ОАО «НК «Роснефть» в составе Консорциума проекта «Сахалин-1» успешно завершила бурение на месторождении «Чайво» самой протяженной скважины в мире.
Эксплуатационная скважина О-14 пробурена в направлении крайней юго-восточной оконечности месторождения с буровой платформы «Орлан». Скважина имеет самую большую в мире глубину по стволу, равную 13 500 метров, и горизонтальный участок ствола длиной 12 033 метра. Для бурения скважины потребовалось 156 дней.
Давайте отправимся в далекое Охотское море и посмотрим как добывают нефть с его дна.
1. Путешествие на буровую платформу начинается с вертолетной площадки берегового комплекса подготовки продукции «Чайво». Сначала тщательный инструктаж, одевание спасательных гидрокостюмов и уточнение плана полета и съемок. Я про сам перелет сделаю отдельный материал, уж больно в нем все отличалось от обычного полета на вертолете.
2. Мелководный шельф Охотского моря. На берегу еще лед, а чуть в отдалении он уже вскрылся.
3. Потенциальные извлекаемые запасы по проекту «Сахалин-1» составляют 307 млн. тонн (2,3 млрд. баррелей) нефти и 485 млрд. куб. метров (17,1 трлн. куб. футов) природного газа.
4. Они все находятся под морским дном Охотского моря в трех месторождениях: «Чайво», «Одопту» и «Аркутун-Даги».
5. На подлете к платформе нас встречает судно обеспечения «Кигориак», который постоянно дежурит около буровой платформы по правилам безопасности.
6. Сели на платформу. Наш багаж выгружают и все выходят. В вертолете остаются только фотографы и операторы. Теперь будем снимать красивые виды и панорамы.
7. Буровая платформа «Орлан», судно обеспечения «Кигориак» и судно снабжения «Витус Беринг». Сталебетонное основание «Орлана» легко выдерживает натиск льда и гигантских торосов, достигающих высоты шестиэтажного дома.
8. Платформа «Орлан» первоначально носила название «Glomar Beaufor sea I» (Гломар Бофорт Си I) и была построена в 1983-1984 гг. в Японии. В 1984 г. платформа была отбуксирована и установлена в море Бофорта (США, штат Аляска). Платформа эксплуатировалась в качестве установки разведочного бурения. В результате ее эксплуатации было практически доказано, что конструкция платформы приспособлена для круглогодичной эксплуатации в суровых арктических условиях. В период с 1984 по 1997 г платформой пробурено 6 разведочных скважин. Далее платформа была приобретена для проекта «Сахалин-1» и переоборудована из разведочной в добывающую.
9. После глобальной модернизации, когда на платформе смонтировали новейшее буровое оборудование (а по сути от старой платформы осталось только основание), «Орлан» был отбуксирован на место постоянной стоянки. Его понтоны были заполнены и платформа навсегда опустилась на подготовленное дно Охотского моря. На участке установки платформы «Орлан» с буровым и жилым модулями глубина моря составляет 15 м. Это случилось в 2004 году.
10. Для доставки грузов, временного складирования или размещения персонала (если число свободных мест на платформе закончилось) используется новейшее судно (спущено на воду в 2013 году) снабжения ледокольного класса «Витус Беринг». На момент съемки на судно перегружали буровые трубы после завершения бурения скважины O-14.
11. На первом месте — безопасность. Как и личная, так и производственная. Сразу предупреждают, что электронными устройствами (телефонами, например) можно пользоваться только в жилом блоке. Про фотокамеры скажу позднее — там не все просто было. За вахту, проведенную без происшествий, все получают весомую премию. Но стоит кому-то порезать хотя бы палец, все — премии нет. Поэтому все сами смотрят за собой и за соседом, чтобы соблюдались все нормы безопасности. В комментариях ниже мне написали, что это утка. Не знаю, я это услышал на платформе как раз. Скорее всего истина где-то рядом.
12. Наше знакомство с платформой начинается с точки сбора для спасательный шлюпки №4. Вся наша группа приписана к ней. В случае тревоги надлежит прибыть на эту точку, перевернуть карточку и ждать указаний здесь же.
13. У первых трех шлюпок спасательные гидрокостюмы хранятся около точки сбора — в столовой. Она же является и защищенным бункером-укрытием на случай ЧС. А наши гидрокостюмы хранятся около самой шлюпки.
14. Все столовые проекта — образец поварского искусства. Конечно, тут вы не найдете вычурных блюд, но все очень вкусно и разнообразно. Помимо первого и второго вы сможете найти салаты, зелень, овощи, фрукты, десерты, выпечку, мороженное (!), соки, воды. Все бесплатно и количество подходов не ограничено. 🙂
15. Рабочий кабинет в жилом модуле. В целом, ничего особенного.
16. По всему модулю сделаны уголки безопасности. Аварийно-спасательное оборудование, носилки, комплекты оказания первой медицинской помощи.
. Есть даже специальные камеры в взрывозащитном исполнении, но, как говорят, снимают они плохенько. А с обычной хорошей камерой в рабочую зону нельзя. Но как снимать? Поэтому на нас вешают газоанализаторы. Инструкция проста — если запищит, то надо быстро уходить из этого помещения и только потом разбираться, а чего он там запищал.
18. Краткий ликбез — что такое буровая скважина. Основная идея, это как высотный дом, но наоборот. Сначала бурят большого диаметра, а потом потихоньку уменьшают.
