, не предусмотренным положением о закупке и документацией о закупке, признается уклонившимся от заключения договора. Сведения о таком поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в установленном законом порядке.

Уклонение от заключения договора; реестр недобросовестных поставщиков.

10. Постановление от 28.05.2021 № Ф01-766/2021 по делу № А82-7132/2020

Принцип информационной открытости закупки предполагает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку указанные результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Жалоба участника закупки на действия заказчика правомерно признана антимонопольным органом обоснованной, поскольку из протокола закупочной комиссии невозможно определить, какие параметры квалификации и условия исполнения договора организатор посчитал нарушенными, а какие документы участника – недостоверными.

Информационная открытость; протокол комиссии.

11. Постановление от 02.06.2021 № Ф01-414/2021 по делу № А43-22830/2020

Установление в документации о закупке требования о представлении в составе заявки участника письма в произвольной форме, подтверждающего наличие контроля качества и приемки продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации не нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

ГОЗ; требования к заявке.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

12. Постановление от 22.01.2021 № Ф03-5874/2020 по делу № А73-7811/2020

Законом о закупках установлен запрет на указание в первой части заявки на участие в закупке в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, сведений об участнике закупки и (или) его ценовом предложении. Указанный запрет нарушается также в том случае, если участник закупки в составе первой части заявки представляет фотоизображения образца товара с товарным знаком, используемым участником закупки под контролем правообладателя.

Отклонение заявки участника; субъект МСП.

13. Постановление от 16.03.2021 № Ф03-5989/2020 по делу № А73-23112/2019

Заказчик вправе требовать от антимонопольного органа возмещения убытков (упущенной выгоды), причиненных незаконным решением об отмене результатов закупки, в размере разницы между ценой договора, заключенного по результатам проведения повторной процедуры закупки, и ценой договора, при проведении первоначальной процедуры закупки.

Взыскание убытков; оспаривание решений ФАС России.

14. Постановление от 23.03.2021 № Ф03-749/2021 по делу № А24-2714/2020

Организатор закупки при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к торгам, реальную возможность для потенциальных участников торгов подать заявку на участие. Данное требование не обеспечивается заказчиком, если установленный им период окончания подачи заявок приходится на выходные и (или) праздничные нерабочие дни.

Срок подачи заявок.

15. Постановление от 08.04.2021 № Ф03-1236/2021 по делу № А59-587/2020

Правовые последствия для поставщика (подрядчика, исполнителя), выполнившего обязательства по договору, заключенному с нарушением Закона о закупках, не идентичны последствиям исполнения договора, заключенному с нарушением Закона о контрактной системе. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не может быть лишен права на получение платы за поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги) по мотиву нарушения заказчиком порядка проведения закупок и заключения договоров по итогам закупок.

16. Постановление от 30.06.2021 № Ф03-2013/2021 по делу № А51-6038/2020

Закон не предоставляет заказчику право устанавливать в положении о закупке и документации о закупке иные случаи отмены конкурентной закупки, за исключением следующих: 1) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке; 2) по истечении срока отмены конкурентной закупки и до заключения договора в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРГУА

17. Постановление от 29.06.2021 № Ф04-5316/2020 по делу № А75-4971/2020

Участник закупки вправе требовать от заказчика возмещения убытков в виде расходов, понесенных в связи с обжалованием действий заказчика в антимонопольном органе, если жалоба участника закупки признана антимонопольным органом обоснованной.

Расходы, связанные с обжалованием действий заказчика.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА

18. Постановление от 03.02.2021 № Ф05-23552/2020 по делу № А40-237225/2019***

Установление в качестве критерия оценки заявок участника опыта выполнения аналогичных работ на объектах заказчика является дискриминационным, поскольку предоставило преимущественное положение конкретному контрагенту заказчика. Документация о закупке не соответствует принципу отсутствия ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, если срок действия обеспечения заявки участника определяется на основании срока действия заявки, а срок действия заявки участника не определен.

Критерии оценки; обеспечение заявки.

