Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Представьте: вы заказали на день рождения любимой тещи сервиз из китайского фарфора на 160 предметов. Внесли предоплату, выбрали лучшего перевозчика и стали ждать. Но когда груз пришел, оказалось, что доехали только 90 предметов. Остальные 70 куда-то пропали. Или разбились. Или это был совсем не сервиз, а, скажем, раковина-столешница за 50 тысяч. А может быть и что-то другое – сути дела не меняет.
Подарок испорчен, настроение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не причем, все так и было, что делать не знаем. Благо, мы в Правовед.RU знаем: вам придется написать претензию. Если она не сработает, нужно подать жалобу на транспортную компанию. А затем можно обратиться и в суд. Почему именно так? Рассказываем обо всем по порядку!
Что делать, если вам предлагают везти опасный, тяжеловесный или негабаритный груз под видом обычного, объясняет координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
— Когда на загрузке происходит пересортица отгружаемых товаров (вместо макарон грузят гречку, вместо тушенки – рыбные консервы, вместо микроволновок – стиральные машинки), ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы всё это было отражено в транспортной накладной. Однако всё чаще и чаще происходят ситуации, когда предлагаемый к перевозке груз сильно отличается от того, что грузят по факту: больше габариты, вес, или вообще это опасный груз под видом обычного.
Говорить о том, что это ошибка кладовщика или менеджера не приходится: чаще всего это результат четкой, осознанной позиции грузоотправителя.
Впарить перевозчику негабарит, нагрузить в полтора раза больше груза чем было заявлено или загрузить опасный груз под видом обычного – это почти норма. Почему? Да потому что так дешевле.
Ничего страшного и в этом случае не произойдет, если водитель на загрузке увидит и раскроет все манипуляции грузоотправителя. Перевозчик имеет полное право отказаться от такой перевозки с очень простой формулировкой: грузоотправитель намеренно сообщил недостоверные сведения о существенных характеристиках перевозимого груза – будь то его габариты, вес или категория (опасный/не опасный).
Николай Синявин, автоперевозчик, Краснодарский край:
И ладно бы речь шла о каких-то разовых ситуациях: чем дальше, тем больше. Со стороны грузоотправителей недостоверная информация о существенных характеристиках предлагаемого к перевозке груза стала носить системный характер. И с их точки зрения всё понятно: машин много, грузов мало, будешь упираться – пошел нафиг за ворота, найдутся другие.
Меня послали куда подальше, порвали документы. Сказали: тебя здесь не было и звать тебя никак. Машину с ДОПОГ им месяц искать, а груз нужно отправлять – вот они и идут на такие ухищрения. Машину пригнал, хочешь вези, хочешь – нет, а сколько денег ты потратил и что ты сделал, им глубоко плевать.
Им – плевать, а нам писать претензию:
При погрузке выяснилось, что предъявленный к перевозке груз относится к категории опасных грузов ADR-9. В связи с предоставлением недостоверных данных, касающихся существенных характеристик перевозимого груза, пользуясь правом, предоставленным мне Гражданским кодексом РФ, Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом требую разрешить конфликтную ситуацию в досудебном (претензионном) порядке.
Алгоритм уже накатан: снова претензия, и хорошо, что у Николая была возможность передать эту претензию не на склад, а непосредственно в головную контору этой фирмы. Это правильный вариант.
не думаю, что руководители производства будут в восторге от того, что результаты суточной смены предприятий зависнут на штрафстоянке. Стало быть, надо показать что шкурные интересы менеджеров идут вразрез с интересами всего предприятия.
Врут эти ребята, когда говорят о том, что 9 класс опасности не требует ДОПОГ! Единственное, что там присутствует – чуть менее жесткие требования к транспортному средству. Не такие жесткие, как к топливу, пороху, радиоактивным материалам. Но, тем не менее, требования к автомобилю существуют, и перевозка 9 класса опасности требует от водителя наличия удостоверения ДОПОГ, ведь никаких поблажек на перевозку опасных грузов – даже в нынешний коронавирусный период – нет.
