Какие протоколы формируются заказчиком при проведении электронного аукциона:
- рассмотрения заявок, в том числе единственной;
- подведения итогов процедуры;
- признания процедуры несостоявшейся из-за отсутствия участников.
Если закупка запланирована, то заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме. Публикуйте извещение с соблюдением требований того закона, по которому проводите процедуру — 44-ФЗ или 223-ФЗ.
1. Протокол проведения закупки у единственного поставщика2. Размещение закупок у единственного поставщика3. Способ закупки единственный поставщик4. Образец протокола закупок у единственного поставщика5. Видео-инструкция закупки у единственного поставщика
Протокол подведения итогов электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ (с 1 января 2022 года)
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — протокол) формирует заказчик с использованием электронной площадки по итогам проведения электронного запроса котировок (далее — запрос котировок) (п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
Протокол подписывают усиленными электронными подписями члены комиссии по осуществлению закупок (далее — закупочная комиссия). После этого его подписывает усиленной электронной подписью лицо, имеющее право действовать от имени заказчика (п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
После подписания заказчик направляет протокол оператору электронной площадки (далее — оператор) не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов запроса котировок, установленных в извещении об осуществлении закупки (далее — извещение) (п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
Далее оператор размещает протокол в единой информационной системе (далее — ЕИС) и на электронной площадке не позднее 1 часа с момента его получения (п. 1 ч. 4 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
Содержание протокола подведения итогов электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
В силу п.п. 1, 2, 4 — 7 ч. 17 ст. 48, п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ протокол должен содержать следующую информацию:
— дату подведения итогов запроса котировок (п. 1 ч. 17 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
— идентификационные номера заявок на участие в закупке (далее — заявка) (п. 1 ч. 17 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
— о принятом в отношении каждой заявки решении о соответствии извещению или об отклонении заявки по основаниям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона N 44-ФЗ, извещения, которым не соответствует заявка, положений заявки, которые не соответствуют извещению (п. 2 ч. 17 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
— порядковые номера, присвоенные заявкам (п. 4 ч. 17 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
— о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со ст.ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ (при заключении контракта с учреждением, предприятием уголовно-исполнительной системы или организацией инвалидов, указанной в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, если закупаются определенные Правительством РФ товары, работы, услуги) (п. 5 ч. 17 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
— о решении каждого члена закупочной комиссии в отношении каждой заявки (п. 6 ч. 17 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
— о признании запроса котировок несостоявшимся, если по окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки или только 1 заявка, по результатам рассмотрения заявок отклонены все заявки или только 1 заявка признана соответствующей извещению (п. 7 ч. 17 ст. 48, п.п. 1 — 4 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Разъяснение заказчиком информации, содержащейся в протоколе подведения итогов электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
В силу ч. 5 ст. 50 Закона N 44-ФЗ направление (при необходимости) участником, принимавшим участие в запросе котировок, запроса о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении его заявки, и направление участнику соответствующих разъяснений осуществляются в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ участник, принимавший участие в запросе котировок, после размещения в ЕИС протокола, но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору с использованием электронной площадки запрос о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении своей заявки.
Не позднее 1 часа с момента поступления запроса оператор направляет его с использованием электронной площадки заказчику (ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса, заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору (ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Не позднее 1 часа с момента поступления разъяснений оператор направляет их с использованием электронной площадки участнику, направившему запрос (ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Протокол подведения итогов электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ (с 1 января 2022 года)
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — протокол) формирует заказчик с использованием электронной площадки по итогам проведения электронного аукциона (далее — аукцион), в том числе при признании аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только 1 заявка (п. 2 ч. 5 ст. 49, пп.пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Протокол подписывают усиленными электронными подписями члены комиссии по осуществлению закупок (далее — закупочная комиссия). После этого его подписывает усиленной электронной подписью лицо, имеющее право действовать от имени заказчика (п. 2 ч. 5 ст. 49, пп.пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
После подписания заказчик направляет протокол оператору электронной площадки (далее — оператор) не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов аукциона, установленных в извещении осуществлении закупки (далее — извещение) (п. 2 ч. 5 ст. 49, п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Далее оператор размещает протокол в единой информационной системе (далее — ЕИС) и на электронной площадке не позднее 1 часа с момента его получения (п. 1 ч. 6 ст. 49, пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Содержание протокола подведения итогов электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
В силу п.п. 1, 2, 4 — 7 ч. 17 ст. 48, п. 2 ч. 5 ст. 49, п. 4 ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ протокол должен содержать следующую информацию:
— дату подведения итогов аукциона (п. 1 ч. 17 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
— о признании аукциона несостоявшимся, если по окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки или только 1 заявка, по результатам рассмотрения заявок отклонены все заявки или только 1 заявка признана соответствующей извещению (п. 7 ч. 17 ст. 48, п.п. 1 — 4 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Разъяснение заказчиком информации, содержащейся в протоколе подведения итогов электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
В силу ч. 9 ст. 49, п. 5 ч.2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ направление (при необходимости) участником, принимавшим участие в аукционе, запроса о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении его заявки, и направление участнику соответствующих разъяснений осуществляются в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ участник, принимавший участие в аукционе, после размещения в ЕИС протокола, но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору с использованием электронной площадки запрос о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении своей заявки.
