Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году Торги

16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за невыполнение норм 223-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ.

Содержание
  1. В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей.
  2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ
  3. Такие преступления могут быть квалифицированы по следующим статьям УК РФ
  4. Какая ответственность по 44 ФЗ
  5. Как избежать ответственности по 44 ФЗ
  6. Таблица штрафов по 44 ФЗ (Максимум 3 столбца)
  7. Как оспорить наказание
  8. Какие нарушения происходят чаще всего
  9. Как заплатить штраф
  10. Что и когда нужно размещать в ЕИС
  11. Таблица. Сроки размещения документов в ЕИС (по 223-ФЗ)
  12. Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!
  13. НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКАХ 223-ФЗ
  14. Положение о независимых гарантиях для участия в тендерах по 223-ФЗ для СМСП
  15. СРОКИ ОПЛАТЫ
  16. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИИ
  17. Изменения правил закупок у субъектов МСП
  18. Корректировка правил ведения реестра договоров
  19. Повышение приоритета российских товаров при конкурентных закупках
  20. Изменения, связанные с размещением в ЕИС информации о закупках
  21. Изменение сроков оплаты по договорам с субъектами МСП
  22. Сокращение сроков оплаты по договорам
  23. Новшество в описании объекта закупки
  24. Расширен перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков
  25. Установлены требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у МСП
  26. Установлен порядок закупок у МСП по принципу электронного магазина
  27. Проведение строительных закупок под ключ
  28. Введение понятия «официальный сайт»
  29. Расширение содержания извещения
  30. Требования к предотвращению конфликта интересов при закупках
  31. Уточнен порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков при отказе заказчика, попавшего под санкции, от исполнения договора
  32. Применение положения о независимых гарантиях
  33. Изменения в штрафах
  34. Ответственность за несоблюдение норм 223-ФЗ
  35. Как применяется ответственность по 223-ФЗ
  36. От чего зависит мера ответственности
  37. Таблица штрафов по 223-ФЗ
  38. Штрафы за несоблюдение сроков закупки и размещения информации в ЕИС
  39. Как прописать ответственность в договоре по 223-ФЗ
  40. Изменения, действующие с начала 2022 года
  41. Повышение приоритета российских товаров при конкурентных госзакупках
  42. Сокращение срока оплаты для субъектов МСП
  43. Изменения в правилах публикации данных в ЕИС
  44. Порядок закупки иностранного ПО
  45. Сокращение максимального срока оплаты по всем контрактам
  46. Рекомендованный порядок изменения существенных условий строительных контрактов
  47. Рекомендации по внесению аванса при закупках по 223-ФЗ

В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение закупки, может быть оштрафовано либо дисквалифицировано на срок до 1 года.

Под должностными лицами, подлежащими привлечению к ответственности, понимаются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в т.ч. члены комиссии по осуществлению закупок.

Поможем избежать штрафов и ответственности!

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ

Кроме административной, существует также уголовная ответственность за преступления в сфере публичных закупок, в том числе для организаций, осуществляющих закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Такие преступления могут быть квалифицированы по следующим статьям УК РФ

  • мошенничество (ст. 159);
  • присвоение или растрата (ст. 160);
  • вымогательство (ст. 163);
  • недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178);
  • принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285).

Процесс организации и проведения закупок по 44 ФЗ строго регламентируется правилами. За нарушение 44 ФЗ заказчиком его могут привлечь к мерам ответственности. Наказание в таких случаях бывает дисциплинарным, административным или даже уголовным. Чаще всего заказчиков наказывают «рублем» — назначают штраф на отдельное должностное лицо или организацию. Расскажем, какие меры ответственности по 44 ФЗ есть, в каких случаях их применяют и сколько придется заплатить за разные нарушения.

Какая ответственность по 44 ФЗ

Ответственность по контракту по 44 ФЗ в отношении заказчика наступает в случае выявления нарушений закона на любом из этапов закупочных процедур, в частности:

  • при расчетах НМЦК;
  • при выборе способа реализации закупки;
  • при расчетах планов-графиков;
  • в процессе проведения закупочной процедуры, при заключении и оплате контрактов;
  • ошибки в реестре госконтрактов и при сотрудничестве с органами ФАС.

Меры административной ответственности по 44 ФЗ для заказчиков применяют в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП). Чаще всего заказчики, которые нарушают правила ведения закупочных процедур получают штрафы. Дисквалификацию присуждают только в исключительных случаях, срок такого наказания составляет до двух лет.

Ответственность преимущественно касается должностных лиц со стороны компании-заказчика. Привлекаются члены комиссий по закупкам и контрактные управляющие. Причем ответственность может наступить уже после того, как виновный сотрудник уволится или будет уволен. В этом случае обращают внимание на срок давности проступка, который равен 1 году.