Борис Савельев, доцент Сибирского государственного автодорожного университета, эксперт по перевозке опасных грузов.
На видеосъёмке (11:15) виден хвост машин, который стоит перед воротами предприятия. Полагаю, что все они спокойно загрузятся, подотрут сопли и потащат груз. Не стройте никаких иллюзий по поводу водительской солидарности: её уже давно не существуют.
https://youtube.com/watch?v=DxoUU_UaF1s%3Frel%3D0
Грузят опасные грузы по цене обычных, повизгивают и с радостью тащат их в ущерб своему кошельку, защищая шкурные интересы даже не грузоотправителей, а их вороватых менеджеров.
Положа руку на сердце: что бы я сделал? Сдал бы их всех. Ближайшим территориальным транспортникам либо ГИБДД. Так бы и сказал: из этих ворот выезжают машины, перевозящие опасные грузы без разрешения. Я понимаю, что перевозчики попадут под удар, но прикрутить хвосты вот этим грузоотправителям, которые за счет перевозчиков крысят свои деньги, я считаю – святое дело.
Исковое заявление в суд подается после подачи претензии
Кузьминский районный суд г. Москвы
отПаспорт серии __ № ___, выданный _),проживающего по адресу:(указать точный адрес проживания)
о возмешении морального и материального вреда
Я, заключил с авиакомпанией договор о воздушной перевозке, это подтверждается билетом (в т.ч. электронным) серии___ номер_____, на рейс ________ по маршруту _______________ с датой вылета ________________.Тем не менее, ваша авиакомпания свои обязательства по перевозке меня и моего ребенка как пассажира из Калининграда в Москву не выполнила таким образом, ваша компания нарушила положения п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Авиабилет № оформлен по тарифу UWEB, что указано в билете. По условиям данного тарифа возврат билета возможен в случае уведомления об этом перевозчика более или менее, чем за 24 часа до запланированного вылета; возврат билета после вылета рейса не разрешается; изменение условий полета при неявке на рейс не допускается.При этом условия тарифа, по которым была оформлена перевозка не противоречат законодательству РФ, в частности ст. 108 Воздушного кодекса РФ, поскольку регулируют случаи, которые подпадают под ст. 108, а также иные случаи, которые выходят за пределы правового регулирования ст. 108 ВК РФ.ДД.ММ.ГГГГ я не явилась на рейс № (Москва-Калининград), по уважительной причине в связи с заболеванием ребенка не уведомив перевозчика (ОАО «Аэрофлот») об отказе от перевозки Перевозка не состоялась (неявка на рейс Москва-Калининград). Требования относительно этой перевозки у меня отсутствуют. Я не смогла прийти к соглашению при перевозки по маршруту Калининград-Москва, билет на данный рейс я не аннулировала и прибыла на него своевременно предупредив ответчика, что желаю воспользоваться указанным рейсом.В соответствии с п. 27 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира.Как усматривается из материалов дела, я неоднократно обращалась с заявлением о предоставлении продолжить перевозку на последующем участке маршрута перевозки.Возврат стоимости авиабилета возможен в случае обращения со стороны пассажира и в соответствии с положениями ст. 108 ВК РФ, и п. 235 Федеральных авиационных правил.П.9 договора перевозки установлено право пассажира уведомить перевозчика о намерении воспользоваться вторым участком перевозки. Соответствующая норма содержится в правилах бронирования. Каких-либо штрафных санкции в случае неявки на рейс на одном из участков маршрута договором и правилами не установлено – при этом в Договоре перевозки отсутствую сведения, что уведомление согласно п. 9 обязательного должно производиться до вылета рейса по маршруту «туда» Единственным условием аннулирования бронирования без уведомления пассажира в соответствии с п. 26 Федеральных авиационных правил является неоплата пассажиром билета – следовательно, в любых иных случаях обязательно уведомление пассажира до аннулирования бронирования. В том числе с целью выяснения о намерения воспользоваться маршрутом «обратно» оплаченной перевозки и обеспечения его права на перевозку. Даже аннулирование бронирование, в соответствии с п. 27 ФАП не прекращает обязательство перевозчика по выполнению оплаченной потребителем перевозки.