19. Постановление от 09.02.2021 № Ф05-23136/2020 по делу № А40-78215/2020

При определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке. Отсутствие в тексте жалобы прямой ссылки на какой-либо из поводов для обращения в антимонопольный орган (из указанных в части 10 статьи 3 Закона о закупках) рассмотрению жалобы не препятствует.

20. Постановление от 18.02.2021 № Ф05-189/2021 по делу № А40-7515/2020

Несмотря на специальный порядок заключения договора, установленный положением о закупке, заказчик не вправе принимать решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора до истечения срока заключения договора, установленного пунктом 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

Заключение договора; уклонение от заключения договора.

21. Постановление от 18.02.2021 № Ф05-23633/2020 по делу № А40-27132/2020

Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, представленных на различных высококонкурентных рынках, неправомерно, поскольку неправомерно ограничивает число участников закупки, а отсутствие проектной документации свидетельствует о том, что заказчик не установил требования к безопасности, качеству, техническим, функциональным характеристикам строительно-монтажных работ.

22. Постановление от 29.03.2021 № Ф05-3516/2021 по делу № А40-128721/2020

Постановление от 22.04.2021 № Ф05-6022/2021 по делу № А40-159623/2020

Последствиями демпинга (значительного снижения цены участником закупки) может являться не только нерентабельность оказываемых услуг, снижение требуемого количества и качества оказываемых услуг, но и необоснованное получение значительного преимущества по итогам оценки участниками, которые предлагают демпинговую цену договора, а также ущемление прав добросовестных участников рынка, поскольку демпинговая цена становится исходным значением для сравнения заявок участников по критерию «цена договора» и приводит к невозможности для других участников набрать достаточное количество баллов при оценке.

Про торги:  Тоо аб констракшн и ФИЛИАЛ ТОО "АБ КОНСТРАКШН" В Г. КРАСНОДАРЕ, ОГРН 10210000064

Заказчик вправе установить в положении о закупке и документации о закупке такой порядок расчета баллов по критерию цена договора, который позволит максимально сократить разрыв между участниками, предложившими демпинговую цену и участниками, предложившими цену в пределах допустимого процента снижения, если такой установленный порядок оценки является объективным, позволяет выявить наиболее выгодное предложение участника и при этом избежать существенных убытков, связанных с неисполнением или некачественным исполнением победителем своих обязательств по договору.

23. Постановление от 31.03.2021 № Ф05-3583/2021 по делу № А40-69381/20-21-505

Заказчик не вправе объединять в один лот услуги, оказываемые на нескольких территориях, удаленных друг от друга, в разное время года, включать в состав одного лота лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, работы требующие и не требующие членства в СРО, работы на разных товарных рынках, технологически и функционально не связанных между собой.

Лотирование; разрешительная документация.

24. Постановление от 05.05.2021 № Ф05-8100/2021 по делу № А40-36399/2020

Заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ или оказания услуг, аналогичных предмету закупки.

Отклонение заявки участника; требования к участникам.

25. Постановление от 06.05.2021 № Ф05-8444/2021 по делу № А40-29452/2020

Требование об одобрении крупной сделки не может и не должно становиться способом произвольного отклонения поданных участниками заявок со ссылками на их формальное несоответствие требованиям документации о закупке в случае, если у заказчика имеются сведения об отсутствии необходимости получения одобрения на совершение крупной сделки в обществе, состоящем из одного участника.

Отклонение заявки участника; требования к заявке.

26. Постановление от 19.05.2021 № Ф05-10032/2021 по делу № А40-60012/2020

1. Заявляя требования о признании договора, заключенного по итогам закупки, недействительным, истец обязан доказать, что удовлетворение иска приведет к восстановлению публичных интересов либо прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.

2. Истец по требованию о признании договора недействительным не обладает правом на самостоятельное оспаривание договора, если он не является стороной договора и не заявлял требование о признании недействительными торгов, по итогам которых заключен договор.

3. Признание договора, заключенного по итогам закупки, недействительным не приведет к восстановлению прав истца, поскольку не повлечет за собой признание истца победителем закупки и возникновения обязанности по заключению аналогичного договора с истцом, а в случае фактического исполнения заключенного договора возвращение сторон в первоначальное положение невозможно.