Реже назначаются штрафы по 44 ФЗ в адрес организаций, обычно только если нарушение серьезное. Тогда штрафом накажут и госкомпанию — от 100 до 300 тыс. руб., и виновного сотрудника — на сумму до 50 тыс. руб.

Штрафы по 44 ФЗ за нарушения в государственных закупках актуальны также для подрядчиков и поставщиков товаров. Компания или ИП, которые победят в тендере, не должны допускать нарушений. Если госзаказчик в требованиях к закупке укажет, что ему нужен товар с определенными характеристиками, значит в поставке должны быть только такие товары. Для тех кто игнорирует это требование, предусмотрены серьезные штрафы.

В отличии от санкций к заказчикам, штрафы по контракту по 44 ФЗ и неустойки для подрядчиков рассчитывают, исходя из стоимости договора согласно определенным правилам, установленных государством.

Заказчик не имеет права закрыть глаза на нарушения со стороны поставщика, поскольку ведение госзакупок происходит под строгим контролем. Если проверяющие обнаружат, что нарушения со стороны поставщика были, но госзаказчик о них не сообщил, представителям заказчика грозит дисциплинарная ответственность. А еще контролеры постановят, что поставщика необходимо оштрафовать или потребовать пени.

По способу расчета существует две категории штрафов для поставщика:

  • По обязательствам, которые можно выразить в конкретной стоимости (например, цена товара). Такие штрафы чаще всего исчисляют в процентах от стоимости контракта.
  • По обязательствам, у которых нет четкой цены — обязанность передать заказчику товарные документы — удостоверения о регистрации товара,  декларации, сертификаты и т.п. штрафы тоже зависят от суммы госконтракта, но имеют фиксированные ставки: от 1 тыс. руб при цене контракта до 3 млн. руб. до 100 тыс. руб. в закупках на суммы свыше 100 млн. руб.

Представим, что поставщик по госконтракту должен поставить школьной столовой партию свежих овощей на 1 млн. руб. Помидоры составят 80% стоимости, огурцы — остальные 20%. Помидоры в поставке оказались хорошего качества, а вот огурцы заказчик принимать отказался. Срок исполнения контракта закончился, а заказчик не успел привезти качественные огурцы. Заказчик в такой ситуации может потребовать штрафы за нарушенные сроки по 44 ФЗ в размере 100 тыс. руб. (10% от суммы заказа) с поставщика.

Для закупок, участниками которых являются только малые предприниматели, есть свои лимиты штрафов — 1% от суммы контракта но в пределах сумм от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

В отдельных ситуациях за основу расчета штрафных санкций принято брать не стоимость контракта, а показатель НМЦ — цены, которую заказчик устанавливает до старта закупочной процедуры, чтобы ограничить лимит стоимости нужной ему услуги или товара. Это значит, что если цена победителя тендера окажется ниже МНЦ, для расчета штрафа будут использовать именно процент от начальной стоимости. Если цена госконтракта превысит НМЦ, штраф посчитают в процентах от итоговой стоимости.

Есть и другой вид неустойки, который начисляют только за просрочку по исполнению своих обязательств — это пеня. За каждый день просроченного обязательства взимают 1/300 часть ключевой ставки ЦБ. Вот как выглядит расчет по просроченным поставками овощей для нужд школы:

Общая сумма контракта 1 млн. руб. Помидоры за 800 тыс. руб. поставщик привез вовремя, а огурцы на 200 тыс. руб. поставил с опозданием на неделю. Ключевая ставка на дату расчетов — 4,5%.

Пеня составит: 200 000 руб. * 1/300 * 4,5% * 7 (дней) = 210 руб.

Заказчик может выставить поставщику штрафы вместе с пенями, даже если получил от поставщика товар хорошего качества, но с опозданием. Но такое требование неправомерно. Пеню за опоздание заказчик может требовать, а штраф — нет.

Как избежать ответственности по 44 ФЗ

В некоторых ситуациях поставщик не обязан выплачивать штраф по неисполненному контракту. Например, если он заменит некачественные товары, которые привез заказчику, на продукцию надлежащего качества, отвечающую требованиям контракта. По 44 ФЗ за нарушение сроков поставщику только начислят пеню, без штрафных санкций.

Аналогично можно обжаловать штрафы в суде в случае других нарушений по госконтракту. Основания для взимания штрафов отсутствуют в следующих ситуациях:

  • При поставке товара с нарушением ассортимента, недопоставке или поставке некомплектного товара — при последующем устранении нарушения.
  • Если в выполненных работах найдут недостатки, которые подрядчик сможет устранить за свой счет.

Таблица штрафов по 44 ФЗ (Максимум 3 столбца)

Мы собрали наглядную таблица штрафов по 44 ФЗ, которые заказчик может требовать с поставщиков и подрядчиков при нарушении условий госконтракта.