19. Настоящие буровики. Вахта 28 дней. Работа 12/12 часов. Обратите внимание на каски — они все с широкими полями. Сделано этоя для того, чтобы защитить плечи отпадающих предметов или жидкостей.
20. Наша группа. Огнеупорные комбинезоны, каски, очки и белые перчатки! Кстати, очень удобные оказались. Естественно, специальная обувь.
22. Трубный склад. На фото его небольшая часть. По мере извлечения километров труб их складируют тут, а потом перегружают на судно снабжения.
23. Лучший вид на платформе!
24. Хотя, особых видов там совсем не много. Посмотрел по сторонам и все. Обратите внимание на серую стенку слева. Это часть бурового комплекса. Посмотрите, снизу сделан гибкий подвод коммуникаций. Дело в том, что платформа неподвижна, а пробурить надо пару десятков скважин. Поэтому по координатам X и Y перемещается буровая. Диапазон подвижности в любую сторону около 10 метров.
25. На время посадки вертолета кран был закреплен, а судно снабжения отошло от платформы. Сейчас погрузочные работы снова возобновились.
26. И как же нам повезло с погодой!.::кликабельно::.
27. А теперь пора в буровую. Буквально на днях ОАО «НК «Роснефть» в составе Консорциума проекта «Сахалин-1» успешно завершила бурение самой протяженной скважины в мире на месторождении «Чайво» — эксплуатационной скважины О-14. Данная скважина пробурена в направлении крайней юго-восточной оконечности месторождения с буровой платформы «Орлан». Скважина имеет самую большую в мире протяженность по стволу, равную 13500 метров, и отход от вертикали 12 034 метр.
28. Оператор и его помощник. Отсюда осуществляется все управление процессом.
29. Все максимально автоматизировано.
30. Это одна из мощнейших морских буровых вышек в мире.
31. Капитан буровой платформы.
32. Достигнутая глубина скважины по стволу (13 500 м) фактически близка к лимиту по техническим возможностям для существующих на сегодняшний момент буровых установок и мировых технологий. На момент съемки происходило извлечение буровой колонны. Как видите на фотографии — бур находится на глубине 8887 метров.
33. Оператор бурения.
34. Для бурения скважины потребовалось 156 дней.
35. На платформе предусмотрен минимум сооружений по подготовке продукции, так как вся добываемая продукция подается на береговой комплекс подготовки «Чайво».
36. Рекордная скважина выполнена по схеме одного ствола. Но на платформе уже есть многостволовые скважины. Это когда из одного устья пробурено несколько стволов.
37. После того как выберут все 8,8 километра труб, то в скважину опустят уже трубу для добычи нефти и новая скважина будет включена в работу.
38. Снова выбираемся на площадку.
39. «Кигориак» — это «Полярная звезда» с какого-то языка северных народов. Был проведен конкурс на лучшее название и его выиграл мальчик. Экскурсия на судно и большой торт ему были обеспечены 🙂 Кстати, как сказали на платформе, весь мостик у судна заставлен кадками с зеленью и овощами. Так капитан развлекается — выращивает свой огород для общего стола.
40. Погрузка буровых труб.
41. Алмазная буровая коронка. Отличается высочайшей точностью и балансировкой.
42. Винсент Кесслер — менеджер проекта. Настоящий бурильщик из Техаса! Он водил нас по платформе и рассказывал все тонкости.
43. Рубка управления платформой. Вся информация отсюда доступна в он-лайн режиме всем. Ну, кто имеет доступ, конечно.
44. Схема пробуренных скважин с платформы.
45. Превентор (от лат. Praevenio — предупреждаю) — рабочий элемент комплекта противовыбросового оборудования, устанавливаемый на устье скважины. Основная функция превентора — герметизация устья нефтегазовой скважины в чрезвычайных ситуациях при строительстве или ремонтных работах на скважине. Герметизация скважины предотвращает открытое фонтанирование нефти и, как следствие, предотвращает возникновение пожара или загрязнение окружающей среды.
46. Отсюда нефть поступает на береговой комплекс.
47. Устья скважин. О-14 — это двадцать первая скважина. Еще будет пробурена одна и таким образом общее количество будет 22. В скважинах нет насосов. Нефть поднимается только за счет давления в пласте. Естественно, попутный газ закачивается обратно. Да, на фото 11 скважин. Остальные находятся под полом, на первом этаже помещения.
48. Спасательные шлюпки.
49. 18 из 30 самых протяженных скважин БОВ (большой отход от вертикали) в мире были пробурены на проекте «Сахалин-1»
50. В следующих постах я расскажу про береговой комплекс и буровую установку «Ястреб». Отдельный пост будет про специализированный вертолет Ми-8.
51. Большое спасибо всем рабочим буровой за гостепреимство и безопасность!
Специальный репортаж Вестей. Простите, код их кривого плеера не работает. Поэтому прямая ссылка.
В пятницу, 7 октября, президент России Владимир Путин подписал Указ о передаче всех прав и обязанностей участников проекта «Сахалин-1» в специально создаваемое новое российское юридическое лицо. Эта компания также получит в безвозмездное пользование и все имущество проекта, собственником которого отныне будет не иностранный оператор, а российское государство.
Доля российских участников проекта «Сахалин-1» — Сахалинморнефтегаз-Шельф и РН-Астра- остается неизменной: в новой компании они получат долю, пропорциональную количеству принадлежащих им акций «Сахалин-1» (11,5% и 8,5% соответственно). Иностранным же акционерам проекта — американской ExxonMobil, японской Sodeco и индийской ONGC- дается месяц для того, чтобы подать заявку на участие в новой компании. Согласно указу президента, они также могут расчитывать на долю, пропорционально текущему владению.
