Предельная цена договора

Предельная цена договора ТЭК

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:Под начальной (максимальной) ценой договора в Законе N 223-ФЗ понимается максимально возможная сумма, которую заказчик готов уплатить за закупаемые им товары, работы, услуги, если для заключения соответствующего договора проводится конкурентная процедура определения контрагента. Цена договора, заключаемого с единственным контрагентом, представляет собой фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком для проведения неконкурентной закупки.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:- Вопрос: Учреждение осуществляет закупочную деятельность по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Перед учреждением встала необходимость ряда закупок, где невозможно определить заранее количество требующихся в течение действия договора услуг (заправка картриджей, ремонт оргтехники). Поступило предложение провести аукцион, где будет определена НМЦД, она не будет изменяться, и цена единицы услуги, за которую будет идти торг. Каким образом снижается цена при проведении аукциона, если в документации о закупке выделена цена единицы услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТПилипенко Эльвира

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТАлександров Алексей

11 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Содержание
  1. Возможные ситуации при определении НМЦК
  2. Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК
  3. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
  4. Метод сопоставимых рыночных цен
  5. Определение идентичности и однородности ТРУ
  6. При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия
  7. Нормативный метод
  8. Тарифный метод
  9. Проектно-сметный метод
  10. При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются
  11. Затратный метод
  12. Вид закупки
  13. Срок подачи заявки
  14. Размер обеспечения заявки
  15. Вид антидемпинговых мер
  16. Метод анализа рынка
  17. Анализ общедоступных цен
  18. Расчет коэффициента отклонения
  19. Расчет НМЦК методом анализа рынка
  20. Договор с установленной ценой единицы товара и общим лимитом по договору
  21. Похожие вопросы
  22. О предельном размере цены контракта, при достижении или превышении которой возможно внесение изменений в существенные условия контрактов
  23. Пресс-центр
  24. Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ
  25. Отличие твердой цены контракта от НМЦК
  26. Судебная практика в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ
  27. Когда цена контракта не является твердой
  28. О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  29. Твердая цена контракта по 44-ФЗ при УСН

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия

  • Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  • Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  • Разместить запрос в ЕИС.
  • Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
  • Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  • Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  • Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  • Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Про торги:  Уничтожение крыс

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

В конкурентных закупках заказчик должен установить НМЦК — верхнюю границу цены на закупаемый товар. Если поставщик предложит цену выше этой границы — его заявку не будут рассматривать.

От размера НМЦК зависит не только стоимость товара, но и другие особенности закупки, например:

Вид закупки

  • Заказчик не может проводить запрос котировок, если НМЦК больше 3 млн рублей.
  • Заказчик не может провести закупку по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.93 44-ФЗ у единственного поставщика, если НМЦК больше 600 000 рублей.

Срок подачи заявки

  • Если НМЦК меньше 300 млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше семи дней. В закупках работ по строительству, реконструкции, капремонту или сносу лимит выше — 2 млрд рублей.
  • В остальных случаях с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше 15 дней.

Размер обеспечения заявки

  • Если НМЦК меньше 20 млн рублей, заказчик устанавливает обеспечение в размере 0,5-1 %.
  • Если НМЦК больше 20 млн рублей, заказчик устанавливает обеспечение в размере 0,5-5 %. Но не больше 2 %, если такая закупка проводится у субъектом малого предпринимательства (СМП).

Вид антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры заказчик применяет, когда поставщик снизил НМЦК больше, чем на 25 %. В этом случае:

  • Если НМЦК больше 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза.
  • Если НМЦК меньше или равна 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза и просит поставщика подтвердить добросовестность. Этот поставщик должен доказать, что за три предыдущих года он исполнил три контракта, цена одного из которых больше НМЦК на 20 %.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае заказчик должен:

  • попросить поставщика доказать, что за последние три года общая сумма контрактов, которые он исполнил, была больше НМЦК закупки.
  • увеличить обеспечение контракта в 1,5 раза, но рассчитать его не от НМЦК, а от итоговой цены контракта.