1. Протоколы подведения итогов закупки
2. Причины срыва подведения итогов закупки (из практики ФАС)
3. Действия участников торгов в подобной ситуации
Подведение итогов закупки — это обязательное завершение каждой тендерной процедуры. На этом этапе определяется победитель торгов, который и становится затем поставщиком по данному контракту. Далее мы рассмотрим ситуации, когда и почему заказчик не подводит итоги торгов, когда это считается правомерным, и что нужно делать остальным участникам торгов.
Завершение процедуры торгов и определение поставщика фиксируется документально.
- Протоколы подведения итогов закупки
- Причины срыва подведения итогов закупки (из практики ФАС)
- Действия участников торгов в подобной ситуации
- Как формируется протокол о ходе аукциона
- Шаг 5. Рассматриваем заявки участников
- Видео-инструкция протокол разногласий по 44 ФЗ
- Какие нужны документы для котировок по 223-ФЗ
- Шаг 2. Рассчитываем сроки проведения процедуры
- Протокол проведения закупки у единственного поставщика
- Образец протокола закупок у единственного поставщика
- Протокол закупок у единственного поставщика скачать
- Как проводить запрос котировок по 44-ФЗ
- Размещение закупок у единственного поставщика
- Шаг 3. Оформляем документы заказа
- Как подать заявку на участие
- Об авторе этой статьи
- Шаг 1. Готовимся к электронному запросу котировок
- Шаг 4. Размещаем извещение в ЕИС
- Видео-инструкция закупки у единственного поставщика
- Разъяснения по теме
- Последовательность действий и период выпуска документа
- Шаг 7. Заключаем контракт с победителем
- Способ закупки единственный поставщик
- Что делать в нестандартных ситуациях
- Какими документами определяются поставщики
- В какие сроки публикуют результаты
- Когда не публикуют
- Когда продлевают срок публикации
- Ответственность за нарушения
- Как составить решение о рассмотрении заявок
- Как составить решение о подведении итогов
- Как составить решение о рассмотрении единственной заявки
- Рекомендации по обсуждению тендеров
- Как составить решение об отсутствии заявок
Протоколы подведения итогов закупки
1) Протокол рассмотрения и оценки заявок (для открытых и закрытых конкурсов и аукционов, включая процедуры с ограниченным участием и двухэтапные, а также для запроса котировок). Публикуется в ЕИС в течение двух рабочих дней, считая день подписания.
2) Протокол подведения итогов (для электронных конкурсов и аукционов, а также запроса предложений). Этот документ должен быть размещен в ЕИС в день его оформления.
3) Протокол рассмотрения единственной заявки.
Хотите выиграть в запросе котировок?
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
Причины срыва подведения итогов закупки (из практики ФАС)
1) Отсутствие подписи у представителя заказчика (Постановление АС Восточно-Сибирского округа по делу № А19-21253/2017 от 16.07.2018). У предприятия-заказчика ЭЦП была только у руководителя, который неожиданно уволился, поэтому подписать контракт и завершить закупку было некому. Торги были отменены, хотя победитель уже был определен. ФАС признала отмену торгов неправомерной, поскольку увольнение директора не является форс-мажорным обстоятельством.
2) Мошенничество. Достаточно распространенный случай, о котором мы уже писали, когда предприятие, работающее по 223-ФЗ, размещает в ЕИС серию запросов котировок с требованием к участникам отправить обеспечение заявки в размере 5 % от НМЦК. С 2016 года по сей день все заявленные процедуры остаются на этапе «Подача заявок». По итогам, участники не могут вернуть обратно денежные суммы, перечисленные в качестве обеспечения заявки, кроме того нарушается закон о конкуренции, поскольку определение победителя невозможно.
3) Ликвидация предприятия-заказчика (Решение ФАС России по делу № ВП-104/17 от 06.04.2017). Оператор ЭТП отказался возвращать победителю обеспечение заявки, т. к. тот не мог предоставить итоговый протокол. Предприятие, организовавшее торги, было ликвидировано, срок подписания контракта истек. ФАС признала действия оператора правомерными, однако выдала предписание на аннуляцию данного аукциона.
4) Отмена закупки по окончании торговой процедуры по причине форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, забастовки). Однако заказчик, отменивший тендер, обязан доказать, что форс-мажор действительно имел место быть
5) Беспричинное бездействие организатора торгов (Решение ФАС России по делу № К-725/17 от 14.06.2017). По окончании процедуры заказчик опубликовал в ЕИС протокол проведения электронного аукциона. Но на время подачи жалобы в ФАС протокол подведения итогов не был опубликован. Антимонопольная служба заказчику вынесла предписание по делу № К-578/17 от 17.05.2017, которое не было исполнено. Как следствие, исполнение контракта оказалось невозможным, сделка была признана ничтожной, против организатора торгов начато дело об административном правонарушении.
Хотите гарантированно побеждать в тендерах?
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
Выиграть в тендере
Действия участников торгов в подобной ситуации
Поставщики должны обратиться с жалобой в антимонопольную службу, где, скорее всего, дело будет решено в их пользу.
Заказчики во избежание конфликта не должны пропускать сроки публикации документов, чтобы не попасть под штрафные санкции в форме административной ответственности.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Как формируется протокол о ходе аукциона
Поставщики, которых допустили, участвуют в торгах на понижение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Во время проведения аукциона сведения об участниках не раскрываются. Через тридцать минут после объявления минимальной цены электронная площадка размещает документ о ходе электронного аукциона. В него включаются сведения, которые прописаны в ст. 68 закона о контрактной системе:
- сайт электронной платформы;
- дату, время старта и завершения торгов;
- НМЦК;
- минимальные предложения о цене контракта;
- порядковые номера потенциальных поставщиков.