Неявка пассажира на рейс «туда» не ущемляет права перевозчика и не наносит ему убытков. Неявка на рейс «туда» не может служить основанием для применения штрафных санкций в виде взыскания в пользу перевозчика стоимости перевозки по маршруту «обратно».Исходя из прямого указания п. 236 Федеральных авиационных правил и регулирующих возврат провозной платы норм ст. 108 ВК РФ, рейсы «туда», и «обратно» являются самостоятельными участками перевозки – и допускается отказ от использования участка перевозки как из аэропорта отправления, так и из аэропортов трансферта или остановки. При этом каких-либо указаний, что отказ от исполнения маршрута «туда» влечет за собой безусловное расторжение договора перевозки не в действующем законодательстве, ни в правилах Аэрофлота, не содержится.Довод, что данное действие является изменением маршрута перевозки не основан на нормах закона. Ни аэропорт отправления и прилета, ни номера рейсов, ни даты и время при этом «добровольном отказе» не меняются, перевозка сегментом «обратно» должна быть произведена в соответствии с условиями ранее заключенного договора независимо от использования сегмента «туда» поскольку сам маршрут не изменился. отсутствие пассажира в оплаченном им воздушном транспорте не изменяет сам маршрут.Имеются основания для возврата мне стоимости топливного сбора и стоимости авиабилета по маршруту Барнаул-МоскваВ соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению в полном объеме.Ответчик отказывается возвратить денежные средств и ссылается на установленные тарифы, что нарушает мои права так как ответчик не оказал услугу по перевозки пассажира по рейсу Калининград -Москва.Мной оплачено руб. – топливный сбор, были возвращены истцом, стоимость сегментов суд признает равными, таким образом рублей за маршрут Калининград — Москвы должны быть возвращены В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.Согласно ст. 151 ГК РФ на нарушителя в судебном порядке может быть возложена обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен вред (физические или нравственные страдания» действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.В качестве обязательного условия наступления ответственности за причинение морального вреда является наличие вины причинителя, а также наличие прямого указания в законе на возможность компенсации морального вреда по спорным правоотношениям.В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителя» моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.Ответчик своими действиями причинил нравственные страдания, так как не пожелал осуществить перевозку пассажира по маршруту Калининград -Москва, тогда как данный маршрут истцом был оплачен, при этом денежные средства не были возвращены, мне пришлось оплатить повторно авиабилет.
Взыскать с открытого акционерного общества «АЭРОФЛОТ-Российские авиалинии» в пользу ___________ рублей за рейс Калининград-Москва, рублей –причиненные убытки, рублей неустойку, рублей компенсацию морального вреда.
Учитывая вышеизложенное сумма моих претензионных требований составляет _________ рублей. Подпись, дата
- Если путешествие за границу сорвалось
- И споры эти так похожи.
- Как зафиксировать нарушение и написать претензию?
- Сроки подачи и рассмотрения претензии
- Если поездка на поезде не состоялась
- Получили груз? Рано радоваться
- Клиент всегда прав?
- Зачем нужна претензия и кто ее может подать?
- 4 правила, которые помогут избежать проблем
- Если перелет невозможен
- Как вернуть деньги за отмененные мероприятия и поездки?
- Когда можно предъявить претензию перевозчику?
- На какое возмещение можно претендовать?
- Кто виноват и что делать?
- Если фитнес-клуб отказывается заморозить абонемент на время действия ограничительных мер
- Обязанности экспедиторов и перевозчиков
- Куда написать жалобу на транспортную компанию?
- Да здравствует наш суд!
- Если концерт, спектакль или экскурсию отменили
- Хитрые пункты в договорах с экспедиторами
Если путешествие за границу сорвалось
Из-за пандемии коронавируса многие граждане были вынуждены отменить туристические поездки. Сейчас туроператоры не спешат возвращать деньги и аргументируют это тем, что турист вправе перенести поездку на другое время. Действительно, вы вправе, но не обязаны.
