Суд признал законным взимание комиссии ТКП за оформление авиабилетов

Суд признал законным взимание комиссии ТКП за оформление авиабилетов ТЭК

Информация об изменениях

Изменениями, утвержденными Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» 7 декабря 2016 г., раздел 6 изложен в новой редакции

Текст приложения приводится без учета названных изменений

Порядок подготовки к проведению и проведение неконкурентных закупок

Закупки у единственного поставщика, мелкие и упрощенные закупки проводятся при наличии соответствующих оснований, определённых в статье 4.2.2 Стандарта.

Руководитель заказчика определяет ответственное лицо за подготовку и проведение неконкурентной закупки. Руководитель заказчика убеждается в наличии у данного ответственного лица знаний в областях, относящихся к предмету закупки, а также знаний законодательства в сфере закупок, гражданского, налогового законодательства, либо обеспечивает его обучение по соответствующим направлениям.

При проведении неконкурентных закупок заказчик:

а) проявляет должную осмотрительность, учитывает экономическую эффективность закупки и надежность поставщиков;

б) обеспечивает выполнение положений постановления Правительства РФ об особенностях участия субъектов МСП в закупках;

в) учитывает необходимость осуществления закупок внутри отрасли, в том числе при направлении адресных запросов о предоставлении ТКП, такие запросы направляются профильным по предмету закупки организациям атомной отрасли, являющимся изготовителями требуемой продукции (при наличии);

а) государственного регулирования цен (постановления, приказы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного регулирования цен в соответствующей сфере) стоимость закупаемой продукции не должна превышать такие цены (тарифы);

б) отраслевого регулирования цен (приказы и распоряжения Корпорации, устанавливающие цены, тарифы, расценки предприятиям атомной отрасли) стоимость закупаемой продукции не должна превышать утвержденные предельные цены (тарифы);

в) индивидуальных, специальных для данного заказчика скидок, понижающих коэффициентов, пониженных предельных цен (тарифов) при выборе поставщика и определении стоимости продукции должны быть использованы такие специальные пониженные цены (тарифы) с приложением подтверждающих документов.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информация об изменениях

Изменениями, утвержденными Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» 4 апреля 2017 г., приложение N 15.6 дополнено приложением N 1

Приложение N 1к Приложению N 15.6к Единому отраслевому стандартузакупок (Положению о закупке)Госкорпорации «Росатом»

В целях обеспечения выбора наилучшего предложения по закупке ________________ (указывается предмет закупки) прошу Вас рассмотреть возможность предоставления в адрес ________________ (указывается ФИО, должность, наименование организации) ответа на запрос с учетом следующих параметров:

1. Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика:* ___________________________________________.

2. Информация об условиях исполнения договора, включая:*

2.1. Условия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: ______________________________________________________________.

2.2 Место доставки товара, выполнения работ, оказания услуг: ______________________________________________________________.

2.3. Форма, сроки и порядок оплаты: __________________________.

2.4. Сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: _____________________________________________________________.

2.5. Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей): ___________________________________.

2.6. Сроки и объемы гарантийных обязательств: ____________________.

3. Сведения о начальной (максимальной) цене договора: __________ рублей.

4. Порядок и критерии отбора и оценки и их значимость:

4.1. Порядок и критерии отбора: в рамках отбора Заказчик рассматривает предложения на соответствие требованиям, установленным в настоящем запросе, и соответствие участников запроса установленным требованиям.

Критериями отбора при рассмотрении предложений являются:

а) соответствие предложения требованиям по существу, по своему составу, содержанию и оформлению;

б) соответствие участника запроса установленным требованиям;

в) соответствие предлагаемой участником закупки продукции установленным требованиям;

г) соответствие предлагаемых участником запроса договорных условий (в том числе, непревышение цены предложения объявленной НМЦ договора) установленным требованиям.