Если через 10 минут после старта аукциона нет ценовых предложение, признают, что он не состоялся.
Шаг 5. Рассматриваем заявки участников
Оператор электронной площадки отправляют заказчику заявки участника, всю необходимую информацию и документы (п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ). Их надо проверить на соответствие требованиям извещения. Если заявка не отвечает требованиям, то отклоните ее. Рассмотреть заявки и подвести итоги надо в течение 2 рабочих дней со дня после даты окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов по извещению (ч. 2, пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 50).
Члены комиссии обращают особое внимание на (ч. 1 ст. 50):
- Решение о согласии на совершение крупной сделки, если оно требуется.
- Документы, которые подтверждают соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ и дополнительным требованиям по ч. 2, 2.1 ст. 31, если их установили.
- Декларацию о соответствии участника закупки требованиям из п. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31.
- Реквизиты счета участника для перечисления оплаты по госконтракту. Исключение — когда счет открывают после заключения контракта.
- Соответствие характеристик товара показателям из описания объекта закупки с указанием на товарный знак, если он есть.
- Наименование страны происхождения товара по Классификатору стран мира.
- Документы о соответствии товаров, работ, услуг требованиям российского законодательства.
- Предложение участника о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги при закупке с неопределенным объемом.
- Информацию и документы по национальному режиму, если его установили для закупки (ч. 3, 4 ст. 14 44-ФЗ).
В заявку включают и другую информацию, документы — эскизы, рисунки, чертежи, фотографии, другие изображения товара. Но их отсутствие — не основание для отклонения заявки (пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 43).
Заявку отклоняют, если (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 50):
- участник не предоставил информацию и документы по извещению в составе заявки или же сведения не соответствуют извещению;
- участник не предоставил информацию и документы по п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 или же сведения не соответствуют извещению;
- участник не соответствует требованиям извещения по ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31, если их устанавливали, или пп. «б» п. 1 ПП РФ № 2751 от 29.12.2021;
- участник не предоставил информацию и документы по нацрежиму, если устанавливали требования по ст. 14 ФКС;
- комиссия выявила, что участник относится к организациям под юрисдикцией недружественных стран, прямо или косвенно подконтрольных или аффилированных с ними;
- информации о независимой гарантии нет в реестрах независимых гарантий или сведения не соответствуют ч. 2, 3 и 8.2 ст. 45 ФКС и извещению;
- комиссия выявила в заявке недостоверную информацию.
Видео-инструкция протокол разногласий по 44 ФЗ
https://youtube.com/watch?v=EkVwNgga_rI%3Ffeature%3Doembed
Какие нужны документы для котировок по 223-ФЗ
В ст. 3.2 Закона о заказах отдельными видами юридических лиц указано, как проводить запрос котировок по 223-ФЗ в 2022 году, — преимущественно в электронной форме. Заказчик разрабатывает два документа:
- Извещение о проведении тендера.
- Проект договора.
Документы публикуют в ЕИС минимум за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.
Извещение должно по своему содержанию соответствовать требованиям ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 223-ФЗ и содержать следующую информацию:
- выбранный способ определения контрагента;
- сведения о заказчике — наименование, адрес, телефон;
- предмет будущего договора и его характеристики;
- место исполнения будущего договора;
- начальную цену договора;
- порядок и сроки проведения тендера;
- адрес электронной площадки, которая обеспечит проведение закупки;
- иные сведения о процедуре, которые заказчик определил в своем положении как необходимые для указания в извещении.
Проект договора обязан соответствовать как действующим законодательным нормам, так и положению о закупке, принятому у заказчика.
Шаг 2. Рассчитываем сроки проведения процедуры
Установленные законом сроки в запросе котировок в электронной форме таковы:
- срок размещения в ЕИС извещения составляет минимум 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок (п. 3 ч. 3 ст. 42 44-ФЗ);
- срок рассмотрения заявок составляет максимум 2 рабочих дня со следующего дня после окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов по извещению (ч. 3 ст. 50);
- срок заключения договора по результатам запроса котировок в электронной форме составляет 1 рабочий день, который следует за днем действий, предпринятых участником для заключения контракта, но не ранее чем через 2 рабочих дня после размещения итогового протокола в ЕИС (п. 3 ч. 6 ст. 50).
Протокол проведения закупки у единственного поставщика
Протокол проведения закупки у единственного поставщика представляет собой документ, который закрепляет решение закупочной комиссии по итогу осуществления закупочной процедуры.
Как только закупочная процедура будет проведена, то после этого заказчик должен сформировать и опубликовать в ЕИС протокол осуществления закупки у единственного поставщика.
Данный документ будет являться неким составляющим по подведению результатов проведенной закупки, которая была проведена согласно нормам 223 ФЗ.
Этот документ создается для каждого из способов закупок, он может быть составлен в электронном и бумажном виде. В качестве процедур будут выступать: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений. Наш «Центр» оказывает комплексное сопровождение при участии в закупках на всех этапах, подробнее об этом смотрите при переходе по этой ссылке.
В обязанности заказчика входит подготовка протокола по обоснованию закупки у единственного поставщика, если это требование указано в Положении о закупке. Общий порядок по их формированию должен соответствовать ч 13-14 ст 3.2 223 ФЗ, а также ПП России под номером 908.