27. Постановление от 16.06.2021 № Ф05-10964/2021 по делу № А40-73528/2020

Антимонопольный орган при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика не может ограничиваться исключительно констатацией нарушения участником закупки формальных требований закупочной документации заказчика, а обязан в каждом конкретном случае установить существенность такого нарушения для заказчика закупочной процедуры и определить возможность либо объективную невозможность заключения договора с таким участником даже при наличии допущенного им нарушения.

Обратное полностью нивелирует смысл антимонопольного контроля торгов и возможность получения участниками закупки максимально оперативной защиты своих нарушенных прав и законных интересов в административном порядке, а также позволит заказчикам и организаторам закупочных процедур отклонять заявки участников таких процедур по исключительно формальным и абсолютно ничему не препятствующим основаниям.

28. Постановление от 29.06.2021 № Ф05-13583/2021 по делу № А40-119631/2020

Предварительный квалификационный отбор участников, соответствующих установленным требованиям и критериям для последующего осуществления закупок среди таких участников, должен соответствовать общим принципам осуществления закупок и не может проводиться с допуском к таким закупкам ограниченного и конкретного круга лиц, связанного с необоснованным исключения возможности участия в таких закупках других лиц.

Заказчик не вправе проводить предварительный квалификационный отбор в отношении неопределенного объема однотипных работ с тем, чтобы в дальнейшем проводить каждую отдельную процедуру среди закрытого круга участников, прошедших предварительный квалификационный отбор, на протяжении нескольких лет

Предварительный квалификационный отбор; лотирование.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

29. Постановление от 29.06.2021 № Ф06-4983/2021 по делу № А55-29740/2019

Требование о признании недействительными торгов, проведенных с нарушением установленных законом правил, а также заключенного по итогам торгов договора не подлежит удовлетворению в случае, если это не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя, в частности, если заявке заявителя присвоен третий номер.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

30. Постановление от 18.01.2021 № Ф07-13495/2020 по делу № А56-123397/2018

Антимонопольный орган обязан в установленном законом порядке провести проверку сведений, представленных заказчиком в связи с уклонением участника закупки от заключения договора, в полном объеме. Отсутствие сведений о проведенной закупке в ЕИС не является основанием для отказа антимонопольного органа от включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике, уклонившемся от заключения договора.

Реестр недобросовестных поставщиков; уклонение от заключения договора.

31. Постановление от 03.02.2021 № Ф07-17146/2020 по делу № А56-112974/2019

Проведение переторжки является правом, а не обязанностью заказчика, в связи с чем отказ заказчика от проведения переторжки даже при наличии письма участника закупки о готовности к дальнейшему снижению цены предложения не может являться основанием для признания торгов недействительными.

Оспаривание торгов, договора; переторжка.

32. Постановление от 05.02.2021 № Ф07-15408/2020 по делу № А56-10758/2020

Действия заказчика, выразившиеся в отказе от заключения договора по результатам несостоявшейся закупки, правомерны, если такое право предусмотрено положением о закупке.

Несостоявшаяся закупка; отказ от заключения договора.

33. Постановление от 11.02.2021 № Ф07-880/2020 по делу № А56-128698/2019

Отсутствие в протоколе подведения итогов проведенной закупочной процедуры детального обоснования причин начисления баллов участникам конкурса само по себе еще не свидетельствует о несоблюдении принципа информационной открытости закупки. В тех случаях, когда документация о закупке позволяет объяснить указанные в протоколе результаты оценки заявок на участие в закупке, присвоение заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок, оснований для вывода о нарушении данного принципа не имеется.

34. Постановление от 17.02.2021 № Ф07-15870/2020 по делу № А56-11159/2020

Заказчик не вправе отклонить заявку участника закупки по результатам рассмотрения второй части заявки по основаниям, связанным с несоответствием первой части заявки требованиям, установленным документацией о закупке, если ранее в отношении первой части заявки такого участника заказчиком было принято решение о ее соответствии установленным требованиям.