Если же такие заявки не будут поданы или же будут отклонены правительством РФ, то оставшиеся доли подлежат продаже в течение еще четырех месяцев. Продать доли в новом ООО можно будет только российскому юридическому лицу. Одновременно с продажей правительство проведет «финансовый, экологический, технологический и иной» аудит деятельности инвестора и его персонала. Если по итогам проверки будет выявлен ущерб, то его сумму вычтут из стоимости доли акционера.
Предпосылкой изданному указу стало то, что компания Эксон Нефтегаз Лимитед в одностороннем порядке объявила форс-мажор по всем контрактным обязательствам в рамках «Сахалин-1». Фактически это означает полный отказ от выполнения функций оператора, а, значит, и блокировку работы проекта. В результате были остановлены не только отгрузка нефти, но и поставка газа жителям Приморья. С одной стороны, обеспечение надежного энергоснабжения жителей Хабаровского края и севера острова Сахалин при таких условиях невозможно. С другой, простой производственных мощностей проекта и прямые финансовые потери, вызванные этой ситуацией, очевидно, не могут устроить ни Россию, ни партнеров по проекту из Индии и Японии.
Решение Президента позволит возобновить полноценную работу проекта в кратчайшие сроки.
«Передача функций оператора проекта «Сахалин-1» компании «Сахалинморнефтегаз-Шельф» является вполне закономерным и оправданным решением. Это позволит возобновить бесперебойную добычу углеводородного сырья в рамках проекта, а также обеспечить газовыми ресурсами жителей Хабаровского края и севера острова Сахалин. Прежний оператор проекта, компания ExxonMobil, де факто самоустранилась от участия в нем, прекратила добычу нефти (еще с 15 мая нынешнего года), а затем и газа (с 16 сентября), тем самым полностью парализовав деятельность «Сахалина-1». Иначе как саботажем это назвать нельзя», – прокомментировал доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов.
На сегодняшний день «Сахалин-1» остался единственным проектом, реализуемым на основе соглашения о разделе продукции, или СРП, по которому был не урегулирован вопрос участия иностранных акционеров. Ранее операторство по двум другим СРП-проектам: «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение – было передано российским компаниям. Однако подобное решение назрело давно: механизм СРП, действующий в России на протяжении нескольких десятилетий, доказал свою колониальную направленность и паразитический характер, бюджет нашей страны ежегодно теряет десятки миллиардов $.
Об этом несколько лет назад говорил и президент Владимир Путин: «Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль».
За весь период действия соглашений выручка от реализации углеводородов, добытых в рамках СРП, составила около $160 млрд, сообщала Счетная палата по итогам проверки хода реализации соглашений за 2018 г. При этом в бюджеты всех уровней из этой суммы поступило лишь $47 млрд, то есть менее трети.
«Если бы месторождения разрабатывались на стандартных условиях, государство получило бы в 1,5 раза больше. В период с 2005 г. когда был запущен Сахалин-1, по 2018 г. средний уровень налоговой нагрузки нефтяных компаний составлял порядка 50% («Роснефть» – 55,2%, «Лукойл» – 48,2%, «Газпром нефть» – 49,3%), при показателе 29,4% по проектам СРП. Это свидетельствует о низкой бюджетной эффективности соглашений о разделе продукции», – говорит инвестиционный стратег ИК «Арикапитал» Сергей Суверов.
Как пояснил эксперт, п условиям соглашений, доля России в проектах СРП составила 15% («Сахалин-1»), 10% («Сахалин-2») и 47,7% (Харьягинское месторождение). Предполагалось, что по мере окупаемости иностранных инвестиций и роста доходности проектов до намеченных уровней, будет расти и доля российского государства в прибыльной продукции. На практике же оказалось, что за десятилетия работы СРП, достигнуть установленной нормы прибыльности смог только Харьягинский проект, в результате чего, доля государства в нем была увеличена до 63,4%. По Сахалинским же СРП указанный показатель не достиг даже минимального уровня (17,5%).
Зато ожидания иностранных инвесторов более чем оправдались. Например, для ExxonMobil «Сахалин-1» стал настоящим клондайком: по расчетам инвестиционного банка Goldman Sachs, внутренняя норма доходности (IRR) проекта «Сахалин-1» превышает 20%, что значительно выше среднего показателя по 20 крупнейшим проектам компании (средняя по ним составляет 17%, подсчитал Goldman Sachs). Доходность «Сахалин-1» для ExxonMobil в 3,2 раза выше доходности инвестиций в ее крупнейший казахстанский проект Кашаган и в 4,4 раза превышает аналогичный показатель для крупнейшего австралийского СПГ проекта Горгон.
«Совокупный объем добычи с начала реализации проекта составил 147 млн тонн нефти и 33 млрд куб. м. газа, соответственно выручка – порядка $84 млрд, из которых около $25 млрд приходится на ExxonMobil. Отдача от проекта для американской компании примерно в 2,5 раза превысила затраты по проекту: при общем размере инвестиций на уровне $36 млрд, ExxonMobil вложил порядка $10 млрд», – посчитал Суверов.