Возможность возврата денежных средств предусмотрена Законом о туристической деятельности и Законом о защите прав потребителей.
Если в зарубежной стране здоровью и жизни туристов может что-то угрожать, Правительство РФ вправе принять решение о возврате денег за несостоявшиеся поездки. Уплаченные за путевки суммы компенсируются за счет средств фондов персональной ответственности туроператоров (ст. 11.8 Закона о туристической деятельности).
4 апреля Правительство РФ распорядилось вернуть деньги за туры туристам, чьи поездки за границу должны были состояться до 1 июня 2020 г., но сорвались из-за пандемии3. Если ваше путешествие даже не началось, то вам должны возвратить полную стоимость путевки. Если же его пришлось прервать, то возврату подлежит только часть стоимости тура за минусом стоимости оказанных туроператором услуг.
Для возврата денег обратитесь с письменным заявлением к туроператору. Обращение рассматривается в течение 10 дней, которые отсчитываются с момента получения документов. В случае положительного решения денежные средства должны быть перечислены на ваш счет. Если туроператор примет решение об отказе или оставит заявление без рассмотрения, вы имеете право обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и в суд.
И споры эти так похожи.
Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?
Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».
Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.
Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.
ВС напомнил о презумпции вины экспедитора-юрлица за утрату, недостачу или повреждение грузаКак указал Суд, выдача груза на основании поддельных документов, предъявленных получателем, не может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы
12 января 2021
Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.
Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил. Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).
Как зафиксировать нарушение и написать претензию?
Перед тем, как составить претензию и написать жалобу на транспортную компанию, необходимо зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика (ст. 38 Устава). Сделать это можно путем отметки на транспортной накладной либо путем составления специального акта об утрате, недостаче, повреждении груза или просрочке доставки (рекомендуется). Акт составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать (п. 82 Правил, утв. Постановлением правительства № 272 от 15.04.2011):
- дату и место составления;
- ФИО и должности лиц, которые участвовали при составлении;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
- описание и фактический размер причиненных повреждений, недостач или утраты груза;
- подписи сторон.
Акт ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составлять в двустороннем порядке, при участии представителя транспортной компании. Если та уклоняется от составления акта, рекомендуем предварительно уведомить ее о необходимости составления акта способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Как только акт составлен, можно составлять и предъявлять претензию. Она также составляется в свободной форме и в любом случае должна содержать (п. 88 Правил):
- дату и место составления;
- ФИО, адрес лица, подавшего претензию;
- наименование, адрес транспортной компании;
- описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
- обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
- перечень приложений;
- ФИО и должность лица, подписавшего претензию
Образец претензии в транспортную компанию
претензия в ТК.docx ≈ 11 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
К претензии обязательно нужно приложить:
- копию транспортной накладной;
- копию акта;
- копию договора купли-продажи или иные документы, подтверждающие стоимость груза (при его порче, утрате или недостаче).
Составляем претензию в двух экземплярах, один из которых передается в ТК, второй – остается у получателя груза. Целесообразно направлять ее по почте заказным письмом с уведомление о вручении либо подавать лично под подпись уполномоченного ТК должностного лица с указанием на втором экземпляре его ФИО, должности, даты приема, штампа и печати ТК.
Сроки подачи и рассмотрения претензии
Претензию в ТК можно подать в течение срока исковой давности (п. 87 Правил), который составляет 1 год с момента наступления обстоятельства, послужившего основанием для подачи претензии (ст. 42 Устава). С момента ее получения у транспортной компании будет 30 дней на ее рассмотрение. За это время она должна принять решение по существу заявленных требований и в письменном виде уведомить заявителя о принятом решении (ст. 40 Устава).
Если поездка на поезде не состоялась
Пассажиры могут вернуть неиспользованные билеты, в том числе «невозвратные», если поездка должна была состояться в период с 1 апреля по 1 июня 2020 г. Сбор за возврат билетов взиматься не будет5.