Образец протокола закупок у единственного поставщика
Протокол закупок у единственного поставщика скачать
Протокол тендера регистрируется в формуляре организации-закупщика (изделий, дел, сервиса) и обязан соблюдать некоторые формальности:
- время и место подведения торга;
- комиссия в полном составе, включая председателя комиссии;
- заявления от участников;
- личная информация участников;
- информация о степени квалифицированности каждого участника торга;
- деньги, нужные для покупки;
- заявления от участников, которые были отклонены, с указанием причин отклонения;
- импортеры, подходящие по всем пунктам, предусмотренным тендером, со свидетельством с 1-го и 2-го места;
- количество баллов в финале состязаний конкурса;
- при победе одного из участников конкурса и заключении контракта необходимы сведения о сроках и сумме его договора;
- другая информация, важная на взгляд комиссии соревнований.
Сводная таблица приложений также получается вместе с протоколом. При покупке у единого абитуриента (впрочем, как и в других случаях) следует обозначить фактор приема такого заключения. В таких ситуациях можно обойтись и без таблицы.
Как проводить запрос котировок по 44-ФЗ
С 1 января 2022 года правила закупок в рамках Федеральной контрактной системы существенно изменились (360-ФЗ от 02.07.2021). Скорректировали и порядок проведения электронного запроса котировок (ст. 50 44-ФЗ). Заказчики по-прежнему рассчитывают цену и включают котировочную процедуру в план-график, но закупают товары, работы и услуги с учетом новых сроков.
Актуальная пошаговая инструкция по запросу котировок в электронной форме по 44-ФЗ в 2022 году для заказчиков.
Размещение закупок у единственного поставщика
Данные правила относятся протокольной документации. Новые правила могут быть применимы к документам, которые составляются при закупках и по результатам регистров.
Нужна помощь при участии в тендерах и аукционах по 44 ФЗ?
Оставьте заявку у нас на сайте и мы окажем комплексное сопровождение при участии в торгах!
Обратиться за бесплатной помощью
Шаг 3. Оформляем документы заказа
Федеральной контрактной системой установлены положительные моменты при проведении запроса котировок в электронной форме на сумму до 3 млн рублей — с 2022 года составлять закупочную документацию не требуется. Заказчик самостоятельно принимает решение о подготовке описательной части заказа. Основным документом для котировочных закупок является извещение.
В извещение включают сведения (ч. 1 ст. 42 44-ФЗ) о:
- заказчике;
- закупке;
- объекте закупки и условиях исполнения контракта;
- требованиях к участникам закупки, если устанавливаете такие требования;
- преимуществах для участников и об условиях, запретах и ограничениях допуска, если они есть.
К извещению надо приложить электронные документы:
- описание объекта закупки по ст. 33 Федеральной контрактной системы;
- обоснование НМЦК, рассчитанной по ст. 22 Федеральной контрактной системы;
- проект контракта с описанием условий поставки товаров, работ, услуг.
Отдельный приказ о закупке формировать необязательно.
Как подать заявку на участие
Заявки на участие в электронных процедурах участники подают с помощью электронных торговых площадок. Потенциальный участник регистрируется в ЕИС и аккредитуется на электронной площадке, где проводится процедура. Для этого необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись для подписания документов.
Одна компания вправе подать только одну заявку на участие.
Об авторе этой статьи
Бухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
Запрос котировок по 223-ФЗ является не только быстрой, но и наименее затратной процедурой для участников. От них не требуется предоставления обеспечения заявки. В то же время подаче заявки на участие предшествует подробный анализ потенциальным контрагентом заказчика своих возможностей для исполнения соглашения.
Если решение об участии принято, то участник подает заявку, которая содержит:
- согласие участника на выполнение условий заказчика в рамках исполнения контракта;
- информацию об участнике — наименование, адрес, контактные данные;
- декларации соответствия участника требованиям, предъявляемым к нему;
- при необходимости — конкретные показатели ТРУ, которые он собирается поставлять заказчику.
Заявка участника должна полностью отвечать требованиям, которые заявлены заказчиком в извещении о проведении заявки. В то же время заказчик не вправе требовать от участников сведений и документов, которые не перечислены в положениях 44-ФЗ. Если извещение заказчика содержит такие нерегламентированные требования, то участник вправе их не удовлетворять. Отклонение заявки по тому основанию, что не выполнены не регламентированные законом требования заказчика, является поводом для жалобы на заказчика в УФАС.
Шаг 1. Готовимся к электронному запросу котировок
Первое, что делают заказчики, — проверяют план-график. Если в план внесена электронная котировка, то размещайте заказ в установленный срок. Если нет, то внесите коррективы в плановую документацию и разместите заказ на следующий день после осуществления изменений (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ). За публикацию тендера, не предусмотренного планом-графиком, заказчику грозит штраф в размере 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Второй шаг заказчика — проверка СГОЗ. В п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ определено, до какой суммы котировки в электронной форме 44-ФЗ, — до 3 млн рублей, при условии что заказчик не израсходовал годовой объем котировочных закупок. Годовой объем заказов путем проведения котировок составляет 20 % СГОЗ или 100 миллионов рублей, если СГОЗ за прошедший год не превысил 500 миллионов рублей.