НМЦК нельзя взять с потолка — заказчик должен рассчитать ее и обосновать. Для этого правительство прописало пять методов расчета:

  • метод анализа рынка;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

В некоторых случаях региональные и местные органы власти, например, муниципалитеты и региональные советы, могут утвердить дополнительные методы расчета.

В зависимости от вида закупки заказчик решает, какой из методов применить для расчета НМЦК. Чтобы найти самую низкую цену, он может использовать несколько методов совместно.

Метод анализа рынка

Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен — самый распространенный. При расчете этим методом заказчик должен провести:

Анализ общедоступных цен

Чтобы найти общедоступные цены на закупаемый товар, заказчик может:

  • запросить коммерческие предложения у поставщиков;
  • опубликовать запрос цен на сайте ЕИС;
  • проанализировать реестр контрактов.

Он должен искать цены только на идентичные или однородные товары.

Например, если две тротуарные плитки одного производителя изготовлены из одинаковых материалов, имеют одинаковые характеристики, но отличаются по цвету — это идентичные товары. Но если они имеют одинаковые характеристики и сделаны из одного материала, но разными производителями, то это однородные товары.

Также заказчик не должен брать в расчет цены, если:

  • их предложил поставщик, который входит в РНП;
  • он взял их из анонимного источника;
  • они не соответствуют описанию товара;
  • поставщик предоставил их без детального расчета.

Цены из реестра контрактов можно увеличить в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка:

Расчет коэффициента отклонения

Для расчета НМЦК заказчик должен использовать не меньше трех цен из разных источников, например, три цены из коммерческих предложений разных поставщиков или пять цен из завершенных контрактов.

Эти цены должны быть однородными — то есть не сильно отличаться  в размере. Проверить однородность цен можно при помощи коэффициента отклонения. Для этого заказчик сначала расчитывает среднеквадратическое отклонение по формуле:

Только после этого он может вычислить коэффициент отклонения по формуле:

Если коэффициент меньше 33 % — цены можно использовать для расчета НМЦК.

Расчет НМЦК методом анализа рынка

После того, как заказчик нашел цены и проверил их однородность, он рассчитывает НМЦК по формуле:

где V — количество товара, которое заказчик будет закупать;
n — количество цен, которые заказчик использует в расчете;
Цi — цена, которую заказчик использует в расчете, под номером i.

Ищите нужные вам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных площадках и анализируйте их с помощью онлайн-сервиса Контур.Закупки.

Чтобы заказчики не могли закупить товары с ненужными им характеристиками или предметы роскоши, в 44-ФЗ есть положение о нормировании. Нормирование включает:

  • требования к характеристикам закупаемого товара и его стоимости;
  • нормативные затраты заказчика на закупку разных видов товаров или услуг.

В нормативных затратах заказчик может найти предельную цену — максимальную сумму, которую можно потратить на закупку определенного товара. Чтобы рассчитать НМЦК нормативным методом, заказчик умножает количество закупаемого товара на его предельную цену.

где V — это количество закупаемого товара или объем работ,
Ц — предельная цена.

Государство регулирует цены на некоторые товары и услуги, например на:

  • водоснабжение и водоотведение;
  • тепло- и газоснабжение;
  • общедоступную электросвязь и почтовую связь;
  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • обращение твердых коммунальных отходов.

Если заказчик закупает такие товары или услуги, он должен использовать для расчета НМЦК регулируемые тарифы, которые устанавливает правительство. Эти тарифы можно найти на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Формула расчета НМЦК тарифным методом схожа с формулой нормативного метода:

где V — количество закупаемого товара или объем работ.
Т — регулируемый тариф.

Для закупок в строительной сфере заказчики используют проектно-сметный метод расчета НМЦК. Они применяют его, когда хотят:

  • построить, реконструировать или провести капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • провести работы по по сохранению объектов культурного наследия;
  • провести текущий ремонт зданий, сооружений, строений или помещений.