«Необходимо отметить, что данный прецедент ярко демонстрирует весь абсурд и невыгодность для России проектов на условиях СРП. Уровень налогообложения проектов СРП был значительно ниже (менее 30% от выручки), чем уровень налогов для российских нефтегазовых компаний, работающих «на общих основаниях» (порядка 50% от выручки). В итоге «Сахалин-1» оказался сверхприбыльным. И теперь вот такая «благодарность» – умышленная блокировка стратегически важного проекта! Впрочем, можно сказать, что ExxonMobil своего добилась – она осталась в проекте, сохраняет свое право на получение доли прибыли и при этом может ничего не делать, а лишь продолжать демонстрировать свое «горячее желание» уйти из России – как того от нее требуют кураторы из Госдепа», – объясняет Андрианов.
Согласно условиям СРП, инвестор освобождается от большинства налогов, но несет все риски и издержки, связанные с реализацией проекта. При этом расходы компенсируются за счет полученной продукции, объем которой вычитается из доли государства. Получается, что чем больше тратишь, тем меньше надо отдавать. В условиях слабого финансового контроля внутри СРП, менеджеры иностранных компаний-операторов зачастую не экономили ни на чем, а скорее – наоборот: вместо закупки российских материалов, оборудования, продуктов, стоимость которых с учетом фрахта значительно ниже импортных, все везли из США.
Отметим, что наглость операторов СРП была замечена на высшем уровне. Свои претензии в транжирстве к ним предъявляла и Счетная палата. По данным ведомства, компании ежегодно включали в состав возмещаемых затрат расходы, не связанные с реализацией проекта. Например, на проведение кооперативов, празднование Рождества и Хэллоуина, покупку подарков и сувениров. В числе нецелевых расходов – также аренда элитного жилья для иностранных топ-менеджеров в Москве. Совокупные расходы на аренду и компенсацию жилья по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в одном только 2014 году составили в $11,8 млн, говорилось в отчете Счетной палаты. В целом же необоснованные расходы по двум проектам аудиторы в том же году оценили в $36,5 млн. Общая сумма за 2012-2016 годах, предложенная Счетной палатой к исключению из возмещаемых затрат по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», составила $113,4 млн.
«Понятно, что ExxonMobil – американская корпорация и она вынуждена находиться в первых рядах антироссийской санкционной кампании. Конечно, логичным шагом с ее стороны было бы сразу и полностью уйти из России. Да, компания сообщала о каких-то переговорах с неназванной «третьей стороной» по передаче своей доли в «Сахалине-1», но ни во что конкретное это не вылилось. Не хватило времени или желания? Напомню, что другим западным нефтегазовым компаниям ничто не помешало уйти из России. К примеру, французская TotalEnergies распрощалась с Харьягинским СРП, а Shell вышла из «Гыдан Энерджи» и «Шелл Нефть». Откланялась и норвежская Equinor.
В итоге ExxonMobil «дотянула» до указа Президента РФ, который временно запрещает акционерам из недружественных стран продавать свои доли в стратегических активах, в том числе, в «Сахалине-1». То есть подобно тому, как ВР долго прощалась, но так и не вышла из капитала «Роснефти», так и ExxonMobil долго делала обиженный вид, но в итоге де-факто осталась в проекте «Сахалин-1». Но при этом продолжала саботировать его реализацию», – заключил Андрианов.
Но это крохи по сравнению со стоимостью оборудования, которое по условиям СРП должно быть передано в собственность государству. В 2018 году Счетная палата оценивала это имущество в $24,3 млрд. В сентябре Госдума поручила вице-спикеру Ирине Яровой совместно с профильными комитетами проанализировать эффективность реализации соглашений о разделе продукции (СРП), и в первую очередь по «Сахалину-1». С нетерпением и большим интересом ждем результатов этой работы.
На месторождении «Чайво» помимо морской буровой платформы «Орлан» есть еще и береговая площадка «Чайво». От нее скважины протянулись под дном Охотского моря до месторождения нефти, которое залегает где-то там внизу.
Начальной стадией реализации проекта предусматривалось освоение месторождения Чайво, которое началось в октябре 2005 г. с использованием временного технологического комплекса. После ввода в эксплуатацию нефтеотгрузочного терминала в Де-Кастри в сентябре 2006 г. и Берегового Комплекса Подготовки продукции (БКП) Чайво в октябре 2006 г. была сформирована промышленная инфраструктура проекта.
А к бурению береговых скважин с большим отходом забоя от вертикали приступили в июне 2003 года. В итоге были пробурены скважины с отходом от вертикали свыше 12-и километров.
Северо-западная часть основного нефтеносного пласта месторождения Чайво была вскрыта с помощью наземной буровой установки «Ястреб».
Проект «Сахалин-1» является одним из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями и представляет собой прекрасный пример применения передовых технологий и навыков управления проектами для освоения запасов углеводородов в суровых субарктических условиях. За годы реализации проект «Сахалин-1» продемонстрировал выдающиеся показатели эксплуатации, охраны окружающей среды и техники безопасности и принес многочисленные выгоды России и ее населению.
«Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ) является дочерней компанией Корпорации «Эксон Мобил» и оператором проекта «Сахалин-1» от имени международного консорциума, в который входят: российская государственная компания «Роснефть» через свои родственные организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%); японский консорциум «СОДЭКО» (30%); индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лтд.» (20%); «Эксон Нефтегаз Лимитед», дочернее предприятие «ЭксонМобил» (30%).
В прошлом посте про «Орлан» многие возмущались тому, что на проекте работает много иностранных компаний. Ну не будьте такими прямолинейными, что ли. Данный проект принес России и компании Роснефть огромный опыт, рабочие места, технологии и, самое главное — бесценный уникальный опыт, который мы можем уже сами использовать на других месторождениях. И уже используем!