Для некоторых заказов котировочные закупки проводят независимо от НМЦК и СГОЗ. Проводите запрос котировок, если закупаете (п. 2 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):
- товары для нормального жизнеобеспечения граждан;
- товары, работы, услуги по контракту, который расторгли из-за одностороннего отказа заказчика от его исполнения (ч. 18 ст. 95);
- товары, работы, услуги для заказчика, который работает на иностранной территории;
- лекарства для конкретного пациента по решению врачебной комиссии в количестве не больше необходимого в течение срока лечения;
- спортинвентарь, оборудование, экипировку для олимпийской, паралимпийской команды России, для подготовки и участия спортивных российских сборных, региональных сборных в спортивных соревнованиях;
- услуги по защите интересов РФ в международных или иностранных судебных органах;
- изделия народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы (Приказ Минпромторга России № 451 от 18.02.2019);
- жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Третий шаг — проверка закупочной комиссии. Обязательным условием проведения электронной процедуры является наличие усиленных квалифицированных электронных подписей у всех членов комиссии для подписания итогового протокола (п. 2 ч. 3 ст. 50 44-ФЗ). Заказчик собирает котировочную комиссию в составе минимум 3 человек (ч. 3 ст. 39).
Шаг 4. Размещаем извещение в ЕИС
По правилам 44-ФЗ заказчик обязан провести закупку способом запроса котировок в электронной форме при соблюдении двух условий — лимита начальной цены контракта (3 млн рублей) и предельного объема котировочных закупок в год (20 %). Если оба этих условия соблюдаются, то ответственный исполнитель публикует извещение об электронной процедуре в Единой информационной системе.
Унифицированной формы извещения по 44-ФЗ не предусмотрено. Информация указывается в соответствии с проектом контракта и техническим заданием. Извещение формируется онлайн в ЕИС, прикладывать отдельный файл не требуется.
Обязательно отразите в извещении (ч. 1 ст. 42 44-ФЗ):
- сведения о заказчике — название, юридический и почтовый адрес, ответственное лицо, контакты, факт привлечения специализированной организации;
- ИКЗ;
- способ заказа — электронный запрос котировок;
- адрес торговой площадки;
- НМЦК, источник финансирования — цену рассчитайте по правилам из ст. 22, а если определить количество товара невозможно, то укажите в извещении начальную цену единицы товара, начальную сумму цен перечисленных единиц и максимальное значение цены контракта;
- основные условия госконтракта — объект закупки и его краткое описание, информацию из КТРУ, количество товаров, работ, услуг, место и сроки поставки, наличие аванса, порядок одностороннего расторжения контракта;
- требования к участникам — перечень документов, которые предоставляют участники, требование об отсутствии в РНП и др. (ч. 1, 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ);
- сведения о преимуществах учреждениям УИС или организациям инвалидов;
- информацию о применении национального режима (при установлении такого требования);
- сведения о гособоронзаказе, если проводится тендер по ГОЗ;
- сроки процедуры, дату и время окончания подачи заявок.
Если для объекта закупки обязательно лицензирование деятельности, то заказчик требует от участника предъявить лицензию (п. 1 ст. 1229, ст. 1235 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 31 п. 5 ч. 3 ст. 82.1 44-ФЗ).
К извещению прикрепляют проект контракта, обоснование НМЦК и другие сопроводительные документы, подписывают ЭЦП и размещают в ЕИС.
Отменить запрос котировок разрешают максимум за 1 рабочий день до окончания подачи заявок. Извещение об отмене закупки формируют, подписывают электронной подписью и размещают в ЕИС. Только после этого заказ отменят (п. 1 ч. 2 ст. 36 44-ФЗ). Отменить извещение после установленных сроков заказчик сможет только из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Внесение изменений в извещение тоже допускается. Но нельзя менять название объекта закупки и увеличивать размер обеспечения заявок. Сформируйте изменения в ЕИС, подпишите ЭП и разместите максимум за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок (ч. 4 ст. 42). Срок подачи заявок надо продлить — чтобы со следующего дня после дня размещения в ЕИС изменений и до даты окончания подачи заявок прошло минимум 3 дня (п. 4 ч. 4 ст. 42).
Видео-инструкция закупки у единственного поставщика
Протокол тендера − формальная документация. В нем описаны исходы процесса определения исполнителя, сделанные перед возможным постановлением контракта с лауреатом состязаний. Данный вид документа создается с помощью особого комитета. После работы с документом члены и секретарь комитета тестируют всю документацию. Эти действия происходят публично, чтобы каждый мог убедиться в правдивости данного конкурса. Ответы на все вопросы, задаваемые участниками проекта, есть в этом документе. Этот договор является фундаментом для национального или городского акта, в котором можно попросить о заказе нового или продлении старого договоров. Но дело в том, что все качества этого документа теряют свою силу по истечении 30-дневного срока.
Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?
Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
Работать с авансированием
Разъяснения по теме
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
В отличие от 44-ФЗ, по нормам Федерального закона 223-ФЗ заказчик самостоятельно определяет особенности проведения тех или иных процедур в положении о закупке. Каждая организация, работающая по 223-ФЗ, издает локальное положение — внутренний документ, регламентирующий закупочную деятельность организации.
В положении заказчик прописывает возможность потребовать в заявке на участие в конкурентной закупке только ограниченный круг сведений и документов. Какую информацию требовать в первой части заявки, а какую — во второй, тоже прописывают в локальном акте (ч. 19.1, 19.2, 19.3 и 19.7 ст. 3.4 223-ФЗ).