В этих случаях заказчик рассчитывает НМЦК в проектной документации. Для этого он:

  • Составляет дефектную ведомость со списком и описанием необходимых работ.
  • Проводит локально-сметный расчет затрат на ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы. Сметные нормативы с ценами работ можно найти на сайте Минстроя. К устаревшим ценам из этих нормативов заказчики применяют индексы изменения, которые правительство устанавливает четыре раза в год.
  • Готовит проектно-сметную документацию с чертежами и описанием архитектурных, инженерно-технических и технологических решений.

Эти документы проверяет государственная экспертиза. По результатам экспертизы заказчик получит два заключения:

  • соответствует ли стоимость работ сметным нормативам;
  • соответствует ли проект нормам конструктивной надежности.

Если при проверке в проекте или стоимости работ найдут нарушения, которые можно устранить, документацию отправят на доработку. В этом случае заказчик должен будет устранить все нарушения и повторно отправить документы на проверку.

Если заказчик не согласен с заключением, он может оспорить его в суде.

Если заказчик закупает товары или услуги по индивидуальному заказу, он не может найти цену на них в общем доступе. Но если он знает все пункты затрат, по которым формируется эта цена, он может рассчитать ее самостоятельно. В этом случае он применяет затратный метод.

Например, заказчик — администрация города. Ей нужно закупить услуги по организации концерта ко Дню Победы. К организации мероприятия есть большой список требований: от размера сцены до количества артистов, которые должны на ней выступать. Поэтому в реестре контрактов нет идентичных или однородных объектов закупки. Чтобы поставщик не смог завысить стоимость услуг, специалист по закупке решает рассчитать ее самостоятельно, применив затратный метод.

Заказчики редко применяют этот метод, ведь, чтобы правильно рассчитать цену, они должны хорошо разбираться в специфике работы поставщика. Они должны учесть все расходы, например, на:

  • оплату работ и услуг;
  • покупку материалов;
  • транспортировку;
  • страхование.

Важно сформировать цену правильно, ведь если заказчик ошибется в расчетах его могут оштрафовать.

Договор с установленной ценой единицы товара и общим лимитом по договору

Допустим, мы заключили договор в декабре 2016 года на поставку металлопродукции с поставщиком А по 223-фз. В пункте «Предмет договора» прописали, что перечень товара приведен в Приложении №1 к настоящему договору. В этом приложении прописали все позиции, везде указана цена за единицу товара. В пункте «Объем» прописали, что объем и цена товара определяется в соответствии с заявками заказчика (или в соответствии со спецификациями). В пункте «Цена договора» пишем: Ориентировочная общая стоимость товара по настоящему договору составляет 1 000 000 руб. Окончательная стоимость товаров не является фиксированной, определяется исходя из стоимости фактически поставленных товаров. Окончательная общая сумму договора определяется как общая стоимость всех поставленных товаров за весь период действия договора. Общая стоимость договора не может превысить 1 000 000 руб. В пункте «Срок» установили, например, до 31.12.2018. Также в пункте «Цена» прописали условие, что цена за единицу продукции может меняться, но не более чем на 25%.
Договор на 1 000 000 вносим в план закупок по 223фз, выкладываем извещение, вносим в реестр договоров. В течение срока действия договора мы делаем заявку, нам поставщик — спецификацию, счет, с нас оплата. и так далее. Сумма договора приблизилась к 1 000 000 руб. — делаем дополнительное соглашение на расторжение. правомерно ли это? имеет ли такой договор юридическую силу? ведь существенные условия — срок, сумма, объем — в договоре указаны.

Про торги:  1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Предложенный Вами договор имеет право на существование. Практика заключения договоров исходя из лимита по договору и установленной цены единицы товара достаточно распространена при закупках.

Похожие вопросы

+7 495 150-20-20 (доб. 1402)

О предельном размере цены контракта, при достижении или превышении которой возможно внесение изменений в существенные условия контрактов

7 мая 2019 г. на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/) Минфином России размещено уведомление о начале разработки проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно».

