#ДляБизнеса: Арендаторы городской земли получили отсрочку платежей на 1,4 миллиарда рублей.
Новая антикризисная мера поддержки в деле.
✅Уже 27 арендаторов городской земли, предоставленной для строительства без проведения торгов, получили отсрочку платежей по рассрочке за второй квартал 2022 года на шесть месяцев.
📌Общая сумма предоставленной отсрочки составила 1,4 миллиарда рублей. В общей сложности арендаторы земельных участков могут рассчитывать на перенос арендных платежей на сумму 5,6 млрд рублей.
☑️Также данной мерой поддержки могут воспользоваться собственники земельных участков при изменении вида разрешенного использования на строительство.
Как воспользоваться данной поддержкой от города — смотрите в нашей инфографике
#ДляБизнеса: Два технопарка и один промкомплекс перешли на 10-летнюю льготную ставку аренды земли.
❗В этом году льготную ставку аренды земли на 10 лет получили технопарки «Калибр» и «Институт электронных управляющих машин имени И.С. Брука», а также промкомплекс «Агентство промышленного развития инвестиций». 📍Общая площадь занимаемых ими земельных участков составляет 3,7 гектара.
📈Статус промышленного комплекса или технопарка позволяет предпринимателям экономить на аренде городской земли около 14,8 миллиона рублей в год.
Ставка годовой арендной платы устанавливается в размере:☑️для технопарков — 0,01% от кадастровой стоимости участка, ☑️для промкомплексов – 0,3%.
❗Льгота присваивается на 10 лет и для ее продления предприятиям нужно ежегодно подтверждать статус промкомплекса или технопарка.
#ДляБизнеса: Малый и средний бизнес выкупил у города 75 объектов нежилой недвижимости.
В первом квартале 2022 года представители малого и среднего бизнеса выкупили у города без торгов по преимущественному праву 75 объектов нежилой недвижимости общей площадью 14,4 тысячи квадратных метров.
❗Субъекты МСП могут выкупить у города уже используемую ими коммерческую недвижимость без конкурса по рыночной цене, которую определяют независимые оценщики.
Воспользоваться правом преимущественного выкупа можно при следующих условиях:✔️ компания должна быть включена в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ✔️ арендовать объект недвижимости не менее двух лет, если соответствующие права аренды были приобретены на обычных торгах. Для помещений, реализованных на специализированных аукционах, срок увеличен до трех лет.
📜При этом сама недвижимость должна на протяжении как минимум пяти лет находиться в перечне объектов, предназначенных для использования малым и средним бизнесом.
#ДляБизнеса: Инвесторы заключили 265 договоров купли-продажи нежилой недвижимости в первом квартале 2022 года.
📝В январе – марте с победителями конкурентных процедур заключено 265 договоров купли-продажи нежилой недвижимости площадью 31 тысяча квадратных метров.
Болше всего объектов недвижимости приобретено:☑️на юго-западе, ☑️на западе, ☑️на северо-востоке.
Часть городских объектов была реализована благодаря вторичным способам продажи городского имущества: 📍с помощью публичного предложения продано 66 объектов недвижимости общей площадью 8,6 тысячи квадратных метров. 📍с помощью продаж без объявления цены продано 55 объектов общей площадью 8,2 тысячи квадратных метров.
❗️Сейчас на торги переданы еще 532 объекта общей площадью 39,3 тысячи квадратных метров. Вся недвижимость будет доступна на investmoscow.ru
❗️Не попасться на уловки мошенников: #ДГИ предостерегает жителей Москвы
В сети Интернет работает около десятка различный сайтов, которые имитируют сайт #ДГИ, а также предоставляемые Департаментом государственные услуги.
❗️Фейковые порталы часто используют символику московских и федеральных органов власти, поэтому их легко спутать. #ДГИ регулярно обращается в Прокуратуру и Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к таким ресурсам.Так, в конце 2021 года был заблокирован сайт mosdgi, разместивший на своих страницах официальный логотип Департамента. Однако затем его владельцы поменяли оформление на похожее и продолжают работать.
‼️Таким образом мошенники выманивают деньги за консультации и услуги, которые ОИВ оказывают абсолютно бесплатно!