Как оспорить наказание

Поставщикам важно помнить, что хоть заказчик и выставляет штрафы, решение об их назначении принимает не он, а контролирующие органы. Пени пересмотру не подлежат, даже если стороны договорятся, что подрядчик исправит недостатки, а продавец допоставит необходимый заказчику товар.

Но есть и исключительные ситуации, когда за нарушения не штрафуют вовсе:

  • Закупка проводилась только у одного поставщика, сумма контракта меньше 100 тыс. руб., а заказчик занимается культурными, спортивными мероприятиями или предоставляет медуслуги населению.
  • Штрафов не будет, если поставщик не смог выполнить обязательства из-за форс-мажора — природных бедствий, эпидемии болезни, внезапно развернувшейся войны и т.п.
  • Если поставщик не смог исполнить контракт по вине второй стороны договора — заказчика. Так бывает, если сроки выполнения работ в гостендере занижены или предъявлены избыточные требования к качеству товара, чтобы искусственно ограничить число конкурентов и отдать контракт определенному поставщику.
Про торги:  Налоговый личный кабинет для физических лиц Петрозаводск

Жаловаться в органы ФАС на необоснованное ограничение конкуренции поставщик может только до того, как подпишет контракт, то есть еще в процессе подачи заявки на участие.

Если штраф уже назначен, поставщик имеет возможность судебного обжалования санкций. Вот случаи, когда избежать необоснованного наказания вполне реально:

  • Нарушение является незначительным или срок его давности уже истек.
  • Состав правонарушения отсутствует.
  • Не удалось собрать факты, которые докажут, что был нарушен закон.
  • Нет доказательств вины подрядчика — например, в ходе следствия установлено, что у него не было возможности избежать нарушений.
  • К ответственности пытаются привлечь не то должностное лицо и этому есть доказательства.
  • Сотрудники ФАС допустили ошибки в ходе составления протокола о правонарушении. Тогда виновник переходит в разряд подозреваемых и не может быть оштрафован.
  • Нарушитель не владеет данными о месте и времени рассмотрения его дела. Без присутствия подозреваемого комиссия антимонопольных органов не может рассматривать вопрос о мерах ответственности к нему.

Какие нарушения происходят чаще всего

Видов нарушений в госзакупках существует немало, но есть оплошности, которые подрядчики совершают чаще других. Примеры распространенных правонарушений:

  • При подготовке заявки и документов к ней подрядчик не учитывает инструкции организатора. Это особенно важно, если заказчику нужен конкретный товар. Параметры предлагаемого продукта (размеры, вес, состав и т.п.), которые содержатся в его описании, должны совпадать с требованиями и быть совершенно однозначными и четкими. Если заявка составлена с нарушениями, заказчик вправе вовсе не допустить поставщика к участию в процедуре.
  • Заявка оформлена небрежно, с грамматическими или фактическими ошибками в описании параметров продукции, поставляемой для госнужд.
  • В заявке на участие в закупке по нацрежиму отсутствует информация о стране происхождения товара.
  • Комплект документов, прилагаемый к заявке является неполным.
  • Невнимательность при изучении текста и условий по госконтракту. Если товар придется заменить, заказчик может согласится на замену только если замещающая продукция по своим качествам будет лучше, чем упомянутая в условиях договора.

Как заплатить штраф

Для оплаты штрафа по административному постановлению у подрядчика есть 60 суток. При наличии отсрочки выплат нужно уложиться в аналогичный срок с даты окончания отсрочки.

Платеж производят по реквизитам, которые изложены в тексте административного постановления. В графе «назначение платежа» нужно указать № и дату выдачи постановления органами ФАС.

Штраф удобно оплачивать перечислением через мобильный банк, интернет-банк или сервис Госуслуг. Другой способ рассчитаться с взысканием — оплатить его в банкомате, банковском отделении с небольшой комиссией.

Сроки зачисления средств в адрес получателя составляют до 5-7 суток. Чтобы проверить, прошла ли оплата, можно воспользоваться сервисом Госуслуги или посетить веб-сайт ФССП.

За нарушение сроков оплаты административного штрафа сумма взыскания может быть увеличена. Другие варианты наказания за просрочку по штрафам — арест до 15 суток или обязательные работы — до 50 часов.

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

  • 0 Comments
  • 223-ФЗ, ЕИС, Конкурс, Статьи
  • Что и когда нужно размещать в ЕИС
  • Что можно не публиковать
  • Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!

Как известно, закон 223-ФЗ является рамочным и дает заказчикам много свободы. Тем не менее в отношении документов, которые они обязаны размещать в ЕИС, закон довольно строг. Давайте разберемся, какие документы и отчеты следует публиковать, и что будет, если этого не делать.

Что и когда нужно размещать в ЕИС

В отношении документов, подлежащих размещению в системе, установлены различные сроки. В следующей таблице мы собрали информацию о том, что и когда нужно размещать в ЕИС заказчикам по 223-ФЗ, а также указали соответствующие нормы законодательства.