Общественное обсуждение уведомления проводится с 7 по 21 мая 2019 г.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 установлены размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных и региональных нужд, и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно. В настоящее время установлены следующие размеры цены контракта:
• для нужд федерального уровня – 10 млрд рублей, за исключением контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, для которых размер цены контракта установлен в 40 млн рублей;
• для нужд регионального уровня – 1 млрд рублей;
• для нужд муниципального уровня 500 млн рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ расширяется перечень случаев, при которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении.

В частности, внести такие изменения в контракт станет возможно в случае, если срок контракта на выполнение строительных работ или работ по сохранению объектов культурного наследия превышает 1 год, цена его составляет или превышает верхний предельный размер, установленный Правительством РФ, и возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. При этом необходимо наличие решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации в зависимости от уровня бюджета закупки и соответствие условию о том, что изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта (без учета срока получения положительного заключения экспертизы измененной проектной документации) и(или) цены контракта более чем на 30%.

Учитывая, что в указанном случае предельный размер цены контракта является одним из критериев применения нового положения Федерального закона № 44-ФЗ, возникла необходимость внесения соответствующих изменений в постановление Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186, о разработке которых и сообщается настоящим уведомлением.

Пресс-центр

  • Сказочная история от «Росэлторг.Бизнес»
  • Росэлторг People: о компании устами её сотрудников
  • Как получить ЭП руководителям организаций?
  • Росэлторг.Бизнес — торговая платформа для закупок частного бизнеса
  • Регистрация в ЕИС для ИП и физлиц. Часть 3. Практика.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ
  • Отличие твердой цены контракта от НМЦК
  • О судебной практике в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ
  • Когда цена контракта не является твердой
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ при УСН

Что значит твердая цена контракта по 44-ФЗ? Когда есть возможность отойти от данного правила? На чью сторону встанет суд в случае нарушения договора? Все эти вопросы не являются незначительными и тем более риторическими.

Только полностью разобравшись в теме, можно заключать контракты с организациями на определенных условиях. В противном случае возможны ситуации, когда дело дойдет до судебного разбирательства. А это совершенно точно потеря времени и – вполне вероятно – денег.

Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ

В соответствии со статьей 709 ГК РФ твердой ценой называют сумму, которую придется заплатить за исполнение условий предварительно составленного контракта, если стороны не пришли к другому решению по оплате. Такая стоимость считается фиксированной, поэтому не подвергается изменениям.

Основные требования к проведению госзакупок устанавливает закон 44-ФЗ от 2013 года. Стоимость услуг для всех договоров, оплачиваемых из бюджета, является фиксированной на протяжении установленного документом срока. Любые корректировки допускаются исключительно в случаях, указанных в постановлении Правительства РФ, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Предельная цена договора

Стоимость соглашения по 44-ФЗ может быть установлена одним из следующих способов:

  • Твердая цена строго регламентируется и не может изменяться, даже если для этого существуют действительно серьезные причины.
  • Фиксируется ориентировочная стоимость, на основе которой производятся итоговые расчетные мероприятия, при этом допускаются погрешности и отклонения.

Заказчик и исполнитель наделены правом вносить любые корректировки в условия соглашения, например, менять твердую цену контракта по 44-ФЗ. Если им удалось договориться, поправки реализуются через государственный контракт, договор купли-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения, пр.

Чаще всего цена контракта является твердой по 44-ФЗ, когда для нее установлено определенное значение и срок. Если стороны не выбрали определенную дату, за последнюю принимается день вступления договора в силу.

Твердая стоимость договора может быть зафиксирована в иностранной валюте в проектной документации или в фактически заключаемом госконтракте. Но нужно понимать, что для оплаты приобретенных товаров заказчик должен сформировать порядок перевода валюты в рубли.

Применение фиксированной стоимости является достаточно неудобным и рискованным условием – в первую очередь для самого исполнителя. Поскольку никто не может гарантировать отсутствие рисков в процессе оказания услуг. Особенно такой подход рискован, когда речь идет о длительном сроке выполнения условий контракта. Дело в том, что исполнитель не может в одностороннем порядке отказаться от своих обязанностей при изменении обстоятельств. Если клиент не согласен пересмотреть прайс на работы, подрядчик вынужден будет опираться на изначально зафиксированные положения договора.