Отклонение заявки участника; эстоппель.

35. Постановление от 18.02.2021 № Ф07-15028/2020 по делу № А56-34274/2020

Отказ победителя закупки от заключения договора не может быть квалифицирован как умышленное недобросовестное поведение, если поставка невозможна в силу того, что по результатам проверки сертификата конечного пользователя иностранным дистрибьютором выявлена невозможность поставки товара в силу действия иностранных санкций в отношении отдельных лиц в Российской Федерации. При этом судом учтено, что до подачи заявки победитель закупки получал подтверждение о возможности поставки товара. Такой участник не признается уклонившимся от заключения договора, сведения о нем не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков; санкции; уклонение от заключения договора.

36. Постановление от 19.02.2021 № Ф07-15290/2020 по делу № А56-95502/2019

Про торги:  Укажите обязательные критерии по которым физическое лицо получает статус аудитора

Суды не связаны наименованием закупочной процедуры, присвоенной заказчиком (организатором закупки), и осуществляют проверку соответствия закупки законодательным критериям торгов и конкурентной закупки независимо от используемого наименования способа закупки. У заказчика отсутствует право отказаться от заключения договора по результатам торгов кроме случаев, предусмотренных ГК РФ и Законом о закупках.

37. Постановление от 24.03.2021 № Ф07-15930/2020 по делу № А56-136657/2019

При рассмотрении заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа о признании жалобы участника закупки обоснованной исследованию подлежат только те основания для отклонения заявки участника закупки, которые указаны в протоколе комиссии и оценены комиссией антимонопольного органа в ходе рассмотрения жалобы участника закупки.

Оспаривание решений ФАС России; отклонение заявки участника.

38. Постановление от 31.03.2021 № Ф07-670/2021 по делу № А56-25732/2020

Изменение условий договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается. При рассмотрении заявлений о оспаривании решений антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции, судам следует учитывать наличие предусмотренных законом, договором оснований для изменения условий договора, заключенного по правилам Закона о закупках, наличие в дополнительных соглашениях обоснования их заключения. Увеличение сроков выполнения работ, цены договора, установление авансирования в отсутствие оснований, предусмотренных законом, документацией о закупке, ограничивают конкуренцию и создают преимущественные условия для победителя закупки.

39. Постановление от 06.04.2021 № Ф07-776/2021 по делу № А56-129279/2019

Отклонение заявки участника в связи с представлением в составе заявки протокола разногласий к договору неправомерно, если в документации о закупке не предусмотрено право заказчика (организатора закупки) отклонить заявку участника в случае представления дополнительных документов, не предусмотренных документацией о закупке, отсутствует запрет на представление в составе заявки протокола разногласий к договору, а в составе заявки имеется согласие участника закупки заключить договор на условиях документации о закупке.

40. Постановление от 13.04.2021 № Ф07-16909/2020 по делу № А56-121698/2019

Заказчик (организатор закупки) не вправе устанавливать такие критерии оценки заявок участника, как:

— опыт выполнения аналогичных работ на территории отдельного субъекта Российской Федерации, если порядок выполнения таких работ не зависит от места их выполнения;

— текущая загруженность по действующим договорам подряда, поскольку такой критерий не позволяет оценить фактическую способность участника закупки выполнить предусмотренный документацией о закупке объем работ;

— обеспеченность техникой и оборудованием, в том числе в зависимости от места нахождения техники и оборудования, если порядок выполнения работ, указанный в документации о закупке, не предусматривает использование таких техники и оборудования, а выполнение работ возможно без их использования.

41. Постановление от 15.04.2021 № Ф07-2717/2021 по делу № А56-41061/2020

Заказчик вправе установить в документации о закупке требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию персонала и выданных третьим лицом, если третье лицо осуществляет обучение и выдает подтверждающие квалификацию документы независимо от заказчика, а установление таких повышенных требований необходимо для обеспечения безопасной работы оборудования или программного обеспечения, используемого заказчиком.