Желающие вернуть деньги могут до 1 июня обратиться в кассу или сдать электронные билеты с помощью веб-ресурсов, через которые они были оформлены.
Информацию о возврате денежных средств за билеты можно уточнить на сайте ОАО «РЖД», а также по круглосуточному телефону Единого информационно-сервисного центра ОАО «РЖД» 8 (800) 775-00-00 (для звонков из России) или по номеру +7 (499) 605-20-00 (для звонков с территории иностранных государств).
1 Московская торгово-промышленная палата выдает сертификаты о форс-мажорах по договорам, заключаемым между российскими предпринимателями. Этот документ является основанием для освобождения от ответственности за невыполнение или недолжное выполнение обязательств по договорным отношениям.
2 Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 442 «Об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части».
3 Распоряжение Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. № 894-р.
4 Пункт 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ.
Приказ Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”».
5 Информация ОАО «РЖД» от 1 апреля 2020 г. «Пассажиры смогут сдать билеты без удержания сбора за возврат до 1 июня».
Информация ОАО «РЖД» от 6 апреля 2020 г. «Пассажиры могут сдать билеты, купленные по “невозвратным” тарифам, до 1 июня».
Получили груз? Рано радоваться
Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).
Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.
Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.
Клиент всегда прав?
Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.
Итак, клиент транспортной компании имеет право:
- требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
- требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.
Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.
Зачем нужна претензия и кто ее может подать?
Любая доставка, будь это ваш заказ из интернет-магазина, гостинец от родственников из Сочи или фура картофеля из Краснодара, осуществляется на основании договора о грузоперевозке (ст. 785 ГК). Как правило, это автомобильные грузоперевозки, потому говорить будем преимущественно о них.
С момента передачи груза в транспортную компанию, перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного груза и своевременность его доставки получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, перевозчику придется возмещать причиненный ущерб + платить неустойку, штрафы, но об этом позже.
Чтобы потребовать компенсации, придется направить перевозчику претензию. Это обязательный досудебный порядок решения вопроса с перевозчиком – без его соблюдения требовать возмещения, скажем, в судебном порядке, заинтересованное лицо не вправе (ч. 1 ст. 797 ГК, ч. 2 ст. 39 Устава, утв. ФЗ № 259 от 08.11.2007). Претензия выполняет функцию жалобы на транспортную компанию, поданной в адрес самой ТК, и позволяет зафиксировать наличие неурегулированного конфликта, а также продемонстрировать вашу решительность в отстаивании своих интересов.
Предъявить такую претензию могут грузоотправители, грузополучатели, а также страховщики, если они выплатили страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком его обязанностей.
4 правила, которые помогут избежать проблем
Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.
Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.
Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.
И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.
Правило № 2: уточняем детали.
Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.
Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.
Правило № 3: документы – наше всё.
Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.
Правило № 4: он – и никто другой.
Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д. А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.
Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.
Если перелет невозможен
Если вы купили авиабилет по «возвратному» тарифу, то вправе вернуть его и получить уплаченную за него сумму, из которой могут вычесть лишь расходы перевозчика. Уведомить об отказе от перелета необходимо не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации пассажиров на рейс (п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).
Правило о возврате уплаченных за авиабилет сумм не распространяется на билеты, купленные по «невозвратному» тарифу. Однако существует такое понятие, как вынужденный отказ пассажира от воздушной перевозки. При таком отказе он вправе рассчитывать на получение денег даже за «невозвратный» билет4.
Отказ признается вынужденным в следующих случаях:
- отмена или задержка рейса;
- выполнение перевозки не по расписанию;
- изменение перевозчиком маршрута перевозки;
- отправка пассажира не состоялась из-за невозможности предоставить ему место на тот рейс и в тот день, что указаны в билете (что делать, если вы купили билет, но мест в самолете не оказалось, и как добиться компенсации от авиакомпании – читайте в статье «Овербукинг: риск оказаться за бортом»);
- отправка пассажира не состоялась из-за его задержки при досмотре багажа или личном досмотре, если при этом у него не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- перевозчик не обеспечил стыковку рейсов при выполнении единой перевозки;
- болезнь пассажира; болезнь члена его семьи или близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне; смерть члена семьи или родственника. Но это должно подтверждаться документально, и перевозчика обязательно нужно уведомить до окончания регистрации пассажиров на рейс;
- пассажиру не предоставили обслуживание, соответствующее классу, указанному в билете;
- перевозчик или уполномоченный агент неправильно оформил билет.