Таблица. Сроки размещения документов в ЕИС (по 223-ФЗ)

Однако размещению в ЕИС подлежит не вся информация о закупках по 223-ФЗ. В частности, не размещаются такие данные:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • О закупках в рамках гостайны.
  • Если в отношении закупки принято решение правительства в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
  • О закупках стоимостью не более 100 тыс. рублей.
  • Для заказчиков, чья годовая выручка за отчетный год составила более 5 млрд рублей — о закупках, стоимостью не более 500 тыс. рублей.

Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!

Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:

  • Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
  • Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.

Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.

О размещении ежемесячных отчетов в ЕИС:

Не актуализированные положения о закупках по состоянию на 1 октября 2022 года считаются не размещенными в единой информационной системе (ЕИС).

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКАХ 223-ФЗ

  • Положение о независимых гарантиях для участия в тендерах для СМСП (Постановление Правительства №1397 от 09.08.2022 и Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ).
  • Срок оплаты в соответствии с федеральным законом либо указать индивидуальные сроки оплаты по различным товарам (работам, услугам). (Федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.2022)
  • Требования к закупочной комиссии в соответствии с дополненными частями 7.1 — 7.3 статьи 3 Закона 223-ФЗ (Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

Положение о независимых гарантиях для участия в тендерах по 223-ФЗ для СМСП

Независимую гарантию составляют по типовой форме из ПП № 1397 от 09.08.2022. Также в документ разрешено включать другие условия, если они не противоречат извещению о закупке, тендерной документации, положению о закупке конкретного заказчика и ПП №1397 от 09.08.2022. Новые правила запрещают гаранту запрашивать у заказчика документы не из перечня ПП № 1397 от 09.08.2022, требовать у заказчика деньги за подачу запроса выплат в электронном виде или за использование информационных систем. Отказывать в переводе денег из-за отсутствия уведомления о нарушении или расторжении договора также запрещено.

  • документ готовят в бумажном или электронном виде;
  • бумажный документ прошивают и нумеруют;
  • электронную НГ подписывают усиленной электронной подписью (УКЭП), а бумажную подписывает сам руководитель или другой сотрудник по доверенности;
  • в текст гарантии включают порядок подачи требования об уплате обеспечения, сроке перевода денег и указание на конкретный арбитражный суд, в котором будут рассматривать споры;
  • обязательства по НГ считают исполненными после фактического перевода денег;
  • все расходы, связанные с переводом, берет на себя гарант;
  • исключение банка из перечня Минфина не ведет к аннулированию гарантии.

ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ ПО ГАРАНТИИ

Положение о независимых гарантиях две формы требования:

  • уплата по гарантии обеспечения заявки;
  • выплата по гарантии обеспечения исполнения договора.

В требование об уплате по гарантии включают:

  • сведения о гаранте, заказчике и поставщике, в том числе идентификационный код гаранта;
  • сведения о закупке, в том числе номер извещения;
  • номер из реестра независимых гарантий (когда НГ начнут включать в спецреестр);
  • причину направления требования;
  • срок рассмотрения обращения и перевода денег;
  • реквизиты счета для перевода денег;
  • список приложений;
  • иные нюансы.

Если заказчик обращается за деньгами по гарантии обеспечения исполнения договора, к требованию прикладывают:

  • расчет суммы выплат;
  • документ, фиксирующий нарушение обязательств (претензия, расчет неустойки и т.п.);
  • документ, подтверждающий полномочия подписавшего требование.

При подготовке требования в бумажном виде, к нему прилагают оригиналы документов или заверенные заказчиком копии. Если требование направляют в электронном виде, документы подписывают УКЭП. Как именно отправить запрос — решает заказчик.

СРОКИ ОПЛАТЫ

В положении о закупках необходимо указать срок в соответствии с ФЗ, либо указать индивидуальные сроки оплаты по различным товарам (работам, услугам). (Федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.2022)

С 16 апреля 2022 Заказчики должны оплачивать поставленные товары, работы и услуги (ТРУ) не более чем за семь рабочих дней.

Иной срок оплаты может быть установлен Правительством в целях обороны страны и Заказчик, если укажет это в Положении о закупках.

При этом Заказчик в своем положении о закупке должен указать конкретные сроки или порядок их определения, а также перечень ТРУ, сроки по оплате которых указываются в Положении о закупках (ст. 3 Закона 223-ФЗ)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИИ

В положении необходимо указать требования к закупочной комиссии в соответствии с дополненными частями 7.1 — 7.3 статьи 3 Закона 223-ФЗ (Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

С 1 июля 2022 г. дополнена ч. 7.2, предусматривающей перечень лиц, которые не могут быть членами закупочных комиссий. Также установлено, что в срок до 1 октября текущего года положения о закупке заказчиков должны быть скорректированы с учетом внесенных изменений и размещены в ЕИС.

ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК НЕ МОГУТ БЫТЬ:

  • физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении конкурентной закупки), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в закупке, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке. Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
  • иные физические лица в случаях, определенных положением о закупке.

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

В 2022 году появились дополнительные основания для попадания в реестр недобросовестных поставщиков, сформулированы новые требования к независимой гарантии, увеличен годовой объем закупок у субъектов МСП. В закупках по 223-ФЗ есть и другие особенности, на которые следует обратить внимание с учетом изменений.

Про торги:  Как правильно погасить коммунальные платежи по договору аренды

В обзоре указываем наиболее важные новшества.

Изменения правил закупок у субъектов МСП

Вступление в силу: с 1 января

Основание: Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

Это основное изменение в закупках по 223-ФЗ, поскольку оно затронуло большинство бизнесов. Во-первых, теперь требования Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 должны соблюдать все заказчики по 223-ФЗ, за исключением тех, кто сам является субъектом МСП.

Во-вторых, изменен годовой объем закупок у субъектов МСП — он увеличился с 20% до 25%. При этом не менее 20% (ранее — 18%) от совокупного годового объема договоров должна составлять общая стоимость договоров по результатам закупок, в которых могли участвовать только субъекты МСП.

Корректировка правил ведения реестра договоров

Вступление в силу: с 3 февраля

Основание: Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60

Теперь при долгосрочных сделках в реестр включается информация об объемах оплаты договора в течение каждого года исполнения.

Повышение приоритета российских товаров при конкурентных закупках

Вступление в силу: с 23 февраля

Основание: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 № 1382

Преференция в размере 30% от цены, которую предложил участник, теперь распространяется на интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством и программное обеспечение для них.

Изменения, связанные с размещением в ЕИС информации о закупках

Вступление в силу: с 7 марта

Основание: Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301, Письмо Минфина России от 14.03.2022 № 24-03-08/18813

Изменения имеют отношение к заказчикам, находящимся под санкциями, а также к кредитным организациям, чьи контролирующие лица попали под санкции.

Есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание заказчикам, находящимся под ограничительными мерами:

  • Они не обязаны размещать в ЕИС сведения о закупках, а также информацию о поставщиках, с которыми заключили договоры.
  • Они могут проводить конкурентные закупки закрытым способом, в том числе в электронной форме. При этом закупка в электронной форме должна осуществляться только на специализированной электронной площадке.
  • С 7 марта они не должны размещать информацию о закупке и поставщике. Это требование распространяется на все осуществляемые ими закупки, в том числе на те, что находятся на этапе определения поставщика.
  • В план закупок не вносится информация о закупках заказчиков, находящихся под санкциями.
  • Закупки, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС, не учитываются при расчете годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов МСП.

Изменение сроков оплаты по договорам с субъектами МСП

Вступление в силу: с 23 марта

Основание: Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417

Срок оплаты сокращен с 15 до 7 рабочих дней. Требование распространяется на всех заказчиков и касается:

  • Закупок, которые проведены на общих основаниях, если выигрывает субъект МСП.
  • Закупок, в которых участвовали только субъекты МСП.
  • Закупок, в которых субъекты МСП выступали субподрядчиками.

Сокращение сроков оплаты по договорам

Вступление в силу: с 16 апреля

Основание: Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ

Сроки оплаты по всем договорам, не только с субъектами МСП, сокращены до 7 рабочих дней. По всем контрактам, которые заказчик заключал после 16 апреля, должен применяться этот срок оплаты.

Для субъектов МСП эта норма работает с 23 марта 2022 года.

Важный нюанс: если закупка была объявлена заказчиком до 16 апреля, а контракт договора заключался после этой даты, срок оплаты по такому договору должен составлять не более 7 дней.

При этом в рамках 223-ФЗ появились дополнительные возможности, которые каждый заказчик вправе установить самостоятельно. В этом случае он должен определить перечень товаров, работ, услуг по ОКПД2, при осуществлении закупок которых применяются особые сроки оплаты. Утвердив эти перечни, нужно установить такое условие в положении о закупке.

С учетом апрельских изменений следовало до 1 октября 2022 года соответствующим образом скорректировать положение о закупках.

Новшество в описании объекта закупки

Вступление в силу: с 1 июля

С 1 июля 2022 года описание объекта закупки предусматривает для заказчика функцию указания страны происхождения товара.

Предполагается, что нововведение даст заказчикам возможность поддержать преференциальных участников, которые поставляют товары российского происхождения и товары из стран ЕАЭС.

Расширен перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Основание: Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ

К таким основаниям относятся: уклонение от заключения договора с заказчиком; расторжение договора по решению суда; расторжение договора заказчиком, против которого ввели санкции, из-за существенных нарушений со стороны поставщика.

Установлены требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у МСП

Основание: Федеральный закон от 16.04.2022 № 109-ФЗ

Теперь обеспечивать участие или исполнение обязательств по договорам с субъектами МСП можно не только денежными средствами, но и независимой гарантией.