42. Постановление от 28.04.2021 № Ф07-2251/2021 по делу № А21-3939/2020

В случае если согласие исполнить условия договора может быть представлено как в составе заявки, так и с использованием функционала электронной площадки, и в составе заявки участника согласие отсутствует, заказчик, действуя добросовестно и разумно, обязан проверить использование участником функционала электронной площадки для выражения своего согласия.

43. Постановление от 30.04.2021 № Ф07-1883/2021 по делу № А56-112705/2019

Итоговый протокол должен содержать результаты оценки заявок с указанием решения закупочной комиссии о присвоении каждой такой заявке значения по каждому из критериев оценки, предусмотренных документацией о закупке. Антимонопольный орган не вправе определять количество баллов, которые должны быть присвоены участнику закупки.

44. Постановление от 14.05.2021 № Ф07-2711/2021 по делу № А56-22185/2020

Наличие противоречивых сведений в документах, входящих в состав заявки участника, является достаточным основанием для возникновения у закупочной комиссии сомнений в достоверности представленного сертификата качества. Положения документации о закупке, предусматривающей обязанность заказчика отстранить участника от участия в закупке в случае установления недостоверности информации, содержащейся в представленных таким участником документах, не создают необоснованного ограничения конкуренции и не нарушают принципы равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации.

45. Постановление от 28.05.2021 № Ф07-1447/2021 по делу № А56-41640/2020

При проверке соблюдения антимонопольным органом требований частей 11 и 13 статьи 3 Закона о закупках судам надлежит установить дату и время подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, а также содержательное описание допущенных заказчиком нарушений, приведенное заявителем. О выходе антимонопольным органом за пределы доводов жалобы может свидетельствовать то, что жалоба заявителя не мотивирована и содержит абстрактные указания на нарушение заказчиком принципов закупочной деятельности.

Пределы обжалования действий заказчика.

46. Постановление от 23.06.2021 № Ф07-5371/2021 по делу № А56-84418/2020

В случае если на момент размещения документации о закупке общий объем подлежащих оказанию услуг определить не представляется возможным в силу характера таких услуг, заказчик вправе использовать для такой закупки рамочную форму договора. Использование рамочной формы договора само по себе не свидетельствует о ненадлежащем описании заказчиком предмета закупки, не позволяющем потенциальным участникам закупки сформировать заявку на участие.

Описание предмета закупки; рамочный договор.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

47. Постановление от 08.06.2021 № Ф09-2649/21 по делу № А60-21734/2020

Заказчик не вправе допускать к участию в закупке коллективного участника в случае, если соглашением о коллективном участии работы, требующие разрешительных документов, не разделены между участниками и при этом такие разрешительные документы не представлены в отношении как минимум одного из участников соглашения о коллективном участии.

Коллективный участник; разрешительная документация.

* Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.03.2021 № Ф04-414/2021 по делу № А70-3079/2020

** Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.05.2021 № Ф02-2384/2021 по делу № А58-6255/2020

*** Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2021 № Ф06-1626/2021 по делу № А12-12919/2020

Ключевые словаСудебные акты

Антимонопольные требования к торгам1

Взыскание убытков8, 13

Документы, относящиеся к товару4

Заключение договора5, 15, 20

Информационная открытость10, 33

Критерии оценки2, 3, 18, 40

Лотирование6, 21, 23, 28

Неконкурентные закупки1, 5

Описание предмета закупки46

Оспаривание торгов, договора5, 26, 29, 31

Оспаривание решений ФАС России13, 19, 21, 37

Отказ от заключения договора8, 32, 36

Отклонение заявки участника7, 12, 24, 25, 27, 34, 37, 39, 44

Предварительный квалификационный отбор28

Пределы обжалования действий заказчика3, 45

Протокол комиссии10, 33 ,43

Разрешительная документация7, 23, 47

Расходы, связанные с обжалованием17

Реестр недобросовестных поставщиков9, 30, 35

Срок подачи заявок14

Требования к заявке4, 11, 25, 41, 42

Требования к участникам3, 24

Уклонение от заключения договора9, 20, 30, 35

Оцените статью
ТЭК Торги