Напоминаем, что обратиться за услугами #ДГИ можно только:✅в центрах госуслуг «Мои документы», ✅через портал mos.ru, там же доступна запись на консультации по жилищным и имущественно-земельным вопросам.
Единственный электронный ресурс ведомства: mos.ru/dgi.
#ДляБизнеса: Малый и средний бизнес арендовал у города 83 помещения.
☑️По итогам специальных торгов за три месяца 2022 года предприниматели заключили с городом 83 договора аренды нежилой недвижимости общей площадью 4,6 тысячи кв. м.☑️Всего за время действия программы с 2017 года предприниматели этой категории арендовали у города на льготных условиях 1718 объектов общей площадью 91 тысяча кв. м.
❗Специальные торги проводятся для самозанятых и компаний, включенных в реестр субъектов #МСП. ❗Начальная ставка для подвальных помещений составляет одну тысячу рублей за один кв.м в год, а для надземной части зданий — пять тысяч рублей за кв.м.
Больше всего недвижимости в 1 квартале 2022 года по специальной ставке арендовали:☑️на северо-западе – 17 помещений, ☑️на юге – 15 помещений,☑️на западе – 14 помещений.
📍Все объекты имеют свободное назначение. Это позволяет арендаторам использовать их по своему усмотрению, но с учетом требований законодательства, градостроительных и технических регламентов.
👷В Зеленограде появится высокотехнологичное производство стройматериалов🏗 Застройщик получит от города 36 га земли без торгов в рамках масштабного инвестиционного проекта. На этом участке появятся высокотехнологичные предприятия по производству стройматериалов, научно-исследовательские лаборатории, инжиниринговый и учебный центры и выставочная площадка для развития промышленно-строительной отрасли России.
💳 Инвестор вложит в проект 14,5 млрд ₽ и создаст более 1,9 тыс. рабочих мест.
💪 Уже к концу этого года компания нарастит мощности своих производств на 30-35% для импортозамещения в сфере строительства. А ещё она собирается бесперебойно выпускать новую продукцию по ключевым позициям, необходимым строительному комплексу и совершить в этой сфере переход от ручного труда к индустриальному производству. Такая трансформация позволит в разы увеличить скорость строительства объектов, снизить себестоимость и уменьшить количество рабочих на стройках.
Вот уже 61 год людям открыто управляемое исследование космоса.
🚀Поздравляем всех причастных с праздником!
#Реновация: Жильцы шести пятиэтажек в Дмитровском районе переезжают в новостройку.
❗В Дмитровском районе идет расселение старых пятиэтажек по адресам: ☑️Дмитровское шоссе, дом 141 корпус 1, ☑️Долгопрудная улица, дома 3, 5, 9, ☑️Вагоноремонтная улица, дома 9/25 и 11.
«В этих домах проживают 1082 человека из 465 семей. Равнозначные квартиры Департамент городского имущества предложил москвичам 25 февраля и 18 марта 2022 года. К настоящему времени 854 москвича (368 семей) определились с новым жильем для переезда», — сообщил руководитель Департамента Максим Гаман.
Остальные жители ещё выбирают равнозначные квартиры. О своём решении они смогут сообщить в центре информирования, который расположен на 1 этаже новостройки.
🏗️Для расселения по программе реновации в Дмитровском районе возведен современный комфортный дом на Лобненской улице дом 13 корпус 2.
#ДляБизнеса: Собственники земли получили отсрочку платежей на 1,23 млрд рублей.
9 инвесторов воспользовались новой антикризисной поддержкой Правительства Москвы. Они обратились в #ДГИ за сменой ВРИ 17 земельных участков и отсрочили платежи на общую сумму 1,23 млрд рублей.
❗️Данная мера позволяет перенести платежи по рассрочке за 2 квартал 2022 года на 6 месяцев.
❓Кто может воспользоваться:☑️Собственники земли, изменившие #ВРИ, могут получить отсрочку платежей на общую сумму 1,4 млрд рублей.☑️Арендаторы городской земли, предоставленной для строительства без проведения торгов. При изменении цели предоставления участков могут рассчитывать на перенос арендных платежей на сумму 5,6 млрд рублей.
🧾Для получения меры поддержки инвесторам необходимо направить обращение в #ДГИ в свободной форме с указанием: 📍адреса земельного участка, ➡️номера договора аренды или финансово-лицевого счета.