Возможность и порядок проведения электронной процедуры необходимо отразить в положении, в противном случае проводить тендер в этой форме заказчик не вправе. В 2022 году пошаговая инструкция по запросу котировок в электронной форме по 223-ФЗ состоит из следующих действий:
Шаг 1. Внесение информации о закупке в план закупки заказчика. Каждая организация, работающая по 223-ФЗ, планирует свою деятельность.
Шаг 2. Разработка документации тендера — извещения о закупке и проекта договора.
Шаг 3. Публикация извещения о проведении котировок. Опубликовать извещение необходимо не позднее чем за пять рабочих дней до даты окончания подачи заявок.
Шаг 4. Рассмотрение поданных заявок, выявление победителя, публикация протоколов по итогам рассмотрения.
Шаг 5. Заключение договора.
Процедура по 223-ФЗ проводится с помощью электронных торговых площадок, но заказчик вправе выбирать любую площадку, кроме случаев, когда закупка осуществляется среди СМП и ССП. Для таких тендеров используются только площадки, перечисленные в распоряжении правительства № 1447-р от 12.07.2018.
Последовательность действий и период выпуска документа
Если явка членов комиссии не превышает 50% от общего количества участников комитета, протокол тендера может быть недействительным. За совершение таких поступков будет наказан, в первую очередь, председатель комитета. Он, как ответственное лицо, обязан назначать дату, время и место проведения собрания. Не допустимы голосования экстерном или передача полномочий.
Протокол тендера может быть опубликован по-разному. В этом случае важность имеет вид тендера. Если же торг ведется открыто, то обнародование документ должен получить через средства массовой информации не позже, чем через 20 дней от подачи заявления в комиссию. А вот для членов закрытых торгов все новости и оповещения о продвижении торга приходят в личном, индивидуальном порядке.
Но если вы думаете, что эта документация нужна только для хранения результатов продвижения торгов, то вы сильно ошибаетесь. Данный документ может быть использован в суде, как улика, подтверждающая все события торгов. Также изучение подобных документов очень помогает начинающим участникам торгов быстрее разобраться в этом механизме и, может, даже выиграть. За юридической помощью можно обратиться по данной ссылке.
Шаг 7. Заключаем контракт с победителем
Контракт заключают в электронной форме — через ЕИС и электронную площадку. В ст. 50 Федеральной контрактной системы поясняется, в течение какого времени после публикации протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме нужно направить контракт на подпись победителю — в течение 1 рабочего дня после размещения в ЕИС итогового протокола проект контракта формируют и публикуют в информационной системе (п. 1 ч. 6 ст. 50 ФКС).
Вот как заключить контракт:
- Внести необходимые сведения о закупке (цену, условия поставки) и о победителе в проект контракта.
- Проверить проект контракта и документы об обеспечении исполнения. Победитель работает с контрактом в течение 5 рабочих дней (ч. 3 ст. 51)
- Подписать контракт ЭЦП и разместить его в ЕИС, на ЭТП. Срок — один рабочий день, следующий за днем размещения победителем подписанного проекта контракта. Нельзя подписывать контракт раньше 2 рабочих дней после размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50, п. 1 ч. 4 ст. 51 ФКС).
- Внести сведения в реестр контрактов в срок до 5 рабочих дней с момента его заключения (ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).
Способ закупки единственный поставщик
Единственным поставщиком является лицо, с которым происходит заключение контракта заказчиком без осуществления конкурентных процедур закупок.
Способ закупки у единственного поставщика включает в себя ряд действий:
- Заказчик может предложить поставщику заключить договор на поставку ТРУ;
- Также заказчик может получить предложение по заключению контракта от подрядчика.
Во всех вышеуказанных ситуациях заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. Прежде чем приступать к действию по заключению договора с поставщиком, в начале потребуется исследовать рынок поставки ТРУ для будущего избежания нарушения расходования лишних денежных средств.
Все дело в том, что предложение единственного поставщика может быть единственным на рынке или же может оказаться наименее предпочтительным по сравнению с предложением другого поставщика.
Заказчик может не пояснять подрядчикам осуществление закупочного процесса организации. Но для того, чтобы избежать подачи жалобы в ФАС рекомендуется отвечать на вопросы поставщика, и при необходимости уточнять обстоятельства закупки у единственного поставщика.
Заказчик имеет возможность не производить размещение в ЕИС в системе на ООС сведения о проведенной закупке ТРУ, общая сумма которых не будет составлять больше 100 тыс руб.
При ситуациях, когда итоговая выручка заказчика за отчетный год будет больше 5 млрд руб, то заказчик может не публиковать на ЕИС информацию о закупке ТРУ, совокупная сумма которых не больше 500 тыс руб. Все дело в том, что такие закупки будут расцениваться как мелкие и надобность в осуществлении конкурентных процедур отпадает.
Прямые закупки, которые осуществляются у поставщика до 100/500 тыс руб, то при этом заказчик может не вносить в план закупок эти данные. Но они могут отображаться в отчете, который формируется каждый месяц, а также в полугодовом отчете, который подготавливается для Росстата.
Что делать в нестандартных ситуациях
Что значит определение поставщика завершено — протокол выбора победителя тендера подписан и опубликован для всеобщего ознакомления. Есть нестандартные ситуации, когда заказчик не подводит итоги и закупка остается без результатов. Причин множество, а последствия малоприятны — от аннулирования процедуры до весомого штрафа.
Какими документами определяются поставщики
При проведении тендеров заказчики фиксируют информацию о промежуточных этапах отбора поставщика или выборе победителя в протоколах:
- рассмотрения заявок (или их первых, вторых частей);
- об итоговом решении комиссии.