Условие о применении фиксированных расценок не влияет на объем работ и понесенные в связи этим расходы. Иными словами, исполнитель не имеет права на повышение стоимости, а заказчик не может рассчитывать на ее уменьшение.

Про торги:  Как написать коммерческое предложение, которое привлечет клиентов

Это все ключевые условия, касающиеся договоров с твердой стоимостью. Любые изменения могут вноситься лишь при достижении договоренности между сторонами либо если соответствующее условие присутствует в закупочной документации и в положениях госконтракта.

Отличие твердой цены контракта от НМЦК

НМЦК или начальная максимальная цена контракта представляет собой предельную стоимость, рассчитанную и указанную в извещении о закупочной процедуре и в прилагаемых к извещению документах. НМЦК фиксируется в процессе выбора победителя тендера, рассчитывается заранее и прописывается в плане-графике.

Предельная цена договора

В отличие от НМЦК цена госконтракта является фактической величиной, сформированной после завершения закупок. Нередко случается, что итоговая цифра оказывается значительно ниже начальной.

Для определения фактической стоимости проводят анализ заявки победителя тендера, после чего с ним подписывается соглашение. Одним из условий последнего является использование твердой цены, включенной и в проектную документацию и в заключаемый сторонами договор.

Судебная практика в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ

В течение всего срока исполнения государственного контракта недопустимы любые изменения стоимости. Заказчик обязан оплатить работу исполнителя по заранее установленной цене.

Поскольку данное требование является очень строгим, достаточно часто приходится сталкиваться с завышением стоимости. Именно это является причиной для большого количества судебных разбирательств в Федеральных арбитражных судах на всей территории нашей страны.

Чтобы составить более точную картину относительно существующих способов экономии бюджетных средств, рассмотрим несколько примеров:

  • Государственный заказчик принял работу, после оплатил ее в соответствии с твердой ценой, указанной в соглашении. Однако выяснилось, что стоимость была противозаконно завышена. Государственная сторона была вынуждена обратиться в суд, чтобы вернуть средства – ее требования были полностью удовлетворены.
  • В рамках государственного контракта исполнитель организовал перевозку физических лиц. Однако их оказалось меньше, чем устанавливалось соглашением, в результате подрядчик получил меньшую оплату. Суд отказался удовлетворить требования перевозчика, так как расчет изначальной стоимости зависит от объема мер, который оказался ниже предполагаемого значения.

Нужно понимать, что данный подход может использоваться только во время разбирательств по делам, имеющим отношения к государственным контрактам. Также есть несколько вариантов, при которых твердая цена контракта по 44-ФЗ может подвергаться изменениям.

Когда цена контракта не является твердой

Существует несколько исключений из правил, касающихся установки твердой стоимости. С 01.07.2019 г. заказчики получили возможность проводить закупки по цене за единицу товара, работы и услуги (ТРУ).

Допустим, необходимо подписать договор на оказание услуг по проведению бактериологических исследований – выявить антитела к вирусу эпидемического паротита. Заказчик не может сказать, какое количество анализов для этого потребуется, поскольку он не знает, будут ли в новом году вспышки инфекций. Поэтому он может при расчете НМЦК обозначить стоимость одного анализа и общую сумму.

Предельная цена договора

Например, один анализ стоит 300 рублей, при этом нужно провести пять видов различных анализов. Тогда стоимость единицы ТРУ рассчитывается таким образом: 5 × 300 = 1500 рублей. Именно этот показатель будет снижаться во время аукциона. Заказчик должен прописать НМЦК всего контракта – допустим, 50 тысяч рублей. При этом НМЦК не должна быть кратной стоимости ТРУ.

Вторым типом закупок без установления твердого размера оплаты являются закупки, где используется формула стоимости контракта и максимальное значение данного показателя. Именно такой подход используют, допустим, при поставке автомобильного топлива. Тогда обоснование НМЦК происходит аналогично тому, как это делается для обычной закупки товара, то есть на основе коммерческих предложений участников или по данным реестра контрактов. Для расчета итогового показателя используют формулу, при этом результат не может превышать цену контракта, предложенную исполнителем электронного аукциона.