Обращение можно направить онлайн через сервис «Электронная приемная» на портале mos.ru или по почте.
🧐 Больше всего бизнесменов интересуют гранты для предпринимателей на создание или развитие МСП, финансовая поддержка инновационного импортозамещения, компенсации расходов на использование отечественной системы быстрых платежей, гранты на приобретение и лизинг оборудования и кредитные программы для малого и среднего бизнеса.
👩💼 Чтобы получить информацию об антикризисных мерах, на сайте из выпадающего списка нужно выбрать сферу своей деятельности, организационную форму, размер бизнеса и направления поддержки.
➡️ Система автоматически показывает все доступные для конкретного предприятия меры, их описание, информацию о категориях получателей, сроках предоставления и ссылку на документ, которым они утверждены.
С начала года москвичи сэкономили почти 148 млн рублей при покупке земли у города.
❗️С апреля 2020 года жители Москвы могут выкупить у города землю под индивидуальными жилыми домами, гаражами или хозяйственными постройками по сниженной цене — 40% от кадастровой стоимости.
Собственникам недвижимости достаточно обратиться за Госуслугой «Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений» на портале mos.ru.
✅В 1 квартале 2022 года горожане выкупили 24 участка суммарной площадью 2,8 га на общую сумму 98,6 млн рублей. 📈Благодаря льготе экономия составила 147,9 млн рублей.
«Приватизированные в 1 квартале 2022 года территории находятся в пяти округах столицы. Больше всего участков москвичи выкупили в #ТАО – 17 единиц площадью 2,2 га. Оставшиеся семь — были приобретены в #СЗАО, #СВАО, #ВАО и #ЮЗАО», – отметил руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман.
➡️На сайте Росреестра можно посмотреть кадастровую стоимость участка, чтобы рассчитать сумму его выкупа.
#Реновация: Более 400 москвичей переезжают в новостройку на Тайнинской улице.
Завершается переселение москвичей из четырех старых домов в Лосиноостровском районе на Тайнинской улице (дома 3, 5, 11 и 13). В них проживают 406 человек из 163 семей.
🏡На переезд в комфортные квартиры согласились уже 96% от всех жителей, это 389 человек.
🏗️Для переселения жильцов по программе реновации возведена современная новостройка на Тайнинской улице, дом 13, корпус 1.
Город выделил 19 гектаров земли для реконструкции путепровода на Ленинградском шоссе.
«Для строительства дорог и инженерной инфраструктуры #ДГИ в 2022 году уже выделил около 58 гектаров земли. Из них около 19 гектаров – для реконструкции Ленинградского шоссе в районе Химок на пересечении с путями Октябрьской железной дороги»,- сообщил руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман.
📌Трасса будет расширена с шести до восьми полос, по четыре в каждую сторону.📌Также появятся удобные съезды с Международного шоссе.
Всего предстоит построить и реконструировать более 5,5 километров дорог, в том числе два путепровода.
Город передал школе искусств имени М.А. Балакирева новое здание на востоке Москвы
«Город создает необходимые условия для творческого развития юных жителей столицы. В частности, учебным заведениям выделяют новые помещения, тем самым предоставляя возможность расширить аудиторию учеников. Только в прошлом году под детские творческие учебные заведения были переданы пять объектов общей площадью 6,8 тысячи кв. м., а с начала 2022 года – еще два строения суммарной площадью 6,7 тысячи кв. м», – сказал руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман.
В марте этого года одноэтажное здание площадью почти две тысячи кв. м закреплено за столичной детской школой искусств имени М.А. Балакирева.
Объект расположен по адресу: улица Молдагуловой, дом 3А.
#РазвитиеМосквы: Город предоставил земельные участки для дорожного строительства.
📍Москва реализует масштабные программы транспортного развития: строятся дороги, развязки на пересечении автотрасс, путепроводы над ж/д путями.
❗️Для объектов, которые возводятся на средства бюджета, #ДГИ предоставляет землю в пользование бесплатно.
📝С начала 2022 года было заключено 52 договора для создания новых объектов транспортной инфраструктуры. Площадь территории составила 58 га.