Перевозчик может расценить отказ пассажира от перевозки как вынужденный и в других случаях. Поэтому если его причиной явились обстоятельства, не зависящие от вашей воли и связанные с введением ограничительных мер из-за угрозы жизни и здоровью граждан, стоит направить перевозчику требование о возврате денежных средств за билеты, даже если они приобретены по «невозвратному» тарифу. Однако нужно иметь в виду: если отказ пассажира связан с обстоятельствами, не указанными среди перечисленных выше, признавать его вынужденным – право, а не обязанность авиакомпании. Именно поэтому некоторые перевозчики не считают основанием для возврата денег за авиабилет отмену мероприятия (выставки, конференции, курсов, путевки), даже если причиной является введенный карантин.
Как вернуть деньги за отмененные мероприятия и поездки?
За не использованные из-за пандемии коронавируса билеты в театры, музеи и на концерты, абонементы в фитнес-клубы и спортивные секции, туры, билеты на поезд и самолет граждане вправе требовать возврата денежных средств
Когда можно предъявить претензию перевозчику?
По договору о грузоперевозке перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи получателю (ст. 796 ГК, ч. 5 ст. 34 Устава), а также за своевременность доставки груза (ст. 792 ГК, ст. 14 Устава). Таким образом, поводом для претензии станет:
- задержка в доставке груза транспортной компанией;
- утрата груза;
- недостача груза;
- повреждение груза.
Эти же обстоятельства станут основанием для возмещения причиненного грузополучателю ущерба.
На какое возмещение можно претендовать?
Перевозчик обязан возместить грузополучателю причиненный ущерб при утрате, недостаче или повреждении груза в размере (ч. 7 ст. 34 Устава):
- стоимости утраченного или недостающего груза;
- суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
- объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.
Под стоимостью понимается цена товара или груза, указанная в договоре или счете продавца товара или груза, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).
Наряду с возмещением ущерба, перевозчик обязан вернуть грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ч. 3 ст. 796 ГК).
В случае нарушения сроков доставки грузополучателю уплачивается штраф – 9###b#< от размера провозной платы за каждые сутки просрочки, но на более чем размер провозной платы (п. 11 ст. 34 Устава). Кроме того, договором с перевозчиком может быть предусмотрено условие о неустойке за нарушение сроков, а также за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии на то оснований.
Обращаем внимание, что в случаях причинения грузу ущерба по причинам, не зависящим от перевозчика, и устранение которых от него не зависело, за такой ущерб перевозчик ответственность не несет (п. 6 ст. 34 Устава). К таким обстоятельства, в том числе относятся:
Кто виноват и что делать?
Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак
Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.
Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах. А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?
Если фитнес-клуб отказывается заморозить абонемент на время действия ограничительных мер
21 марта Роспотребнадзор ввел дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия для предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Ведомство обязало руководителей бассейнов, фитнес-центров, аквапарков и других объектов физической культуры и спорта прекратить допуск посетителей до особого распоряжения. Учреждения были вынуждены приостановить свою работу.
В сложившейся ситуации спортивная организация может предложить вам бесплатно заморозить абонемент на неопределенный срок. Если вы не хотите ждать открытия учреждения или никаких предложений вам не поступало, можно в свободной форме написать заявление о расторжении договора и направить его почтовым отправлением или на адрес электронной почты организации (бассейна, фитнес-центра и т.п.).