Береговой комплекс подготовки продукции «Чайво»
Перед началом поста покажу видео облета буровой платформы «Орлан» с вертолета, которое предоставила пресс-служба компании «Роснефть»
1. Общий вид буровой площадки «Чайво» и установки «Ястреб». Внизу справа — берег Охотского моря.
2. Эта установка специально спроектирована для бурения с берега скважин на морские эксплуатационные объекты в рамках проекта «Сахалин-1».
3. Общая схема бурения, чтобы было понятно как добыть нефть из-под дна моря с берега.
4. Обсуждаем план съемок, инструктаж по техники безопасности. Как сказали в комментариях к посту про «Орлан»: «Безопасность — это скорее наша религия, а не навязанная из вне необходимость».
5. Маленький фрагмент по безопасности — парковка машин только задним ходом. Во-первых при выезде с места видно куда едешь и контролируешь наличие людей. Во-вторых, в случае чего, не тратишь драгоценные секунды на разворот машины. Но, давайте вернемся к «Ястребу».
6. «Ястреб» — установка полностью закрытого типа, приспособленная к эксплуатации в зимних условиях, благодаря чему ее можно использовать в субарктическом климате, где температура несколько месяцев в году держится ниже нуля, достигая порой -40°C.
7. После завершения работ на «Чайво» (эти пробуренные скважины уже работают и вы их видите на фотографии слева) установка была разобрана, модернизирована и перевезена на буровую площадку «Одопту». Она находится примерно в 70 км к северу от буровой площадки Чайво и в 9 км от северо-восточного побережья Сахалина вблизи залива Пильтун. Буровые работы были начаты в мае 2009 г. Хотя неглубокое залегание запасов на «Одопту» представляло дополнительные сложности, программа буровых работ на этой площадке была успешно завершена в 2011 г. — пробурено 9 скважин БОВ и установлено несколько мировых рекордов по бурению. А буровая установка вернулась на «Чайво», где сейчас идет бурение второй очереди скважин.
8. Склад буровых труб внутри буровой установки.
9. А это обсадные трубы. После бурения скважины они вставляются внутрь и остаются там навсегда.
10. Все работы максимально механизированы. А система подачи трубы к буровой напоминает механизм подъема ракеты на стартовый ствол.
11. Вот так выглядит сама буровая и устье скважины.
12. Эта буровая является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли.
13. Рубка управления.
14. По центру главный индикатор — масса «на крюке». Это вес всех буровых труб, долота + все сопротивления и усилия.
15. «Ястреб» пробурил серию рекордных скважин, в том числе Z-40 с глубиной по стволу 13000 метров от отклонением от вертикали 12130 метров — прошлый мировой рекорд. Всего в настоящее время 9 из 10 самых протяженных скважин пробурено в рамках проекта «Сахалин-1».
16. За время реализации проекта «Сахалин-1» уже добыто более 506 миллионов баррелей нефти и поставлено 15,4 миллиардов кубических метров природного газа потребителям Дальнего Востока России.
17. С момента начала эксплуатации проект «Сахалин-1» уже обеспечил поступления в размере 11 миллиардов долларов США в федеральный и региональные бюджеты в виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа, в том числе 4,3 миллиарда — в Сахалинский бюджет. 100 миллионов долларов перечислено в Фонд Развития Сахалина, а 40 миллионов долларов США было выплачено Российской Федерации в виде бонусов. Причем, после завершения осуществления всех стадий проекта общая сумма бонусов возрастет до 60 миллионов долларов.
18. Проект обеспечил более 700 рабочих мест для российских граждан. По сравнению с средней Сахалинской зарплатой на проекте работники получают примерно в два раза больше.
19. А всего ожидается поступления в российский бюджет более 89 миллиардов долларов США.
20. Российским и совместным предприятиям были присуждены контракты на общую сумму около 13,8 миллиардов долларов США (более 70% всех контрактов было присуждено сторонним поставщикам).
21. Более 250 миллионов долларов было выделено на модернизацию объектов инфраструктуры для местного населения в Сахалинской Области и Хабаровском Крае, включая больницы и поликлиники, дороги, мосты, порты, аэропорты, объекты энерго- и водоснабжения. Например, строительство женской консультации в г. Южно-Сахалинске, ремонт и модернизация федеральной трассы Южно-Сахалинск – Оха, а также мостов на её протяжении; реконструкция аэропорта «Ноглики».
22. Общий вид береговой площадки.
23. Более 2,2 млрд долларов США инвестированы в защиту дикой природы и среды обитания, а также рациональное землепользование.
24. «Ястреб» — буровая установка эшелонного типа. После завершения работ на скважине она передвигаться немного в бок и все начинается сначала.
25. Вся нефть (вернее нефтегазовая смесь) со всех площадок поступает на береговой комплекс подготовки «Чайво». Этот объект предназначен для подготовки стабилизированной нефти, которая отгружается через терминал в Де-Кастри, и природного газа, который поставляется потребителям на Дальнем Востоке России, либо закачивается в пласт для поддержания пластового давления.
26. Все машины в комплексе дизельные. Если указана скорость 10 км в час, то она и едет эти самые 10 км в час. Все пассажиры в обязательном порядке пристегнуты ремнями. Тех, кто там давно работает, это уже давно не удивляет. Нас же это удивляло только первое время. Потом как-то уже на автомате пристегиваешься в автобусе, на выходе одеваешь противоскльзские штуковины на ботинки. Кстати, весьма полезная вещь оказалась.
27. Сюда поступает продукция со всех площадок и здесь происходит первичное отделение нефти от газа.