После подготовки и подписания членами комиссии эти документы размещаются в Единой информационной системе в срок, который продиктован контрактным законодательством, статус подведения итогов на электронной площадке меняют на «закупка завершена». Пример такого документа:
Также торговая площадка формирует и размещает в системе в автоматическом режиме протоколы:
- хода торгов;
- подачи окончательных предложений.
Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Получить бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс на 2 дня
В какие сроки публикуют результаты
Сроки размещения протокола подведения итогов по 44 ФЗ показаны в таблице:
Когда не публикуют
Случаются ситуации, когда протоколы не размещают. Это происходит в таких случаях:
- Технический сбой на торговой площадке. В этом случае заказчику придется доказать сбой с помощью данных независимого регистратора или ответов на запросы в службу технической поддержки, что приведет к восстановлению сроков публикации протокола 44-ФЗ по объективным причинам (решение УФАС по делу № 065/06/106-47/2019 от 27.03.2019).
- У заказчика нет возможности применить цифровую подпись. Например, руководителя отстранили от должности, а других сотрудников с правом подписи в организации нет. В этом случае действие заказчика сочтут нарушением прав участников, а отмену тендера, когда победитель определен, — нарушением закона (постановление АС Восточно-Сибирского округа по делу № А19-21253/2017 от 16.07.2018).
- Отмена тендера. Когда торги проведены, а заказчик решил отменить аукцион и отказывается закрывать заявки, понадобятся веские причины: к ним относятся обстоятельства непреодолимой силы, которые невозможно изменить (стихийные бедствия, военные действия и т. п.).
- Заказчик оказался мошенником: принял от компаний заявки на участие вместе с обеспечением в денежном эквиваленте и не стал подводить итоги, что иногда происходит при проведении коммерческих закупок и тендеров по 223-ФЗ.
- Организация ликвидирована. Пример из практики: покупатель прошел процедуру ликвидации, итоговый протокол не опубликован, срок исполнения контракта истек, а ЭТП отказывается возвращать участнику обеспечение. После поступления жалобы УФАС приняло решение об аннулировании торгов (решение УФАС по делу № ВП-104/17 от 06.04.2017).
- Даты подведения итогов изменены, что запрещено 44-ФЗ и допустимо для компаний, которые размещают заказы в рамках 223-ФЗ.
- Без видимой причины. Пример: итоговый протокол не опубликован, предписания надзорных органов не выполнены. Итог: привлечение организации к ответственности по КоАП и аннулирование тендера (решение УФАС по делу № К-725/17 от 14.06.2017).
Когда продлевают срок публикации
Иногда срок подведения итогов и размещения протоколов меняют по законным основаниям. Такое происходит, если:
- в тендерную документацию внесены коррективы и изменен срок окончания подачи заявок на участие, поэтому итоговый протокол подготовке не подлежит, его разместят позже;
- запрос котировок или открытый конкурс, проведенные в электронной форме, признаны несостоявшимися, и заказчик принял решение о продления срока подачи предложений;
- дата подведения итогов изменена, что допустимо при покупке по 223-ФЗ по положению о закупках.
Ответственность за нарушения
Нарушения сроков публикации протоколов караются штрафами по ст. 7.30 КоАП.
Если сроки после протокола определения поставщика по аукциону или конкурсу, которые даны на публикацию документа, нарушены:
- не больше, чем на 2 рабочих дня, придется заплатить 5000 руб. сотрудникам и 15 000 — юрлицу;
- больше, чем на 2 рабочих дня: 30 000 руб. — физлицам и 100 000 — юрлицу.
За задержку сроков публикации документов при закупке у ед. поставщика или если не вовремя сформирован протокол рассмотрения заявки при проведении запроса котировок (предложений):
- не больше, чем на 1 рабочий день, штраф составит 3000 руб. — для физлица и 10 000 руб. — для юрлица;
- более, чем на 1 рабочий день: 15 000 руб. — для физлица и 50 000 руб. — для юрлица.
По закону, если протокол не выставили на сайт, штраф составит 50 000 руб. — для физлица и 500 000 руб. — для юрлица.
Кроме штрафов, нарушения сроков размещения документов в ЕИС чревато:
- Приостановкой процедуры выбора поставщика из-за жалобы участника.
- Получением от УФАС предписания об устранении иных нарушений.
- Аннулированием закупки.
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)
В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.
Каждой поступившей заявке присваивается порядковый номер. Запрос с наименьшей ценой получает первый номер, затем номера присваиваются по возрастанию ценовых предложений (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 50 44-ФЗ). При наличии одинаковых ценовых предложений первый номер присваивают тому, которое поступило раньше. Победителем становится заявка с первым номером.
Если в извещении установили условия допуска импортных товаров, то их надо применить при оценке заявок.
После определения победителя комиссия формирует в ЕИС протокол (п. 2 ч. 3 ст. 50). Все поля документа заполняются последовательно.
В итоговый протокол включают (п. 1, 2, 4–7 ч. 17 ст. 48 ФКС):
- дату подведения итогов;
- идентификационные номера поступивших заявок;
- решение комиссии о соответствии каждой заявки;
- порядковые номера заявок;
- решение комиссии о допуске или недопуске каждой заявки;
- информацию об увеличении цены контракта с учетом преимуществ, если победителем признан участник, являющийся предприятием УИС или организацией инвалидов;
- сведения о признании электронного запроса котировок несостоявшимся, если запросы не подавались, подана (допущена) одна заявка или все заявки отклонены.