«Город создает максимально удобные условия для реализации крупных инфраструктурных проектов. Взаимодействие с застройщиками происходит в режиме онлайн, пакет документов максимально упрощен. В целом это позволяет строителям концентрироваться на непосредственной работе – возведении трасс, прокладке новых дорог, а не на административных задачах», – отметил руководитель ДГИ Максим Гаман.
❗️В рамках госуслуги “Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование” с начала года поступило 246 обращений, а в 2021 году – более 700.
#УслугиДГИ: Уведомление о готовности документов в имущественно-земельной сфере можно будет получить по электронной почте.
❗Ежедневно от граждан и бизнеса в Департамент поступает около 3 тысяч обращений через различные каналы связи. Только с начала 2022 года мы получили более ста тысяч заявок москвичей по имущественно-земельным вопросам. Для удобства взаимодействия с заявителями ДГИ разработал новый формат уведомлений по запросам.
Теперь на электронный адрес заявителей будут приходить уведомления от ДГИ:✅ с указанием регистрационного номера, ✅ даты поступления, ✅ о готовности документа.
📩На первом этапе новый вид оповещений будет работать для заявлений, поданных через электронную приемную ДГИ на сайте mos.ru. В перспективе планируется перевести в такой формат уведомления по всем видам обращений в Департамент.
#РазвитиеМосквы: Город предоставит застройщикам участки для реализации 20 масштабных инвестпроектов.
🏗️В первом квартале 2022 года город принял решение о предоставлении застройщикам без проведения торгов почти 37 гектаров земли в аренду для реализации 20 масштабных инвестпроектов.
Получить землю без торгов могут:✅производственные комплексы, ✅инновационные центры, ✅социальные учреждения, ✅транспортные, ✅спортивные и другие объекты.
❗Для их строительства город предоставляет земельные участки в аренду сроком на пять лет.
«Благодаря реализации масштабных инвестиционных проектов в столице развивается современная социальная инфраструктура и появляются новые рабочие места. Так, среди новых объектов восемь – это детские сады и школы. Их планируется возвести в пяти городских округах. Общая площадь застройки превысит 90 тысяч квадратных метров», – рассказал министр правительства Москвы, руководитель #ДГИ Максим Гаман.
#ДляБизнеса: столичные застройщики получили отсрочку на предоставление банковских гарантий.
❗Комплекс мер по поддержке столичных застройщиков был принят месяц назад. Одна из них – возможность перенести предоставление банковской гарантии при смене вида разрешенного использования участка.
📈К городу уже обратились 11 собственников 19 участков общей площадью 37,14 га. 🪙Общая сумма отсроченной банковской гарантии составила 1,3 млрд рублей, эти средства девелоперы смогут направить на реализацию уже начатых, а также на запуск новых проектов.
«Земельные участки, владельцы которых уже получили городскую поддержку, расположены на юго-западе, северо-востоке, юго-востоке, юге, а также на севере Москвы и в Троицке. Мы рассчитываем, что отсрочка предоставления банковской гарантии сократит издержки инвесторов на оплату изменения ВРИ земли, и строительные проекты на участках в этих округах не будут заморожены», – подчеркнул министр правительства Москвы, руководитель ДГИ Максим Гаман.
Нарушения в области госзакупок со стороны заказчиков, к сожалению, не редкость. В одной из предыдущих статей мы подробно останавливались на различных ухищрениях и уловках, применяемых закакчиками с целью отдать победу в закупке «нужной» компании. Для того чтобы защищать свои права, участникам закупок часто приходится обращаться за защитой своих законных интересов в Федеральную антимонопольную службу или Арбитражный суд.
В настоящее время в интернете достаточно много предложений от разного рода консалтинговых и юридических фирм, которые предлагают свои услуги по подготовке жалоб, а также их дальнейшему сопровождению в контрольных органах. Однако услуги эти совсем не дешевые. Их стоимость зависит от многих факторов, в частности, от региона, обстоятельств нарушения, сложности подготовки жалобы, аппетитов фирмы, оказывающих услуги, и многого другого. Как правило, стоимость подготовки одной жалобы начинается от 5 000 рублей. Для малых и средних фирм, регулярно участвующих в государственных закупках или закупках госкомпаний, оплата услуг наемных юристов может стать серьезной финансовой нагрузкой.
Но, на самом деле, подготовить и подать жалобу в ФАС не такое уж и сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Сделать это можно самостоятельно, изучив требования федеральных законов и рекомендаций Федеральной антимонопольной службы.
Настоящая статья имеет целью помочь участникам закупок самостоятельно подготовить и отправить в ФАС жалобу на незаконные действия заказчиков при проведении государственных закупок или закупок госкомпаний.
Предположим, Вы решили обжаловать неправомерные действия заказчика в Федеральную антимонопольную службу. С чего следует начать? Отвечаем – начать надо с четкого определения порядка действий по подготовке и подаче жалобы. Этот порядок будет выглядеть следующим образом:
- Определяем предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС.
- Изучаем положения законодательства и рекомендации ФАС по вопросам подачи жалоб.
- Готовим текст жалобы в соответствии с образцом.
- Определяем подразделение ФАС, куда будет подаваться жалоба.
- Выбираем форму подачи жалобы.
- Подаем жалобу в установленные законом сроки.
Как определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС
Для того чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо четко понимать какие действия (или бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки Вы будете обжаловать.
Если жалоба подается на закупочную документацию, то вам необходимо внимательно изучить размещенную заказчиком документацию, выделяя её сомнительные положения. А затем определить, содержатся ли в выделенных вами сомнительных положениях нарушения действующего законодательства.
Если же жалоба подается на действия комиссии заказчика, то необходимо определить, позволяют ли указанные ею сведения в протоколе об отклонении заявки сделать выводы об обоснованности решения.
Изучаем законодательство о закупках
Для того чтобы грамотно обеспечить защиту своих прав и интересов в ФАС Вам необходимо знать основные положения федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ или, по крайней мере, уметь в них ориентироваться. В первую очередь, следует обратить внимание на Главу 6 федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которая называется «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки», ч. 9 и 10 ст. 3 федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также ст.18.1 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
Самый простой способ грамотно подготовить текст жалобы в ФАС – воспользоваться образцом, представленным на сайте антимонопольного ведомства. Найти его совсем нетрудно. Для этого необходимо зайти на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы и перейти в раздел «ОБРАТИТЬСЯ В ФАС». Для этого необходимо выбрать соответствующий раздел меню в левой части главной страницы или воспользоваться ссылкой.
В этом разделе сайта можно найти подробный порядок подачи жалоб как по закону «О контрактной системе» № 44-ФЗ и закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ.
А как же быть в случае, если Вам необходимо подать жалобу по 223-ФЗ. Нет ничего проще. Воспользуйтесь этим же образцом.
Помимо этого мы рекомендуем Вам зайти в Реестр жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Там Вы сможете знакомиться с уже рассмотренными или находящимися в рассмотрении жалобами от участников закупок, а также с решениями и предписаниями ФАС.
Для того, чтобы ознакомиться с текстом уже поданной жалобы необходимо:
- выбрать параметры поиска (закон, статус жалобы, результат ее рассмотрения);
- открыть конкретную закупку, щелкнув левой кнопкой мыши на ее номере;
Готовим жалобу в ФАС
Итак, Вы изучили требования законодательства и определились с тем, какие именно пункты закона были нарушены. Вы подготовили необходимые доводы и аргументы и скачали с сайта ФАС образец жалобы. А может быть Вам посчастливилось найти аналогичную жалобу реестре жалоб на сайте ЕИС. Теперь настало время перейти, непосредственно, к написанию жалобы. В этой главе мы будем опираться на рекомендации ФАС, приведенные на ее официальном сайте.
В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью Кодекса об административных правонарушениях РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться в ФАС можно, если нарушены:
- способ и условия определения победителя;
- порядок определения начальной цены контракта;
- процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
- сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
- регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
- процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
- порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
- требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.
В жалобе о нарушении законодательства необходимо указать:
1. Наименование, фирменное наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).
Все вышеизложенные данные имеются в информационной карте документации, извещении или протоколе. Вам просто необходимо скопировать слово в слово эти сведения.
2. Наименование, фирменное наименование, место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).
Будьте особо внимательны при указании собственных реквизитов. Обязательно укажите свой адрес электронной почты, т.к. его отсутствие, может послужить формальным поводом для отказа в рассмотрении вашей жалобы.
3. Указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.
В данном пункте необходимо обязательно указать номер извещения, наименование заказа, где и когда он был размещен.
4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Без сомнения, это самый Важный раздел жалобы. В нем необходимо без лишних эмоций и пустых рассуждений по существу изложить суть нарушения, а в доводах жалобы указать на те документы или пункты документации, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки и т.д.
5. Документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
6. Перечень прилагаемых документов.
Жалоба должна быть подписана и скреплена печатью (при её наличии). К жалобе, поданной представителем участника закупки, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Законодательство в сфере закупок постоянно совершенствуется. В 2017 году Верховный суд РФ вынес несколько определений, существенно изменивших порядок обжалования в ФАС закупок госкомпаний, проводимых в соответствии с 223-ФЗ.
Верховный суд указал на отсутствие у ФАС полномочий по рассмотрению жалоб на закупки госкомпаний в соответствии с ускоренной процедурой по основаниям, не указанным в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
По мнению Верховного суда, в упомянутой норме Закона о закупках содержится исчерпывающий перечень оснований для обжалования, и иные основания, предусмотренные в самой статье 18.1 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ, не должны применятся.
Статья 18.1 федерального закона № 135-ФЗ позволяла рассматривать за 7 рабочих дней жалобы на нарушение процедуры торгов и выносить обязательные предписания нарушителю до того, как будет заключён договор. Таким образом, антимонопольная служба предотвращала возможность заключения договора с нарушениями.
Теперь, согласно решению ВС РФ, жалобы на все остальные нарушения при закупках госкомпаний, даже самые грубые, должны рассматриваться как обычное обращение – то есть вынесение решение может затянуться до нескольких месяцев и, фактически, без права выдать предписание об устранении нарушений, поскольку договоры к этому времени уже, как правило, заключены.
Перечень в ч.10 ст.3 включает в себя всего 4 основания для подачи жалобы по 223-ФЗ в ФАС России:
• не размещение в ЕИС информации о закупке;
• предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
• осуществление заказчиками закупки в отсутствие положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
• не размещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом необходимо отметить, что жалобы на действия заказчиков, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов (ст. 17 Закона о защите конкуренции) по-прежнему рассматриваются ФАС России по ускоренной процедуре в порядке ст. 18.1 в силу прямых оснований, предусмотренных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда РФ, необходимым условием для рассмотрения жалоб на закупки госкомпаний в ускоренном порядке, установленным ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, является наличие в ней оснований, предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, либо ссылки на ч.1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Жалобы, несоответствующие указанным требованиям, подлежат процессуальному возврату.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства просят обратить особое внимание на это требование. Игнорирование позиции ВС при составлении текста жалобы может привести к ее отклонению.
Жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки (далее — жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
3) указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, соответствующие доводы;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
Банковские гарантии по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ
Выгодные предложения от более чем 50 банков партнеров. Помощь в подготовке документов, заполняем анкеты в банк. Нам одобряют 9 из 10 заявок. Узнайте заранее возможность и условия получения банковской гарантии, рассчитайте ее стоимость. Свяжитесь с нашими специалистами или оставьте заявку на сайте. Мы ждем Вашего звонка.
В случае обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, заявителю необходимо указать сведения о закупке, предусмотренные пунктом 1 данного порядка подачи жалоб.
Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит указанные выше сведения;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки.
Со дня направления уведомления закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, по существу.
Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, организатор закупки, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Примеры составления жалоб в ФАС
Считаем необходимым сделать небольшое отступление, посвященное непосредственно составлению текста подаваемой жалобы. Ниже приведен образец жалобы в ФАС, скачанный нами с официального сайта антимонопольного ведомства:
Обратите внимание на п. 5 жалобы. Ранее мы уже отмечали, что это наиболее важный раздел. От того, насколько аргументированно будут изложены претензии к заказчику, напрямую зависит исход рассмотрения Вашей жалобы. Ниже мы приведем выдержки из двух жалоб, поданных в ФАС в ноябре 2017 года. В обоих случаях жалобы были признаны ФАС обоснованными.
a) «В нарушение части 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукционная комиссия неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Считаю отклонение необоснованным, т.к. в заявке ООО «ХХХХ» представлены сведения, конкурентные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (раздел II документации об электронном аукционе); а именно: конкретные показатели – числовые значения, представлены в соответствии с руководством по эксплуатации (т.е. согласно сопроводительным документам на товар), с указанием в заявке названия конкретного сопроводительного документа.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 105, частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе прошу:
1. Рассмотреть жалобу по существу и в установленные законом сроки.
2. Отменить протокол рассмотрения первых частей заявок (при обнаружении несоответствий требованиям документации об открытом аукционе законодательству РФ).
3. Выдать предписание о допуске нашей организации к участию в аукционе.»
b) «Положения размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет документации о закупке нарушают требования Закона о контрактной системе, что в свою очередь нарушает права и законные интересы Заявителя, ограничивая его доступ к участию в аукционе.
1. Заказчиком предъявлены избыточные требования к характеристикам товаров, которые невозможно установить на этапе подготовки заявки, а также излишние требования, которые, по сути являются дублирующими.
В соответствии с п.1 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.Далее приводятся примеры предъявления заказчиком избыточных требований к объектам закупки.
2. Заказчиком установлены требования к товару, не относящемуся к объекту закупки.
Заказчиком при описании характеристик для товара «умывальник» были незаконно установлены требования также и к товару «кронштейн», который не является непосредственно самостоятельно закупаемым товаром и, как следствие, объектом закупки.
Помимо того, что Заказчик неправомерно установил требования к двум товарам в рамках одного, такой товар как «кронштейн» отсутствует и в локальной смете на данный аукцион. Следовательно, ценой контракта закупка такого товара как «кронштейн» не предусмотрена. Таким образом, требования к данному товару были установлены незаконно.
1. Признать настоящую жалобу обоснованной.
2. Провести внеплановую проверку осуществления закупки.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства РФ.»
Соблюдение требований закона «Об электронной подписи»
Эксперты Кредитно-Страхового агентства обращают Ваше внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Жалоба, поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Куда следует направлять жалобу
Жалобы на нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок или законодательства о закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами.
В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.Так все же, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Ответ на этот вопрос содержится в Административном регламенте ФАС, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.
В какой форме можно подавать жалобу в ФАС
Жалоба в ФАС подается либо в письменной форме (лично, по почте или курьером), либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью.Если с подачей жалобы в письменной форме все более или менее понятно, то с подачей жалобы в электронной форме часто возникают трудности. Остановимся более подробно на этом способе подачи.
Направить жалобу в ФАС в электронной форме можно несколькими способами:
2. Через форму на официальном сайте ФАС.
Зайти на соответствующую страницу сайта можно воспользовавшись ссылкой или выбрав раздел «Написать в ФАС» в правом верхнем углу главной страницы сайта.
В качестве вида обращения необходимо выбрать раздел «Жалоба». Этим способом отправки можно пользоваться только в том случае, если объем вложений не превышает 2 Mb.
3. Через официальный интернет-портал государственных услуг.
Подать жалобу можно на странице «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской федерации» (https://www.gosuslugi.ru/16252/3/info) в разделе «Бизнес, предпринимательство, НКО/Антимонопольное законодательство/Нарушения антимонопольного законодательства».
Сроки подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе (44-ФЗ)
1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.
2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
7. Жалоба участника торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.
Срок обжалования нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ)
Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся, обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
Сроки рассмотрения ФАС жалоб по 44-ФЗ
В течение двух рабочих дней со дня поступления жалобы в ФАС России заявителю, заказчику, оператору электронной площадки направляется сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы. ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Сведения о принятой жалобе, о решении по результатам рассмотрения жалобы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Сроки рассмотрения ФАС жалоб по 223-ФЗ
Жалобы на нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы.
И в заключение всего вышесказанного. Эксперты Кредитно-Страхового агентства напоминают, что подача жалобы в ФАС не исключает возможности обращения в арбитражный суд. Будьте активны при защите своих интересов. Совместными усилиями мы можем сделать государственные закупки более честными.
Кредитно-Страховое агентство – Ваш надежный помощник в сфере Госзакупок!