Помните: вы имеете право в любое время отказаться от услуг спортивного учреждения без объяснения причин. Вам должны будут вернуть деньги за неоказанные услуги. Из этой суммы могут вычесть лишь расходы, которые возникли именно в связи с вашим обслуживанием (ст. 32 Закона о защите прав потребителей, ч. 1 ст. 782 ГК РФ). Если в договоре указано иное, ваши права ущемляются. В суде такие пункты договора будут признаны недействительными (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Денежные средства должны быть возвращены вам в течение 10 календарных дней (ст. 31 Закона о защите прав потребителей). Но в случае нарушения этого срока взыскать неустойку будет проблематично. Как разъяснила Московская торгово-промышленная палата1, если фитнес-клуб закрылся на основании решения органов власти о введении режима повышенной готовности или распоряжения Роспотребнадзора, он освобождается от уплаты неустойки клиентам на основании форс-мажора. Как этот вопрос будет решаться в суде – пока неясно.
Поскольку существует риск, что не все учреждения, в том числе спортивные и танцевальные секции, смогут открыться после окончания действия ограничительных мер, решение вопроса о возврате денежных средств откладывать не стоит.
Обязанности экспедиторов и перевозчиков
У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:
- доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
- доставить груз в целости и сохранности;
- выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.
Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.
Куда написать жалобу на транспортную компанию?
Прошло 30 дней, а реакции от ТК не последовало? У вас есть еще несколько козырей.
Во-первых, можно подать жалобы в надзорные органы, а именно в:
- Транспортную прокуратуру. Она, как орган общего надзора, осуществляет надзор за исполнением законодательства, в том числе со стороны юридических лиц, оказывающих услуги в сфере транспорта. Она может провести внеплановую проверку и вынести предписание на устранение нарушений законодательства, а также привлечь ТК к ответственности. Подразделения транспортной прокуратуры есть только в крупных городах, в связи с чем рекомендуем подавать жалобу через интернет-приемную.
- Роспотребнадзор. На отношения между грузоотправителями и перевозчиками распространяются положения ФЗ «О защите прав потребителей», а поэтому на ТК можно пожаловаться и в Роспотребнадзор. Как и прокуратура, она – орган надзора, в связи с чем вправе проводить внеплановые проверки, выдавать предписания на устранение нарушений, и привлекать должностных лиц ТК и саму ТК к ответственности. Подать жалобу можно в письменном виде либо, чтобы не тратиться на бумагу и ручку, можно подать жалобу онлайн. А еще у них есть круглосуточная горячая линия.
Во-вторых, можно подать исковое заявление в суд для взыскания компенсации. Его особенность в том, что это будет иск о защите прав потребителей, в связи с чем:
- он может быть подан в суд по месту жительства истца;
- при подаче иска не требуется уплата государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.
В судебном порядке можно взыскать не только компенсацию, но и неустойку, если она предусмотрена договором, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, судебные издержки и даже моральный ущерб. Суды, как правило, идут навстречу истцам и хотя бы частично, но удовлетворяют их требования. Вот пример из Новосибирска, а вот – пример из Улан-Удэ. Ваш пример тоже будет успешным, если вы будете использовать все наши рекомендации! Удачи!
Да здравствует наш суд!
Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.
Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).
Если концерт, спектакль или экскурсию отменили
Культурные мероприятия во время действия режима повышенной готовности организаторы переносят на более поздние даты или отменяют. Информация об этом должна размещаться на официальных сайтах организаций.
Вам могут предложить посетить то же или иное мероприятие после отмены введенных ограничений либо возместить полную стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки.
- не позднее 30 дней со дня обращения на официальный сайт организатора, через который билет, абонемент или экскурсионная путевка были оформлены и приобретены;
- в день обращения в кассу организации или уполномоченного лица. Сделать это можно в течение 6 месяцев после отмены режима повышенной готовности2.
Если билеты были приобретены через сторонний онлайн-ресурс, необходимо ознакомиться с правилами возврата билетов, размещенными на сайте. Имейте в виду: может быть удержан сервисный сбор.
Хитрые пункты в договорах с экспедиторами
Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.
Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:
«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»
«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».
Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.
Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).
А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.