Если электронный запрос котировок не состоялся по причине отсутствия или отклонения всех заявок, то заказчик вправе провести новую закупку или заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (ч. 7, 8 ст. 52 ФКС). Провести новую закупку или заключить контракт с единственным поставщиком разрешено и в случае, если все участники уклонились от заключения госконтракта или же заказчик отказался подписывать соглашение с единственным допущенным участником по нормам ч. 9, 10 ст. 31 ФКС.
Все члены комиссии подписывают итоговый протокол усиленными ЭЦП. После этого протокол подписывает руководитель или иное уполномоченное лицо, а исполнитель отправляет документ оператору электронной площадки в течение 2 рабочих дней со следующего дня после окончания подачи заявок, но до даты подведения итогов (п. 2 ч. 3 ст. 50 ФКС). Оператор площадки размещает протокол в ЕИС в течение часа после получения (п. 1 ч. 4 ст. 50 ФКС).
Как составить решение о рассмотрении заявок
Законодатель не утвердил шаблон для протокола рассмотрения первых частей заявок электронного аукциона 44-ФЗ. Оформляйте его в свободной форме. Обязательно заполните сведения, которые закреплены в ч. 6 ст. 67 44-ФЗ:
- идентификационный номер;
- решение о допуске. Если не допускаете, обоснуйте отказ. Укажите, какое положение в предложении участника не соответствует документации, какие сведения он не предоставил или какие сведения недостоверны;
- решение каждого члена комиссии;
- есть ли участники, которые предлагают поставить зарубежный товар, если в документации установили запреты, ограничения или условия допуска по ст. 14 44-ФЗ.
Опубликуйте протокол на электронной площадке и в ЕИС. Сделайте это не позже срока окончания рассмотрения первых частей. Это закреплено в ч. 7 ст. 67 44-ФЗ.
В ч. 2 ст. 67 прописано, что максимальный срок для рассмотрения первых частей заявок в закупках с НМЦК больше 300 млн руб. — три рабочих дня от даты, когда закончился прием предложений. Если НМЦК меньше этого показателя, то рассматривайте не дольше одного рабочего дня от даты окончания срока подачи предложений.
В закупках строительных работ из п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, когда в аукционной документации есть проектно-сметная документация, протокол не формируется. Это прописано в ч. 10 ст. 67 44-ФЗ.
Собрали в таблицу бланки для разных ситуаций по итогам рассмотрения первых частей.
Как составить решение о подведении итогов
Законодатель не утвердил шаблон для протокола рассмотрения вторых частей заявок электронного аукциона 44-ФЗ. Оформляйте его в свободной форме. Важно заполнить сведения, которые закреплены в ч. 8 ст. 69 44-ФЗ:
- идентификационные номера 5 заявок, которых допустили;
- соответствуют или не соответствуют предложения участников требованиям документации;
- если заявка или участник не соответствует, указывайте раздел, пункт документации, которому не соответствует;
- решение и подпись каждого члена комиссии по каждому потенциальному поставщику (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ).
Собрали в таблицу бланки для разных ситуаций по итогам рассмотрения вторых частей.
Опубликуйте решение на электронной площадке и в ЕИС. Сделайте это не позже чем на следующий рабочий день после того, как поставили подпись члены комиссии. На то, чтобы рассмотреть вторые части заявок, сформировать решение и завизировать его у комиссии, есть сроки для протокола подведения итогов электронного аукциона 44 ФЗ — максимум 3 рабочих дня от даты, когда на площадке появился документ о ходе аукциона. Это указано в ч. 5 ст. 69 44-ФЗ.
Как составить решение о рассмотрении единственной заявки
В п. 1 ч. 1 ст. 71 закона о контрактной системе указано, что если в аукционе участвует один участник, то электронная площадка открывает доступ одновременно и к первым, и ко вторым частям предложения. Оцените их и по результатам рассмотрения составьте протокол. В нем укажите сведения, которые закреплены в п. 3 ч. 1 ст. 71 44-ФЗ:
- соответствует или не соответствует единственный участник требованиям документации. Если не соответствует, укажите раздел, пункт документации, которому он или его предложение противоречит;
- решение и подпись членов комиссии.
После того как члены комиссии подпишут этот документ, опубликуйте его на площадке не позднее чем через 3 рабочих дня со дня, когда площадка предоставила доступ к первым и вторым частям. Это указано в п. 3 ч. 1 ст. 71 закона о контрактной системе.
Собрали в таблицу бланки для ситуаций, когда один участник соответствует требованиям аукционной документации и когда противоречит ей.
Рекомендации по обсуждению тендеров
Российские законы касательно государственных закупок на данный момент не закончили развитие. Также необходимы некоторые уточнения в этой сфере, чтобы достигнуть полной прозрачности гостендеров. В случае если вы получили протокол тендера, но не согласны с информацией в нем, либо вы хотите подать иск на организаторов тендера, либо вам просто нужна консультация, то обращайтесь в специализированные компании, где вам помогут во всех ваших проблемах. Помощь пригодиться вам в разъяснении проблем с разными этапами конкурса.
Испытываете сложности с участием в торгах?
Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
Выбрать заказчиков для работы по прямым договорам
Как составить решение об отсутствии заявок
Если в аукционной процедуре нет участников, то в протоколе указывайте следующую формулировку: