АСО помогает всегда быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Проекты объединения уже сегодня позволяют сделать систему закупок понятнее и прозрачнее.
Требуется получить банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства?
Тендерный кредит дает возможность компании участвовать сразу в нескольких тендерах или аукционах, не привлекая собственные оборотные средства.
Кредит под акты выполненных работ позволяет избегать срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя в случае задержек выплат со стороны заказчика.
Получить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку, можно благодаря услугам брокерских компаний.
Начальная максимальная цена контракта должна быть экономически выгодной как для поставщика, так и для заказчика. Как рассчитать ее правильно? Чтобы получить ответы на этот и другие вопросы, мы решили взять интервью у эксперта в этой области Дружинина Михаила Дамировича, президента Ассоциации специализированных организаций (АСО) — единственного в России объединения, миссия которого — делать госзаказ конкурентным и эффективным.
- Михаил Дамирович, термин «начальная максимальная цена контракта» и его значение закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Тогда почему столько недопонимания по поводу НМЦК?
- В чем принципиальное различие между обоснованием НМЦК и ее определением?
- Расскажите более подробно о методах обоснования НМЦК. В чем их специфика?
- А есть ли какие-то тонкости в оформлении обоснования НМЦК?
- Бывает ли стоимость установлена некорректно?
- В таком случае, возможно, есть какие-то способы контролировать процесс формирования НМЦК, чтобы избегать завышенных и заниженных цен?
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что представляет собой «Экспертиза НМЦК»?
- В чем суть каждого из этапов, предложенных в проекте?
- А можете подтвердить теорию на практике? Есть ли уже реализованные проекты внедрения экспертизы, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны?
- И, конечно, последний вопрос связан с перспективами. Что можно предположить в развитии данного направления?
- Информация об изменениях
Михаил Дамирович, термин «начальная максимальная цена контракта» и его значение закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Тогда почему столько недопонимания по поводу НМЦК?
Термин, используемый в Законе о контрактной системе, определяет в первую очередь временной ориентир для цены контракта: она «начальная», т.е. первичная, все последующие цены будут вторичны. Категория же «максимальная» определяет верхнюю границу стоимости, выше которой заказчик принять цену на товар или услугу не может. По факту НМЦК должна:
- объективно отражать стоимость продукции;
- соответствовать функционально-техническим особенностям объекта продажи;
- учитывать потенциальные и реальные риски изменения цены;
- являться как для заказчика, так и для поставщика источником экономической выгоды.
Стоит также отметить, что правильный расчет НМЦК — это ключевой аспект в закупочной деятельности: от этого параметра зависят объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются порядок и способ реализации антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, выбирается способ закупки.
К слову сказать, обязанность рассчитывать НМЦК возложена законом именно на заказчика. Для этого предусмотрено пять разных методов. Применяют их, как правило, руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. К сожалению, как показывает практика, наличие разъясняющих документов не разрешает проблему НМЦК полностью, ведь кроме того, что ее нужно определить, ее необходимо и обосновать, а это совершенно разные вещи.
В чем принципиальное различие между обоснованием НМЦК и ее определением?
Согласно статье 22 Закона о контрактной системе, НМЦК определяет и обосновывает заказчик на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Определение НМЦК означает ее формирование на основе расчета. Обоснование НМЦК как составная часть обоснования закупки в целом означает подтверждение соответствия планируемой закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти ненормативного характера. Порядок и форма обоснования закупок закреплены в Правилах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555.
В частности, Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок представляет собой таблицу из десяти столбцов. В них, соответственно, заносится цифровое выражение НМЦК, наименование метода ее определения и обоснования, обоснование невозможности применения иных методов в условиях этой закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, способ определения поставщика, обоснование этого способа и дополнительных требований к участникам закупки, если таковые выдвинуты.
Следует помнить, что обоснованность каждой закупки контролируется Счетной палатой Российской Федерации и, соответственно, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. За нарушения в этой сфере предусмотрена административная ответственность.
Расскажите более подробно о методах обоснования НМЦК. В чем их специфика?
Приоритетный метод для определения и обоснования НМЦК — метод сопоставимых рыночных цен, или анализа рынка. Использование иных методов предусмотрено для случаев, указанных в частях 7–11 статьи 22 Закона о контрактной системе. Кроме этого, допустимо применять и другие эффективные методы, предварительно тщательно их обосновав.
Метод анализа рынка применяется для товаров и услуг, которые являются либо полностью идентичными, либо хотя бы однородными. Федеральный закон устанавливает лишь общий подход к определению однородности и идентичности, соответственно, в каждом конкретном случае госзаказчик решает этот вопрос самостоятельно.
В рамках этого метода заказчик:
- изучает рынок для определения средней рыночной цены;
- рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы.
Как показывает практика, контрактные управляющие используют этот метод в большинстве своих закупок, хотя он не всегда оптимален для формирования цены. Кроме этого, ценовые предложения, на основе которых делается анализ среднего рыночного показателя, не всегда соответствуют реалиям. В качестве основы для анализа цен может быть ошибочно выбран не тот сегмент. Более того, методика предполагает использование индексов и коэффициентов пересчета цен, что фактически служит основой для «нечестной игры» заказчика.
Нормативный метод расчета НМЦК применяется как самостоятельно, так и в дополнение к рассмотренному выше методу сопоставимых рыночных цен. Его основа — установленный Правительством РФ предел цен на определенные типы товаров, работ, услуг, перечень которых приводится на сайте ЕИС. Если он используется в дополнение к методу анализа рынка, то НМЦК, определенная по последнему методу, не должна превышать «нормативную».
Подобно нормативному тарифный метод применяется в отношении таких товаров, услуг и работ, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами. НМЦК здесь так же, как и в рамках указанного выше метода, представляет собой произведение тарифа и количества закупаемого объекта. Основное различие последних двух методов в том, что в первом используется предельная цена в рамках нормирования государственных закупок, а во втором — предельный уровень цены на определенные виды товаров, работ и услуг в целом, что трактуется гораздо шире.
К сожалению, на практике использование как нормативного, так и тарифного метода приводит к получению государством или муниципалитетом услуг низкого качества или вообще к уклонению заказчика от проведения конкурса как такового.
Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и другие работы, предусмотренные Законом о контрактной системе с применением рекомендуемого проектно-сметного метода, является проектная документация. Методология расчета такой НМЦК сводится к тому, чтобы заказчик руководствовался принципом целесообразности расходов, т.е. выбирал минимально возможный уровень НМЦК.
Затратный метод является наименее приоритетным согласно рекомендациям Минэкономразвития России, что почти равносильно его дискредитации. Он может применяться как самостоятельно, так и в дополнение к иным методам. Здесь НМЦК складывается из прямых и косвенных расходов для этого вида товара или услуги и «обычной для данной сферы прибыли». Особенность метода в том, что в НМЦК могут необоснованно включаться дополнительные затраты, а понятие «обычная прибыль» может трактоваться по-разному. Этим и объясняется его низкая приоритетность.
Таким образом, использование любого из закрепленных в законе методов вызывает множество вопросов. Без системных знаний правильно рассчитать НМЦК практически невозможно. Контрактных специалистов надо учить, только тогда НМЦК наконец сможет доказать свою экономическую целесообразность. Кроме этого, закупочная деятельность в целом и ценообразование в частности подлежит систематизации. Мы настаиваем на создании в рамках структуры государственного/муниципального заказчика Департамента контроля цен и последующей последовательной организации его работы.
Такую информацию можно получить как посредством направления индивидуальных запросов, так и с помощью общедоступных источников. Для применения метода анализа рынка, например, обязательно направить как минимум пять запросов различным поставщикам, доступным в сети Интернет и имеющим опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет. Кроме этого, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях. Целесообразно также использовать Реестр контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме этого, можно применять:
- информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах, описаниях товаров;
- данные о котировках на российских, иностранных биржах и электронных площадках;
- данные государственной статистической отчетности;
- данные о ценах в официальных источниках информации госорганов и муниципалитетов;
- данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.
А есть ли какие-то тонкости в оформлении обоснования НМЦК?
Форма обоснования НМЦК, конечно, содержится в Приложении №1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, однако в ней практически не на что опереться. Таким образом, обоснование составляется в произвольной форме. Но в обязательном порядке в нем стоит указать:
- основные характеристики объекта закупки;
- используемые методы с расшифровкой в пользу их выбора;
- реквизиты документов, которые послужили основой для расчета;
- непосредственно сам расчет;
- дату подготовки обоснования.
Как правило, данные о поставщиках продукции, предоставивших информацию для расчета, не указываются. Приложением к форме обоснования служат использованные источники данных (справочная информация, документы). Они подлежат хранению вместе с другими документами о государственной закупке у распорядителя информации (заказчика).
Бывает ли стоимость установлена некорректно?
Примеры некорректности определения НМЦК можно почерпнуть из практики Федеральной Антимонопольной Службы РФ, а также Счетной Палаты государства. Как правило, основаниями для признания НМЦК необоснованной служат:
- ошибки в расчетах, в том числе неправильная трактовка положений методических рекомендаций;
- проблема недостаточности обоснования, например отсутствие подтверждающей документации или неполнота полученной информации;
- ошибки при анализе рынка, такие как неполноценное проведение анализа рынка, использование «среднерыночных» показателей без фактического анализа и так далее.
В таком случае, возможно, есть какие-то способы контролировать процесс формирования НМЦК, чтобы избегать завышенных и заниженных цен?
Мы сами работали на рынке государственного заказа и понимаем, насколько сложно в нем ориентироваться. Без глубокого систематического изучения законодательства и практики выстроить эффективную работу попросту невозможно. Именно поэтому сейчас мы работаем над проектом «Экспертиза НМЦК», ориентированным в первую очередь на субъекты федерации, министерства, концерны, крупные предприятия, т.е. все те субъекты, которые вовлечены в процесс распределения бюджетных средств. При реализации проекта все они научатся эффективному планированию бюджета, экономному расходованию выделенных средств, неназидательному контролю и «справедливому» ценообразованию, что в итоге окажет благоприятный экономический и инвестиционный эффект в целом на регион, отрасль или предприятие.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что представляет собой «Экспертиза НМЦК»?
Проект «Экспертиза НМЦК» — это проект экономической эффективности функционирования распорядителей бюджетных средств под ключ. Основа проекта — создание независимого Департамента контроля ценообразования (ДКЦ), о котором я раньше упоминал. Внедрение проекта начинается с анализа и аудита организации закупочной деятельности государственного или муниципального заказчика. На основе полученных данных формируется структура ДКЦ, разрабатывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цены, выполняется поиск и обучение персонала, внедряется IT-платформа, проводятся адаптационные и сопроводительные работы.
Организацию всех этих этапов АСО готова взять на себя, начиная от финансового обоснования проекта до сервисного сопровождения уже на этапе функционирования отдела.
В чем суть каждого из этапов, предложенных в проекте?
Как я уже говорил, основа проекта — создание Департамента контроля ценообразования. Наши эксперты тщательно анализируют процесс и результаты закупочной деятельности субъекта:
- насколько корректно выбран способ определения НМЦК;
- насколько правильно составлена калькуляция, выбраны и применены сметные нормативы, удорожающие коэффициенты;
- учтены ли все налоги и затраты;
- использован ли опыт поставки аналогичного оборудования;
- обосновано ли применение дорогостоящего оборудования и так далее.
На основе полученных данных будет сформирован ДКЦ, под который и будут готовиться специалисты. Для того чтобы сотрудники умели правильно формировать цену, мы разработали комплексные программы обучения. Они имеют разный характер погружения и могут быть реализованы как на нашей территории в Москве, так и на территории заказчика или даже дистанционно.
Кроме этого, в рамках проекта предусмотрена услуга консалтинга по сложным и нетипичным задачам. В этих случаях мы предоставляем помощь экспертов-ценовиков разного профиля, которым под силу любой расчет и обоснование.
А можете подтвердить теорию на практике? Есть ли уже реализованные проекты внедрения экспертизы, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны?
Положительный эффект от применения экспертизы НМЦК прекрасно проиллюстрировала работа ГБУ «Городского агентства по управлению инвестициями». Внедрение обязательной экспертизы НМЦК до размещения заказчиком извещения о проведении конкурса позволило существенно сэкономить бюджет города Москвы. По состоянию на 31 января 2018 года организацией в рамках Закона о контрактной системе было подготовлено 125 заключений на сумму 14,890 млн рублей. Уменьшение НМЦК составило 1,152 млрд рублей, что равно 8% от общей стоимости. В рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» организацией выдано 25 заключений на сумму 400,485 млн рублей и, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 млн рублей, что примерно равняется 9% от общей стоимости.
И, конечно, последний вопрос связан с перспективами. Что можно предположить в развитии данного направления?
На наш взгляд, перспективность развития данного направления очевидна. Мы уверены, что только государственный контроль и стимулирование в области ценообразования позволят сформировать конкурентный и прозрачный государственный заказ.
Нам видится, что закупки недалекого будущего будут выглядеть следующим образом: контрактный специалист выбирает код товара, ему автоматически рассчитывается НМЦК, формируется техническое задание и все это отправляется для публикации электронной торговой площадке. Таким образом, искусственный интеллект придет и в сферу государственных закупок.
Михаил Дамирович, спасибо вам огромное за столь содержательные и подробные ответы в рамках интервью. Желаем успехов АСО и надеемся, что экспертиза НМЦК станет золотым стандартом в области госзакупок.
. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги
1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
6. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 настоящей статьи.
7. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
8. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Информация об изменениях
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ статья 22 дополнена частью 9.1
9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Статья 22 дополнена частью 9.2 с 27 июня 2019 г. — Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ
9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
10. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
11. Информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
12. В случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.
17. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
Статья 22 дополнена частью 18.1 с 16 апреля 2022 г. — Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ
18.1. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с использованием иностранной валюты не допускается, за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
19. Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
20.1. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
21.1. Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», устанавливаются указанным Федеральным законом.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона дополнена частью 21.2
21.2. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
22. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Статья 22 дополнена частью 23 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
23. В информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием единой информационной системы.
Статья 22 дополнена частью 24 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
24. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Статья 22 дополнена частью 25 с 11 августа 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ
25. Для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительство Российской Федерации устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.