28. Пульт управления комплексом. На вахте два оператора и начальник смены.
29. Весь комплекс автоматизирован и может управляться операторами отсюда.
30. Десятки параметров, графиков и схем.
31. Начальник смены.
32. Комплекс построен по модульной схеме. Отдельные здания приплывали по морю уже полностью готовыми. Их транспортировали от порта (около береговой площадки) до своего места по дороге..::кликабельно::.
33. Внутренняя галерея, которая соединяет все модули.
34. БКП рассчитан на подготовку до 250 000 баррелей (34 000 метрических тонн) нефти в сутки.
35. В результате выполнения проекта реконструкции БКП Чайво в 2012 г. мощности объекта по подготовке газа были увеличены с 24 до 32,5 млн. кубометров в сутки.
36. Так вот ты какой, R2-D2 🙂
37. Будущими планами реализации проекта предусматривается расширение разработки ресурсов природного газа месторождения «Чайво», не связанных с текущей добычей нефти.
38. Для реализации этих планов потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов. .::кликабельно::.
39. Отгрузка нефти осуществляется через терминал в Де-Кастри расположенному на территории Хабаровского края. До терминала через остров Сахалин и Татарский пролив проложен нефтепровод протяженностью 226 километров и диаметром 24 дюйма (61 см). К настоящему времени отгружено около 715 танкеров..::кликабельно::.
40. Большое спасибо всем сотрудникам комплекса за гостеприимство и безопасность!
Война санкций
07 окт 2022, 21:42
Контроль над оператором проекта «Сахалин-1» вместо ExxonMobil получила «Роснефть». Ранее при аналогичной смене оператора контроль над проектом «Сахалин-2» перешел «Газпрому»
Вид на береговую буровую установку «Ястреб», построенную в рамках проекта «Сахалин-1» на буровой площадке «Чайво»
Президент Владимир Путин подписал указ о создании нового оператора проекта «Сахалин-1» и исключении из него компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», «дочки» американского нефтегазового гиганта ExxonMobil. Новым управляющим оператором «Сахалина-1» станет «дочка» «Роснефти» — «Сахалинморнефтегаз-Шельф».
Новому оператору передаются все права и обязанности «Эксон Нефтегаз Лимитед». Все имущество консорциума, который вел проект «Сахалин-1», передается в собственность России.
Иностранные участники «Сахалина-1» должны в течение месяца согласиться или отказаться от перерегистрации доли в проекте на нового оператора.
В начале марта ExxonMobil объявила о выходе из проекта «Сахалин-1» и вывозе сотрудников из страны. В апреле компания заморозила проект «Дальневосточный СПГ» в Хабаровском крае.
ExxonMobil принадлежит 30% «Сахалина-1». Помимо нее в проекте участвует «Роснефть» через свои родственные организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%). Кроме того, в него инвестировали японский консорциум Sodeco (30%) и индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лтд» (20%).
Проект «Сахалин-1» реализуется в рамках соглашения о разделе продукции с 1996 года. Он включает три месторождения на Сахалине (Чайво, Одопту и Аркутун-Даги) с потенциальными извлекаемыми запасами 307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа. В конце сентября 2021 года оператор Exxon Neftegas Limited сообщал, что планирует инвестировать в «Сахалин-1» $5 млрд в течение пяти лет.
Ранее аналогичная смена оператора произошла на проекте «Сахалин-2», который также реализовывался консорциумом с иностранными компаниями. До последнего времени оператором «Сахалина-2» была компания Sakhalin Energy, зарегистрированная на Бермудских островах, 50% плюс одна акция которой принадлежит «Газпрому»; 27,5% акций — англо-британской Shell; 12,5 и 10% — японским Mitsui и Mitsubishi соответственно. После начала военной спецоперации на Украине Shell заявила о планах выхода из этого проекта. 30 июня Владимир Путин подписал указ, согласно которому новым оператором «Сахалина-2» станет российская «Сахалинская энергия». Контрольный пакет в этой компании получил «Газпром».
Конечно, километры проходки скважин, морские буровые и прочие технологические вещи очень интересны. Но проект «Сахалин-1» это не только промысел. Это и коллектив, это и бытовые условия, это и безопасность работы и жизни на проекте.
Давайте посмотрим, как это все устроено на месторождении.
1. На самом первом КПП нам выдали противоскользкие устройства. Этакие «копыта» надеваемые на обувь. Очень удобная штука оказалась. Потом, после досмотра рентгеном и переписыванием номеров техники, инструктаж по технике безопасности. Обязательно ношение средств индивидуальной защиты!
2. Поначалу опека по безопасности может показаться чрезмерной, но потом привыкаешь.
3. В рабочую зону нельзя с телефонами, например.
4. Если положена защита органов слуха, то рядом будет обязательно раздатчик бирушей. А если около какого-то механизма положено работать в двойной защите (бируши и наушники), то можете не сомневаться, что работать человек будет именно так.
5. Так как наши камеры не сертифицированы по газо- и взрывобезопасности, то у сопровождающего работника висит газоанализатор.
6. Аварийный душ.
7. Все оборудование на объекте, включая лампы и камеры — во взрывозащищенном исполнении.
8. Рабочая смена 12 часов. Потом 12 часов отдыха. И так целую вахту. И задача сделать так, чтобы в оставшиеся 12 часов отдыха работник не думал о бытовых мелочах.
9. Обычный номер в кампусе.