Закупка топлива не может проводиться на основе стоимости единицы ТРУ, поскольку заказчик не знает объема топлива. В данном случае допускается использование формулы цены и максимального значения. Любые закупки, для которых применяю такой подход, зафиксированы в постановлении Правительства РФ.

О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Если в договоре с единственным поставщиком нет пункта, устанавливающего твердую стоимость, то административная ответственность не предусматривается. Поставщику-монополисту разрешается прописать в соглашении не твердый, а примерный размер оплаты, несмотря на положения ч. 2 ст. 34 44-ФЗ.

Рассмотрим сказанное на примере. В компании не смогли прийти к соглашению по условиям договора на поставку электроэнергии. Поэтому одной из организаций пришлось обратиться с иском в арбитражный суд. Сторонам требовалось установить порядок определения цены договора. По мнению истца, необходимо было зафиксировать конкретный объем энергоресурса и твердую цену договора по 44-ФЗ на весь срок оказания услуг. Ответчик настаивал на необходимости указания ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены.

Верховный суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ приоритетны над № 44-ФЗ, то есть стоимость договора устанавливается в соответствии с законодательством об электроэнергетике. Суд пояснил, что окончательный размер оплаты за электричество за месяц устанавливают после окончания расчетного периода. Дело в том, что на момент подписания соглашения нельзя определить твердую стоимость данного ресурса. А значит, невозможно установить твердую цену договора на обеспечение электричеством. Точно такого же мнения суды придерживаются, когда речь идет о договорах на поставку тепла и воды.

Предельная цена договора

Отказывая в удовлетворении требований, суды отталкивались от соответствия спорных положений договора действующим законам.

В ходе разбирательства было определено, что сумма оплаты не может считаться существенным условием договора энергоснабжения. Поскольку установление на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии имеет свободный характер, окончательная цена за месяц устанавливается по итогам расчетного периода. При этом учитываются предельные уровни нерегулируемых цен. Поскольку отсутствует возможность до окончания расчетных периодов определить твердую стоимость электрической энергии, твердая цена контракта также не может быть установлена.

Суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ являются специальными по отношению к № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. Поэтому условия о количестве, стоимости товара, договора и ответственности за нарушение срока оплаты в данном случае определяются с учетом законодательства в сфере электроэнергетики.

Твердая цена контракта по 44-ФЗ при УСН

Во время подписания договора в рамках закона 44-ФЗ роль заказчика играет государство. Стоимость контракта определяется в процессе закупочной процедуры, и ее размер сохраняется на протяжении срока действия договора.

НМЦК формируется заказчиком на основе предложений рынка, далее сумма прописывается в извещении и закупочной документации. Отметим, что расчет ведется с учетом НДС.

Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, принять участие в госзакупках могут любые юридические и физические лица, в том числе исполнителями становятся компании, работающие с упрощенными системами налогообложения. При этом заказчик не имеет права требовать пересчета цены контракта из-за отсутствия НДС.

Во время подготовки договора заказчик просчитывает размер НДС. Для компаний на ОСНО из суммы оплаты контракта вычитается 18 %, и полученная цифра вносится в сам документ. Далее именно она выставляется в счетах-фактурах поставщика. В случаях с компаниями на УСН в тексте соглашения должна быть фраза «НДС не облагается».

Предельная цена договора

Таким образом, организации, которые используют в своей работе «упрощенку», оказываются в более выгодных условиях. Поэтому Минфин РФ посчитал, что сумма контракта для них должна устанавливаться за вычетом НДС. Но с такой позицией не согласились в Министерстве экономики и развития и напомнили, что система налогообложения исполнителя не может влиять на твердую сумму контракта.

По данному вопросу судьи разделились во мнениях. Так, в судебной практике есть случаи, когда решение принималось в пользу заказчиков, перечислявших поставщикам средства без суммы НДС. Однако были и ситуации, когда суд принимал сторону исполнителя. Нужно понимать, что в целом тема фиксированной стоимости контракта не так проста.

Оцените статью
ТЭК Торги