В гарантию включен ряд условий, например, о сроке действия:

  • Не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок.
  • Не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора.

До 1 октября нужно было привести в соответствие с требованиями положение о закупках.

Установлен порядок закупок у МСП по принципу электронного магазина

Основание: Постановление Правительства РФ от 16.12. 2021 № 2323

Заказчик может установить в положении способ неконкурентной закупки при закупке у субъектов МСП. Таким способом является электронный магазин.

Нововведение затронет только самый низкий ценовой сегмент, предусмотренный для осуществления целевых закупок у предпринимателей. Согласно п. 20.1 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, максимальное значение цены договора, заключенного через механизм электронного магазина, не должно превышать 20 млн руб.

Такие закупки осуществляются на электронных площадках операторов из спецперечня. Участник-МСП размещает предварительное предложение о поставке товара, заказчик публикует информацию о закупке и требованиях к участнику, оператор устанавливает, какие предложения отвечают требованиям, а заказчик определяет, с кем заключить договор.

Проведение строительных закупок под ключ

С недавнего времени закреплена возможность закупки проектирования, строительства и приобретения оборудования по одному договору, то есть у одного подрядчика.

Стоит отметить, что закупка оборудования в едином комплексе строительных работ возможна только, если оно есть в проектной документации и обеспечивает эксплуатацию объекта капстроительства.

Введение понятия «официальный сайт»

Благодаря новшествам, разделены термины официального сайта единой информационной системы и единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). Официальный сайт включает открытую для всех информацию, в то время как функционал ЕИС содержит информацию официального сайта и данные, закрытые широкому кругу лиц.

Расширение содержания извещения

Основание: Федеральный закон от 16.04.2022 № 109-ФЗ

С 1 июля заказчику нужно указывать в извещении и документации о конкурентной закупке сведения об обеспечении заявки и об обеспечении исполнения контракта.

Требования к предотвращению конфликта интересов при закупках

Основание: Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ

Изменения в закон по 223-ФЗ обязали заказчиков предотвращать конфликт интересов при закупках. Руководитель заказчика, член комиссии должны предпринимать соответствующие меры.

Членами комиссии не могут быть:

  • Физлица, у которых есть личная заинтересованность в закупке.
  • Участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы.
  • Иные физлица из положения о закупке.

Члены комиссии обязаны при возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе комиссии, поставить об этом в известность заказчика.

До 1 октября 2022 года нужно привести в соответствие новым требованиям положения о закупках, утвердить и разместить их в ЕИС.

Уточнен порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков при отказе заказчика, попавшего под санкции, от исполнения договора

Вступление в силу: с 10 августа

Основание: Постановление Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397

В правилах ведения реестра закрепили, что сведения о поставщике не включат в реестр недобросовестных поставщиков, если он не смог исполнить договор из-за обстоятельств непреодолимой силы, например, санкций.

Отказ работать с заказчиком из-за санкций к таким обстоятельствам не относится.

Применение положения о независимых гарантиях

Вступление в силу: со 2 октября

Такое положение регулирует вопросы предоставления независимых гарантий при конкурентных закупках среди субъектов МСП (для обеспечения заявки и для обеспечения договора). Оно устанавливает дополнительные требования к гарантии, типовые формы гарантий, форму требований об оплате по гарантии и перечень предоставляемых документов.

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках установлена на законодательном уровне. Если нарушите правила, придется заплатить штраф. Взыскания существенные: от 5000 до 500 000 рублей.

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

Изменения в штрафах

С 01.01.2023 КоАП изменят. В действующий классификатор нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ внесут новое — нарушение правил национального режима. Как только поправки вступят в силу, у заказчиков появится новая обязанность: размещать сведения о закупках отечественной продукции или о поставках отечественных товаров в рамках исполнения договора по 223-ФЗ.

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Ответственность за несоблюдение норм 223-ФЗ

По правилам, при рассмотрении дел о нарушении законодательства о закупках по 223-ФЗ к ответственности привлекают не только организацию-заказчика, но и должностных лиц, которые занимаются торгами. В некоторых случаях за одну ошибку наказывают обоих — и юридическое, и должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 15 Постановления пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005, письмо ФАС № ИА/55057/20 от 30.06.2020).

Есть и обратные ситуации, когда заказчика не наказывают за правонарушения. Наказание не назначат при соблюдении двух условий (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ):

  • ответственного работника организации или единоличный исполнительный орган уже наказали за это нарушение;
  • заказчик принял все необходимые меры, чтобы избежать нарушения закона.

Должностные лица — это руководитель, члены закупочной комиссии, работники, которые занимаются закупками по распоряжению руководства. Должностных лиц наказывают, если они ненадлежаще исполнили или не исполнили установленные обязанности. А обязанности ответственных лиц прописывают в положении о закупке по 223-ФЗ.