4.2. По итогам отбора заказчик в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в запросе, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора по следующим основаниям:

а) несоответствие предложения по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки предложений) и содержанию, в том числе представленного технического предложения;

б) несоответствие договорных условий, указанных в предложении, требованиям запроса, в том числе:

— наличие предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора;

— наличие предложения, ухудшающего условия по срокам поставки товара/выполнения работ/оказания услуг;

4.3. Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям:

4.4. Критерии оценки и их значимость:

_______________________ (наименование критерия, значимость критерия ___%)***

При закупке финансовых услуг критерии выбора, помимо цены, должны указываться в соответствии с требованиями раздела 6 Приложения N 12 ЕОСЗ.

4.5. Порядок оценки:

Оценка по критерию ______________________ указывается наименование критерия

Про торги:  Тендерное сопровождение Тинькофф

осуществляется в следующем порядке _____________________________ указывается порядок оценки.***

5.1. Предложение на участие в закупке должно быть оформлено на официальном бланке организации и подписано уполномоченным лицом.

5.2. Предложение на участие в закупке должно соответствовать установленной форме.

5.3. Предложение должно содержать всю информацию и соответствовать всем требованиям, указанным в запросе.

5.4. Предложение должно содержать подтверждение соответствия участника к предъявляемым ему требованиям (указанным в п. 4.3.).

5.5. _________________________________________ устанавливаются требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

6. Порядок, место, срок (дата) направления ответа на запрос на участие в закупке: _______________________________________________________________________

указывается порядок, место, срок (дата) направления ответа на запрос на участие в закупке.

7. Формы, порядок, срок предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной процедуры:

7.1. Запрос на предоставление разъяснений должен быть оформлен на официальном бланке организации и подписан уполномоченным лицом.

7.2. Запрос на предоставление разъяснений должен направляться по адресам электронной почты/факс ____________________ указывается адрес электронной почты и/или номер факса;

7.3. Срок направления запросов на предоставление разъяснений: не позднее 2 (двух) рабочих дней до даты направления ответа на запрос (указана в п. 6);

7.4. Разъяснения будут направлены всем участникам, которым был направлен запрос.

8. Место рассмотрения предложений на участие в закупке: __________ указывается адрес рассмотрения предложений участников.

9. Дата рассмотрения предложений на участие в закупке и подведение итогов закупки: _______________________ указывается время и дата с учетом условий, указанных в п. 6.

10. Проведение данной закупки (сбора информации) путем направления запроса не влечет каких-либо обязательств по заключению сделки для ___________________ указывается наименование заказчика.

1. Проект договора (по решению заказчика не прилагается, в случае если все основные условия исполнения договора, влияющие на определение стоимости продукции, изложены в п. 2 запроса)

2. Техническое задание (не прилагается, в случае если требования к закупаемой продукции изложены в п. 1 запроса)

3. Форма ответа на запрос (предложения)».

при формировании запроса, текст, указанный в данной форме курсивом, исключается, либо корректируется»

* Данные требования/информация могут быть указаны отдельным приложением к запросу.

** Данные требования устанавливаются в соответствии с подразделом 1.1 приложения 10 Стандарта, при закупках финансовых услуг требования корректируются с учетом требований Банка России, приложения 11 к ЕОСЗ и иными распорядительными документам Корпорации.

*** Критерии оценки и порядок оценки предложений устанавливаются в соответствии с требованиями «Методики установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников» (отборочная и оценочная стадии) (Приложение N 10 ЕОСЗ).

14 октября 2021, 00:03 /

Суд посчитал таксу ТКП за оформление авиабилетов законной

Пассажиры продолжат доплачивать по 185 рублей за билет, купленный у посредника

Суд признал законным взимание комиссии ТКП за оформление авиабилетов

Логика решения суда проста: запретить ТКП взимать дополнительную плату нельзя до тех пор, пока не признаны противоречащими закону сами основания ее взимания / Евгений Разумный / Ведомости

Пресненский районный суд Москвы 22 сентября вынес решение по иску Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к Транспортной клиринговой палате (ТКП). Прокуратура требовала признать незаконной таксу под кодом ZZ, которую ТКП берет за оформление и продажу авиабилетов через свою систему взаиморасчетов СВВТ. Таким образом, сверх оплаты самого перелета пассажир платит еще 185 руб. за каждый билет. Суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что такса ZZ взимается законно. «Ведомости» ознакомились с мотивированным решением суда.