10. Работников кормят. Стирают вещи. Для них сделаны комнаты отдыха, тренажерный зал, комната для коллективного просмотра фильмов, бильярдная.
11. Ресепшен кампуса. При заселении, помимо ключей от комнаты, дают специальную карточку. Ее надо вставить в ячейку лицевой стороной, когда вы в кампусе и перевернуть — когда покидаете. В случае эвакуации сразу видно, все ли собрались или надо кого-то искать внутри здания.
12. Вы не поверите, но даже в этой вахтовке надо пристегиваться ремнями безопасности.
13. После того как кто-то из сотрудников прищемил руку теперь дверь открывает только водитель. И, действительно, открывает только он.
14. Установка гоупрошки на лобовое стекло.
15. Особо хочется отметить, что все сотрудники с пониманием относились к нашей необходимости все снять. И всячески этому способствовали, но, опять же, в рамках ТБ.
16. Иногда ради кадра приходилось и вот так ползать.
17. Холодно. На побережье Охотского моря сильный ветер.
18. Любые перемещения по объекту — только в сопровождении сотрудника. Хотя залезть можно было почти везде.
19. Дует сильно! Очень!
20. Каска, очки и перчатки. Все на месте!
21. Столовая на площадке «Чайво». Стоит мангал и, кажется, колумбиец делает божественное мясо. Стены и потолок украшены флагами стран и штатов работников.
22. Ресепшен кампуса. Кстати, интернет бесплатный для всех.
23. На видном месте флаги состояния дороги.
25. Буровая «Орлан». В силу расположения в открытом море на ней драконовские меры безопасности. Например, на платформе может находиться не больше определенного количества человек.
26. Если нужно меняться то можно использовать судно, либо вертолет. Т.е. елси какому либо сотруднику надо срочно прибыть на платформу, а на ней мест нет, то сначала кого-нибудь с буровой перегружают на вертолет или на судно, а уже потом доставляют нового человека.
27. Здесь тоже обязательный инструктаж.
28. В принципе он прост. Телефоны сдать, носить СИЗ, кнопки не нажимать, смотреть по сторонам и использовать мозги.
29. Типичная лестница в жилом модуле на буровой.
30. Везде пожарные станции и носилки для пострадавших.
31. После инструктажа нам показывают точку бора для эвакуации.
32. Столовая. Она же и убежище. Здесь хранятся гидрокостюмы на всех работников. Здесь же выход на шлюпочную палубу. И отсюда можно аварийно перекрыть скважину.
33. А кормят просто отлично. Вообще, бытовым условиям, особенно на платформе уделяется много внимание. Довольный сотрудник и работает хорошо.
34. Даже так.
35. Конечно, тут без изысков. Но все необходимое для работы и отдыха есть.
36. Ночная смена спит.
37. На самой платформе образцовый порядок. Я специально наметанным глазом искал к чему прицепиться — не нашел.
38. Мы же исследуем всякие закоулки буровой.
39. На платформе работает интернациональный экипаж.
40. Чай, кофе?
41. Мечта перфекционистка просто 🙂
42. Правило 5×5.
43. Все без исключения используют СИЗ. В полном объеме. Удивительно, но к этому быстро привыкаешь.
Большое спасибо всем сотрудникам проекта «Сахалин-1» за гостеприимство и безопасность!
7 октября Владимир Путин подписал Указ о передаче всех прав и обязанностей участников проекта «Сахалин-1» в специально создаваемое новое российское юридическое лицо. Эта компания также получит в безвозмездное пользование и все имущество проекта, собственником которого отныне будет не иностранный оператор, а российское государство.
Доля российских участников проекта «Сахалин-1» — Сахалинморнефтегаз-Шельф и РН-Астра — остается неизменной: в новой компании они получат долю, пропорциональную количеству принадлежащих им акций «Сахалин-1» (11,5% и 8,5% соответственно). Иностранным же акционерам проекта — американской ExconMobil, японской Sodeco и индийской ONGC — дается месяц для того, чтобы подать заявку на участие в новой компании. Согласно указу президента, они также могут расчитывать на долю, пропорционально текущему владению.
Если же такие заявки не будут поданы или же будут отклонены правительством России, то оставшиеся доли подлежат продаже в течение еще четырех месяцев. Продать доли в новом обществе можно будет только российскому юридическому лицу. Одновременно с продажей правительство проведет «финансовый, экологический, технологический и иной» аудит деятельности инвестора и его персонала. Если по итогам проверки будет выявлен ущерб, то его сумму вычтут из стоимости доли акционера. А споры решать будет Арбитражный суд Москвы.
Хватит кормить ExxonMobil!
Нефтяные месторождения на северо-восточном шельфе острова Сахалин были открыты еще в 70-х годах XX в., однако тогдашний уровень технологий не позволил СССР приступить к их разработке. Ситуация изменилась в 90-х годах. В 1995-м между российским правительством и консорциумом компаний, во главе с американской ExxonMobil, одной из крупнейших нефтяных компаний мира, было заключено соглашение. В соответствии с ним, зарубежные инвесторы брали на себя все расходы по добыче сахалинской нефти. Правда, они же получали и львиную долю доходов от ее реализации. Подобный вид договоров известен как соглашение о разделе продукции (СРП).
До недавнего времени всем процессом нефтедобычи на Сахалине управляла дочерняя компания американского нефтяного гиганта ExxonMobil под названием «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ). На сегодняшний день она уже не существует. 1 марта 2022 г. головная компания объявила, что прекращает свою деятельность в России. Указ В. Путина, таким образом, лишь узаконил давно сложившееся положение вещей.