Если в приказах заказчика или в положении о закупке не назначены ответственные за закупочную деятельность сотрудники, за нарушения отвечает руководитель организации (ст. 2.4 КоАП РФ). А если должностное лицо накажут больше двух раз, контролеры вправе его дисквалифицировать (ч. 1, 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Про торги:  Образец протокола заседания конкурсной комиссии

Как применяется ответственность по 223-ФЗ

Если дело рассматривает ФАС или прокуратура, нарушения при нормировании в сфере закупок грозят административным штрафом. Административная ответственность за правонарушения в закупочной деятельности прописана в КоАП РФ.

Большинство дел рассматривают Федеральная антимонопольная служба и территориальные УФАС (ч. 1 ст. 23.83 КоАП РФ, п. 1 ПП РФ № 189 от 07.04.2004). Поставщики подают в ФАС жалобы на действия или бездействия заказчиков. Жалуются и в прокуратуру, причем как поставщики, так и заказчики. А процедуры в рамках государственного оборонного заказа контролирует ФАС, военная прокуратура и ведомственные органы (ФСБ, МВД) на правах учредителя.

Дела о дисквалификации за повторное нарушение рассматривает суд. Правила такие: если проводили административное расследование, делом занимается районный судья, а если не проводили — мировой судья (ч. 2 ст. 7.32.3, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Если заказчик выбрал неправильный способ торгов, его не оштрафуют. А вот за несоблюдение обязательной электронной формы, закупку у единственного поставщика вместо конкурентной процедуры или торги по 223-ФЗ вместо 44-ФЗ накажут. К примеру, если заключили договор с единственным поставщиком в случае, когда в положении закреплен конкурентный тендер, такое соглашение признают в суде недействительным (ст. 3.6 223-ФЗ, п. 1 ст. 168 ГК РФ).

К административной ответственности по 223-ФЗ привлекают в течение года после правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Срок отсчитывают с даты совершения или обнаружения проступка (п. 3 Постановления КС РФ № 19-П от 17.05.2022). В случае длящихся нарушений наказание назначат в течение года после того, как его обнаружили (ч. 2 ст. 4.5).

Законом предусмотрена и уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок (, , 304 УК РФ). Наказывают за злоупотребление при заказе товаров, работ и услуг, за подкуп работника контрактной службы и за провокацию взяток.

От чего зависит мера ответственности

Мера ответственности определяется самим правонарушением: для каждого проступка предусмотрено отдельное наказание. А размер штрафа зависит от того, на кого налагают взыскание — на должностное или юридическое лицо.

В некоторых случаях санкции уменьшают или, наоборот, увеличивают. На это влияют смягчающие или отягчающие обстоятельства (ч. 1, 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ). К примеру, если нарушили закон в связи со смягчающими обстоятельствами, которые повлияли на характер проступка или его последствия, вы сможете попросить о снижении штрафа.

Штраф ниже минимума назначат и тем нарушителям, которые подтвердят тяжелое материальное положение. Но только при условии, что минимальное взыскание превышает 50 000 рублей (или 40 000 по закону региона) — для должностного лица и 100 000 — для юрлица (ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если наказание назначили, но вы с ним не согласны, оспорьте его в суде. Должностные лица подают иск в районный суд, юрлица — в арбитражный (ч. 1, 3 ст. 30.1). А взыскание или дисквалификацию по решению мирового судьи оспаривают в вышестоящей судебной инстанции.

Таблица штрафов по 223-ФЗ

В Кодексе административных правонарушений указано, какая ответственность предусмотрена за нарушение членами комиссии по осуществлению закупок норм действующего законодательства в сфере закупок — за нарушение порядка работы комиссии каждый ее участник заплатит административный штраф как должностное лицо. Комиссию наказывают за нарушения при рассмотрении и оценке заявок, за неисполнение требований контролеров в установленный срок и за другие проступки, допущенные при исполнении возложенных функций (ст. 2.4 КоАП).

По каждому нарушению есть минимальные и максимальные взыскания. В таблице собрали все штрафы по 223-ФЗ.

Штрафы за несоблюдение сроков закупки и размещения информации в ЕИС

Отдельно рассмотрим ответственность за нарушение проведения процедуры закупки — несоблюдение ее сроков. Если нарушили сроки публикации сведений, придется заплатить (ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ):

  • ответственному сотруднику: 5000-10 000 рублей;
  • заказчику: 10 000-30 000 рублей.

Если просрочка произошла из-за технических неполадок (если они длились больше одного дня) в Единой информационной системе, взыскание отменят. Но только при соблюдении двух условий (ч. 13 ст. 4 223-ФЗ):

  • своевременная публикация информации на официальном сайте компании;
  • размещение сведений в течение одного рабочего дня после запуска работы ЕИС.

В таблице — сроки размещения основной информации по .