Услуги ТКП или другого клирингового посредника требуются, если билет покупается не у самого авиаперевозчика, а у посредника (например, турагентства или билетного агрегатора) или другой авиакомпании в рамках код-шеринга или при полетах с пересадками с участием нескольких перевозчиков. В России кроме СВВТ действует иностранная система BSP (Billing and Settlement Plan), созданная IATA. В BSP нет сборов с пассажира за оформление билета, ей вносят постоянный платеж сами авиакомпании. Большинство крупных российских перевозчиков имеют договоры с обеими системами взаиморасчетов, сообщали «Ведомостям» ранее в нескольких авиакомпаниях.

Прокуратура со ссылкой на позицию ФАС настаивала на том, что такса ZZ незаконна, так как она является доходом ТКП, а не перевозчика. А по нормам федерального законодательства (ФАП № 82), расходы на оформление авиабилета относятся к расходам перевозчика и учитываются в установленном им тарифе или сборе. По подсчетам ФАС, с 2017 г. доходы ТКП от сбора превысили 8 млрд руб.

Суд согласился с тем, что именно авиаперевозчик устанавливает стоимость перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, но отметил, что «из существа нормативно-правовых актов не следует прямого запрета на взимание плат за оказание услуг ТКП», говорится в решении. Такса ZZ регистрируется в установленном порядке, ее размер и правила взимания доведены до всех авиакомпаний, заключивших договор с ТКП, и до агентов, продающих билеты на рейсы авиакомпаний, посчитал суд. ТКП доводит информацию до потребителей о наличии взимаемой таксы.

«При этом потребитель не ограничен в выборе иного способа приобретения авиабилета», – заключил суд. Но пассажир может только выбрать между покупкой билета у самого перевозчика или у агента, выбирать между системами взаиморасчетов агентов он не может, говорит сотрудник одной из российских авиакомпаний. 

Про торги:  ГОСТ 28852-90 Рассада цветочных культур. Функции

Суд также счел важным, что такса ZZ действует с 2001 г., а иск, оспаривающий ее законность, был подан только в 2021 г. Срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, заметил суд. Решение суда можно обжаловать в течение месяца. «Ведомостям» не удалось получить комментариев прокуратуры о дальнейших планах по иску. 

«Взимая таксу, ТКП завышает и стоимость перелета по субсидируемым рейсам, так как конечная цена перелета для пассажира оказывается выше специального тарифа, установленного государством по программам субсидирования», – говорит источник «Ведомостей» в компании – агрегаторе билетов. Разница между установленной нормой и фактической ценой перелета составляет от 1 до 5% от размера тарифа, добавил он. ТКП тем самым препятствует доступности авиаперевозок, заключает собеседник газеты. 

«Логика решения суда проста: запретить ТКП взимать дополнительную плату нельзя до тех пор, пока не признаны противоречащими закону сами основания ее взимания (приказ ТКП и резолюция Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам от 2001 г.). А вопрос об их законности перед судом просто не ставился», – поясняет «Ведомостям» управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. По мнению юриста, немаловажной была бы оценка занимаемой ТКП доли рынка. «Суд опирается на то, что рынок, на котором работает ТКП, является конкурентным и обращение к системе СВВТ при покупке и продаже билетов не является безальтернативным», – объясняет Федюкин. В 2018 г. доля расчетов через СВВТ составляла 16%, более свежих данных ни в ТКП, ни в Минтрансе не раскрыли.

«ТКП не монополист на рынке. Но есть отдельные направления и перевозчики, у которых 100% перевозок оформляется на стоке ТКП. Например, линия Норильск – Красноярск. Среди авиакомпаний до 50% билетов через СВВТ оформляют Nordstar, «Руслайн», «Красавиа», – говорит собеседник «Ведомостей» среди агентов по продажам билетов.

Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич считает, что ни в 2001 г., ни сейчас нет прямого правового основания на ввод таксы ZZ. «ТКП, по сути, оказывает услугу не пассажиру, а авиаперевозчику, с которым у нее заключен договор. По приказу Минтранса оформление билета – это не дополнительная услуга, имеющая для потребителя самостоятельную ценность, а действие в рамках исполнения договора перевозки, расходы на нее несет перевозчик. Поэтому и платить ТКП должен именно перевозчик, а не пассажир», – говорит он. По данным Станкевича, состоявшийся суд не первый против ТКП, судиться с ней пытаются граждане и юрлица, но суды неизменно отказывают в удовлетворении этих требований. «Возможно, менее формальный подход по этому вопросу могли бы занять вышестоящие инстанции, в том числе Верховный суд, учитывая общероссийский масштаб проблемы», – считает юрист.

Проблема с таксой ZZ неоднократно обсуждалась в Минтрансе, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он считает, что легализовать таксу можно, но для всех участников рынка: «Право на взимание сбора за оформление билета и его включение в итоговую стоимость перевозки должно быть предоставлено любому агенту, который фактически оформил билет. Правила должны быть едины для всех». 

Представители Минтранса и ТКП не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель ФАС сообщил, что подтвердил в суде свою позицию и соглашался с тем, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению. «Вопрос с обжалованием будет решен после ознакомления с решением суда в полном объеме», – добавил он.

Раздел 1. Общий порядок действий для расчета НМЦ

1. В случаях, не указанных в пунктах 3-5 главы 1 Методики, для расчета НМЦ необходимо наличие:

1.1. При проведении конкурентных закупок и закупок, осуществляемых способом «упрощенная закупка», по основаниям, предусмотренным Стандартом — трех и более ИЦИ.

1.2. При проведении закупок способом у единственного поставщика — пяти и более ИЦИ.

2. Для получения ИЦИ выполняется минимально необходимый набор действий по шагам в порядке убывания их предпочтительности:

* оптимальный срок указан в рабочих днях для закупок МТРиО/услуг, работ не учтенные в главе 2/НИОКР гражданского назначения

** указаны пункты раздела 1 главы 3 Методики, описывающие порядок выполнения соответствующего шага

*** в случае необходимости, возможно выполнение данных шагов

3. При поиске ИЦИ в ЕОС БДЦ, на официальном сайте по закупкам атомной отрасли, используются найденные цены завершенных и действующих договоров, а также цены заявок (оферентные цены) допущенных участников закупочных процедур, но проигравших по баллам. Не используются цены договоров с контрагентами из РНП.

Первоначальный период поиска ИЦИ:

один год (для ЕОС БДЦ);

шесть месяцев (для официального сайта по закупкам атомной отрасли, официального государственного сайта и других сайтов).

В случае отсутствия ИЦИ за указанный временной интервал, период поиска увеличивается до трех лет. По решению заказчика период поиска может быть увеличен до 5 лет. При этом причины увеличения периода поиска должны быть отражены в соответствующей таблице приложения N 2

Про торги:  Цены на отделочные работы

4. Дополнительно к порядку, отраженному в пункте 3, при поиске ИЦИ на официальном государственном сайте, официальных сайтах Федерального Казначейства о реестре государственных контрактов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований не используются цены договоров, заключенных способом закупки у единственного поставщика, за исключением закупок у единственного участника по результатам несостоявшейся конкурентной закупки.

Информация об изменениях

Пункт 5 изменен. — Изменения, утвержденные решением наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 8 сентября 2017 г.

См. предыдущую редакцию

5. Электронные/адресные запросы ТКП должны содержать:

подробное описание закупаемой продукции (ТЗ заказчика, технические характеристики в соответствии с ИТТ (для МТРиО), включая указание единицы измерения, количества;

образец таблицы ценового предложения, составленный в соответствии с утверждённым ТЗ и требованиями, указанными в соответствующих таблицах расчета НМЦ для данной продукции (приложения NN 2, 3 к Методике) (при заполнении поставщиком электронных ТКП по форме электронной таблицы, оформление данного образца таблицы является не обязательным);

основные условия исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, включая место и срок поставки/выполнения работ/оказания услуг, размер аванса, порядок выплаты, требования к порядку выполнения работ, оказания услуг (этапов работ);

указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы продукции; общая цена договора на условиях, указанных в запросе; срок действия предлагаемой цены, дополнительные затраты (шефмонтаж, шефналадка и т.п.); расчет цены предложения по форме образца направленной в запросе таблицы с приложением (при необходимости) расшифровок по отдельным затратам с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен на продукцию и т.п.;

указание о том, что стоимость шефмонтажа, шефналадки должны быть оформлены по форме 3п, указанной в МДС 81-35.2004 (при наличии таких услуг);

сроки предоставления ценовой информации. Срок предоставления ценовой информации может быть продлен по обоснованному решению руководителя заказчика;

информацию о том, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств для заказчика;

Дополнительно для МТРиО указываются требования к комплектации МТРиО, предусмотренные техническими спецификациями, техническим заданием, исходными техническими требованиями, исходными данными для проектирования, разработки рабочей документацией (с разделением на базовую и дополнительную комплектацию) и т.п.

Адресные запросы ТКП для закупки продукции, для которой необходимо разработать и утвердить категорийные стратегии, направляются изготовителям данной продукции (для МТРиО)/предприятиям-подрядчикам (для работ)/сервисным предприятиям (для услуг), включенным в паспорт категории, в обязательном порядке.

Адресные запросы ТКП должны быть официально оформлены на бланке Корпорации или организации атомной отрасли за подписью руководителя или уполномоченного лица и зарегистрированы надлежащим образом в соответствии с правилами документооборота организации-заказчика.

Полученные по результатам адресного запроса ТКП должны быть оформлены и направлены в соответствии с общепринятыми правилами документооборота. Все полученные ответы (ТКП) от изготовителей (поставщиков), за исключением ответов, содержащих информацию ограниченного доступа, должны быть загружены в ЕОС-БДЦ (только для МТРиО).

Подготовка и направление электронных/адресных запросов ТКП, содержащих информацию ограниченного доступа, осуществляется с соблюдением требований нормативных правовых актов РФ и локальных нормативных актов Корпорации по защите сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа.

6. При поиске ценовой информации по выполнению работ, оказанию услуг, не полными аналогами являются работы/услуги, в перечне которых выполнялись только отдельные аналогичные виды работ, услуг. В таком случае, для формирования ИЦИ, соответствующего требованиям закупки, для которой рассчитывается НМЦ, необходимо подобрать полный перечень аналогичных видов работ. Сформированный таким образом ИЦИ может быть использован в расчете НМЦ в качестве дополнительного ИЦИ не более одного раза.

7. Для НИОКР аналогами являются виды НИОКР, предмет которых является аналогом предмета данной закупки по сложности и уникальности, количеству содержащихся задач, видам и объемам работ, уровню квалификации специалистов, требующихся для его выполнения, но не являются полным повторением НИОКР данной закупки.

8. Если до окончания срока ожидания ТКП найдено достаточное количество ИЦИ, в соответствии с п. 1 настоящего раздела, для окончательного расчета НМЦ необходимо продолжить ожидание ТКП в течение срока, указанного в запросе.

Ожидание ТКП до окончания срока ожидания может быть прекращено в следующих случаях:

получено для конкурентных закупок и упрощенной закупки три ТКП (для неконкурентных закупок — пять ТКП);

найдено достаточное количество ИЦИ, кроме ТКП, или, при наличии объективных обстоятельств, отсутствует время на ожидание. При этом оформляется решение Заказчика в соответствии с пунктом 7 главы 1 настоящей Методики;

при расчете НМЦ для категорийной стратегии — по решению коллегиального органа по утверждению стратегий с учетом утвержденных полномочий. При этом к расчету НМЦ прикладывается протокол совещания данного коллегиального по реализации проекта МТО на основании категорийного управления.

9. Найденные ИЦИ требуется (при необходимости) привести к сопоставимым условиям планируемой закупки путем применения корректирующих поправок (раздел 2 настоящей главы). Для ТКП, при необходимости, возможно применение только поправок указанных в подпункте 3.1 пункта 3 и пункте 9 раздела 2 настоящей главы).

Приведение ИЦИ выполняется по мере нахождения ценовых источников. Оптимальный срок приведения ИЦИ к сопоставимым условиям планируемой закупки — 2 рабочих дня.

Оцените статью
ТЭК Торги