Это вынужденное решение, продиктованное необходимостью возобновления бесперебойной и безопасной работы проекта и обеспечения надежного энергоснабжения жителей Хабаровского края и севера острова Сахалин.
Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» еще весной в одностороннем порядке объявила форс-мажор по всем контрактным обязательствам в рамках проекта «Сахалин-1», полностью отказалась от выполнения функций оператора, фактически заблокировав работу проекта. В результате были остановлены не только отгрузка нефти, но и поставка газа жителям Приморья.
Такая ситуация является неприемлемой ни для российского государства, ни для других участников проекта, включая японских и индийских партнеров проекта. Они на протяжении полугода вынуждены были мириться с простоем производственных мощностей и прямыми финансовыми потерями. Решение В. Путина позволит возобновить полноценную работу «Сахалина-1» в кратчайшие сроки.
Нет — колониальной зависимости
До подписания президентского Указа «Сахалин-1» оставался единственным проектом, реализуемым в России на основе СРП, по которому был не урегулирован вопрос участия иностранных акционеров. Ранее российским компаниям был передан контроль над двумя другим СРП-проектами — «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение.
Подобное решение назрело давно: механизм СРП, действующий в России на протяжении нескольких десятилетий, доказал свой паразитический характер. Об этом несколько лет назад говорил и президент В. Путин: «Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль».
Конец Клондайку
По данным Счетной палаты, по состоянию на 2018 г. за весь период действия соглашений о разделе продукции выручка от реализации углеводородов, добытых на шельфе Сахалина в рамках СРП, составила около 160 млрд долл. При этом в бюджеты всех уровней из этой суммы поступило лишь 47 млрд, то есть менее трети.
Если бы месторождения разрабатывались на стандартных условиях, государство получило бы в 1,5 раза больше, подсчитал инвестиционный стратег ИК «Арикапитал» Сергей Суверов. «В период с 2005 г. когда был запущен “Сахалин-1”, по 2018 г. средний уровень налоговой нагрузки нефтяных компаний составлял порядка 50% (“Роснефть” — 55,2%, “Лукойл” — 48,2%, “Газпром нефть” — 49,3%), при показателе 29,4% по проектам СРП. Это свидетельствует о низкой бюджетной эффективности соглашений о разделе продукции», — говорит эксперт.
По условиям соглашений, доля России в проектах СРП составила 15% («Сахалин-1»), 10% («Сахалин-2») и 47,7% (Харьягинское месторождение). Предполагалось, что по мере окупаемости иностранных инвестиций и роста доходности проектов до намеченных уровней будет расти и доля российского государства в прибыльной продукции. На практике же оказалось, что за десятилетия работы СРП достигнуть установленной нормы прибыльности смог только Харьягинский проект. По Сахалинским же СРП указанный показатель не достиг даже минимального уровня (17,5%). Зато ожидания иностранных инвесторов более чем оправдались. Например, для ExxonMobil «Сахалин-1» стал настоящим Клондайком: по расчетам инвестиционного банка Goldman Sachs, внутренняя норма доходности проекта «Сахалин-1» превышает 20%, что значительно выше среднего показателя по 20 крупнейшим проектам компании. Доходность «Сахалин-1» для ExxonMobil в 3,2 раза выше доходности инвестиций в ее крупнейший казахстанский проект «Кашаган».
«Совокупный объем добычи с начала реализации проекта составил 147 млн тонн нефти и 33 млрд кубометров газа, соответственно выручка — порядка 84 млрд долл., из которых около 25 млрд приходится на ExxonMobil», — подсчитал Суверов. По его словам, отдача от проекта для американской компании примерно в 2,5 раза превысила затраты по проекту: при общем размере инвестиций на уровне 36 млрд долл, ExxonMobil вложил порядка 10 млрд.
За чей счет банкет?
В соглашении о разделе продукции существуют и другие подводные камни. Согласно условиям СРП, инвестор освобождается от большинства налогов, но несет все риски и издержки, связанные с реализацией проекта. При этом расходы компенсируются за счет полученной продукции, объем которой вычитается из доли государства. Получалось, что чем больше американцы тратили, тем меньше им надо было отдавать в бюджет России. В условиях слабого финансового контроля менеджеры компании — оператора зачастую не экономили ни на чем, а скорее — наоборот. Вместо закупки российских материалов, оборудования, продуктов, стоимость которых с учетом фрахта значительно ниже импортных, они все это везли из США.
Вопрос о том, что американские «партнеры» попросту транжирят российские деньги ставила и Счетная палата. По ее данным, менеджмент «Эксон Нефтегаз Лимитед» ежегодно включали в состав возмещаемых затрат расходы, не связанные с реализацией проекта. Например, на проведение корпоративов, празднование Рождества и Хэллоуина, покупку подарков и сувениров. В числе других нецелевых расходов присутствовала, например, аренда элитного жилья для иностранных топ-менеджеров в Москве. Совокупные расходы на аренду и компенсацию жилья по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в одном только 2014 г. составили в 11,8 млн долл.
В целом же необоснованные расходы по двум проектам аудиторы Счетной палаты оценили в 36,5 млн долл. Общая сумма за 2012-2016 гг., предложенная контролирующим органом к исключению из возмещаемых затрат по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», составила 113,4 млн долл. Впрочем, это крохи по сравнению со стоимостью оборудования, которое, по условиям СРП, должно быть передано в собственность государству. В 2018 г. Счетная палата оценивала это имущество в 24,3 млрд долл.