Как прописать ответственность в договоре по 223-ФЗ

Если применяете материальное взыскание как меру наказания за неисполнение договора, определите основание для его взимания. Обычно участников сделки штрафуют за нарушение условий соглашения. Поставщика наказывают за:

  • срыв поставки;
  • некачественные, некомплектные товары;
  • незаконное привлечение субподрядчика.

Заказчика штрафуют за непредоставление нужной документации, запрет доступа на объект, неправильную (недобросовестную) приемку.

Кроме того, надо определить размер штрафа. Вы вправе установить одинаковую величину для всех проступков или рассчитать сумму взыскания в зависимости от степени влияния на исполнение договора. Штрафы устанавливают в фиксированной денежной сумме или в процентах от цены соглашения или стоимости нарушенного обязательства по договору.

Внесение изменений в 223 фз в 2022 году

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 N 19-П

Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211

Статья 168 ГК РФ. Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта

Статья 19.5 КОАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

Статья 19.7.2-1 КОАП РФ. Непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Статья 2.1 КОАП РФ. Административное правонарушение

Статья 2.4 КОАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

Статья 23.1 КОАП РФ. Судьи

Статья 23.83 КОАП РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Статья 30.1 КОАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Статья 4.1 КОАП РФ. Общие правила назначения административного наказания

Статья 4.5 КОАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 7.32.3 КОАП РФ. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Статья 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Статья 205.5 УК РФ. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации

Статья 304 УК РФ. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Внесение изменений в 223-ФЗ происходит регулярно, поэтому участникам закупок необходимо отслеживать все нововведения в законе. Поправки коснулись порядка разработки положения о закупке, размера преференций малому и среднему предпринимательству и др.

Рассказываем об основных изменениях, которые начали действовать с начала 2022 года, а также новшествах, вступивших в силу с 1 июля 2022 года.

Изменения, действующие с начала 2022 года

Годовой объём закупок у субъектов МСП увеличили с 20 до 25%. Доля стоимости контрактов по результатам торгов, в которых могут принять участие лишь представители малого и среднего бизнеса, выросла до 20%.

На кого распространяется: все юридические лица, за исключением компаний со статусом МСП.

Когда изменение вступило в силу: с 1 января 2022 года.
Основание: постановления Правительства РФ от 7 июля 2021 года № 1128.

Повышение приоритета российских товаров при конкурентных госзакупках

Российские системы управления электросетевым хозяйством и ПО для них теперь имеют повышенный приоритет на госзакупках — 30% от цены, предложенной участником.

Когда изменение вступило в силу: с 26 февраля 2022 года.
Основание: постановления Правительства РФ от 23 августа 2021 года № 1382.

Сокращение срока оплаты для субъектов МСП

Теперь при заключении контракта с представителями малого и среднего бизнеса заказчик должен заказчик оплатить товары, работы или услуги в течение 7 рабочих дней, вместо 15.

Когда изменение вступило в силу: с 23 марта 2022 года.
Основание: постановление Правительства РФ № 417 от 21 марта 2022 года

Изменения в правилах публикации данных в ЕИС

Разрешено не публиковать в Единой информационной системе по закупкам (ЕИС) сведения о процедурах в отношении заказчиков, которые находятся под санкционными ограничениями или контролируются лицами, подпавшими под санкции.

Когда изменение вступило в силу: с 7 марта 2022 года.
Основание: постановление Правительства РФ № 301 от 6 марта 2022 года.

Порядок закупки иностранного ПО

Введён запрет на закупку иностранного программного обеспечения для использования на критически значимых объектах информационной инфраструктуры РФ, а также на закупку услуг необходимых для использования этого ПО без согласования с федеральным органом.

Когда изменение вступило в силу:
Основание: Указ Президента РФ № 166 от 30.03.2022.

Сокращение максимального срока оплаты по всем контрактам

Заказчики обязаны оплачивать ТРУ в срок не более семи рабочих дней с даты приёмки, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Кроме того, заказчику разрешается применять иной срок оплаты, если он пропишет его в своём Положении о закупке.

Когда изменение вступило в силу: с 16 апреля 2022 года.
Основание: Федеральный закон от 16 апреля 2022 года № 104-ФЗ.

Рекомендованный порядок изменения существенных условий строительных контрактов

При изменениях существенных условий в договорах по оказанию строительных работ рекомендовано применять правила, установленные Правительством РФ для контрактов по 44-ФЗ.

Когда изменение вступило в силу: с 18 апреля 2022 года.
Основание: постановление Правительства РФ № 680 от 16 апреля 2022 года.

Рекомендации по внесению аванса при закупках по 223-ФЗ

Министерство финансов подготовило рекомендации, по которым в качестве аванса по 223-ФЗ предлагается вносить не менее 50% от полной оплаты.

Когда изменение вступило в силу: с 19 апреля 2022 года.
Основание: письмо Минфина от 19 апреля 2022 года № 28-05-07/34796.

Оцените статью
ТЭК Торги