С вступлением в силу с 1 января 2022 года нововведений осуществлять государственные закупки стало проще и доступнее, в частности, для субъектов малого и среднего предпринимательства: сократились сроки оплаты, усовершенствовался электронный документооборот, процедуры закупок претерпели изменения. Наряду с возросшим числом выставленных госзаказов, тем не менее, доля несостоявшихся закупок по-прежнему остается высокой. Так, по итогам второго квартала 2022 года несостоявшимися признаны 179 тысяч тендеров на сумму 394,2 млрд. рублей, причем, большая часть из них представляется электронные аукционы. Ранее такие тендеры необходимо было дублировать и искать поставщиков заново, теперь заключение контракта стало возможным провести напрямую.
- Какая закупка будет признана несостоявшейся?
- Как заключить госконтракт по итогам несостоявшейся закупки?
- Если была подана только одна заявка
- Если ни одной заявки не было подано
- В каких случаях требуется разрешение контролирующего органа?
- Порядок согласования заказчиком закупки без торгов
- Как поставщик может заключить госконтракт без торгов
- Причины несостоявшихся торгов
- Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися
- Действия поставщика после несостоявшихся закупок
- Что такое несостоявшаяся закупка?
- В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
- Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?
- Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
- Что делать поставщику?
- Выводы
- Следите за всеми закупками, в которых участвуете
- Ответим на вопросы
- Какие основания для признания торгов несостоявшимися
- Что делать, если торги не состоялись
- Какие последствия для электронного конкурса
- Какие последствия для электронного аукциона
- Какие последствия для электронного запроса котировок
- Как запротоколировать рассмотрение заявок
- Как протоколируется проведение электронного аукциона
- Как запротоколировать итоги аукциона
- Что делать, если на аукцион подана одна заявка
- Признаем процедуру несостоявшейся
- Подводим итоги
- Заключаем контракт
- Как оформить протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся
- Как оформить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом электронном аукционе по 223-ФЗ
- Какими могут быть последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
Какая закупка будет признана несостоявшейся?
Известно, что закупки могут быть признаны несостоявшимися, недействительными и отменёнными. Несостоявшимся признается тендер, в ходе которого не было произведено конкурентного состязания между участниками. Недействительным признается тендер, в ходе проведения которого были допущены нарушения норм Федерального закона и (или) Гражданского кодекса. Отменённым тендер становится либо по предписанию контролирующего органа, либо по каким-либо причинам по воле заказчика.
На основании части 1 статьи 52 Федерального закона 44-ФЗ закупка признается несостоявшейся по следующим причинам:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- ни одной заявки не было подано
- подана только одна заявка
- из числа поданных заявок признана соответствующей требованиям только одна заявка
- все поданные заявки были отклонены комиссией
- победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от заключения контракта
- заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником по законным основаниям
Как заключить госконтракт по итогам несостоявшейся закупки?
В случае признания закупки несостоявшейся возможно выполнение следующих действий:
- Заключение госконтракта с единственным участником тендера.
- Размещение нового госзаказа при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.
- Поиск поставщика и заключение госконтракта без проведения торгов при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.
В случае поступления хотя бы одной заявки, которая отвечает требованиям тендера, дальнейшие действия разнятся от вида закупки:
- При проведении конкурса – проверяют остальные части заявки. И по итогам заключается контракт с единственным участником
- При проведении аукционов – сразу переходят к заключению контракта без проведения торгов
- При запросе котировок – по итогам рассмотрения заявок заключают контракт
В случаях, когда не было подано ни одной заявки, либо от сделки отказался заказчик, либо все участники уклонились от подписания контракта, возможно:
- Проведение закупки повторно
- Заключение контракта без проведения торгов (ч. 8 ст. 52 44-ФЗ).
Если была подана только одна заявка
В случае поступления по заказу только одной соответствующей требованиям заявки, возможно подписание контракта с единственным участником тендера. В некоторых случаях придётся получать разрешение контролирующих органов.
Такую сделку оформляют только по тем условиям, которые были прописаны в извещении о проведении закупки. На этапе заключения контракта изменять условия сделки нельзя. При наличии разницы между ценой контракта и ценой предложения разрешено повысить объём закупки на соответствующую сумму (п. 2 ч. 2 ст. 51 №44-ФЗ). После подписания соглашения позволяется внесение изменений в контракт при наличии веских оснований.
В случаях, когда не требуется получение разрешения контролирующего органа на заключение госконтракта с единственным участником тендера, подписание контракта по итогам электронных торгов проходит в обычном режиме в течение 9 рабочих дней, из числа которых:
- 2 дня отводится на оформление заказчиком проекта договора
- 5 дней – на ознакомление и подписание контракта участником
- 2 дня – на подписание контракта заказчиком
По итогам проведения запросов котировок подписание госконтракта проводится за 3 рабочих дня:
- 1 день – на оформление заказчиком проекта договора
- 1 день — на подписание контракта участником
- 1 день — на подписание контракта заказчиком
В случаях, когда требуется получение разрешения контролирующего органа – добавляется ещё один этап между подписанием контракта поставщиком и заказчиком. В этом случае, заказчик подписывает контракт после получения одобрения и срок подписания контракта берет отсчёт со дня, следующего за днём получения этого одобрения.
Если ни одной заявки не было подано
На основании ч.8 ст. 52 №44-ФЗ в случаях, когда в тендерах не подано ни одной заявки, соответствующей требованиям закупки, заказчик вправе провести конкурс или аукцион ещё раз или заключить госконтракт напрямую, без проведения торгов. Причем, в этом случае производить увеличение объёма закупок, как в случае, рассмотренном выше, нельзя. Однако запрета на снижение цены контракта нормами законодательства не установлено.
Кроме того, при проведении закупки без конкурса необходимо учитывать те же требования к исполнителям, которые были установлены для проведения конкурса. Например, если закупка предназначалась для исполнения субъектами малого предпринимательства, то изменить это условие в дальнейшем уже невозможно (п. 1 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ).
В ходе проведения котировок при не поступлении заявок законодательно не предусмотрено заключения контрактов напрямую, поэтому закупку придется продублировать ещё раз.
В остальных случаях (проведение аукционов или конкурсов) заключение контракта происходит в следующем порядке:
- Заказчику надлежит разместить в ЕИС протокол о несостоявшемся тендере с обязательным указанием о планируемом заключении контракта без проведения торгов, согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ.
- Заказчик своими силами проводит поиск поставщика, соответствующего требованиям несостоявшейся закупки.
- Поставщик вносит сведения о себе в реестр участников закупок (ЕРУЗ) при их отсутствии.
- Заказчик подготавливает проект контракта и направляет его поставщику на согласование с помощью ЕИС.
- Поставщик подписывает проект контракта.
- Госучреждение обращается за получением одобрения заключения контракта к контролирующему органу.
- При необходимости вносятся изменения в проект контракта на основании требований контролирующего органа. При отсутствии замечаний договор подписывается заказчиком.
В каких случаях требуется разрешение контролирующего органа?
Требование на наличие одобрения контролирующего органа для заключения госконтракта по итогам несостоявшейся закупки зависит от следующих факторов:
- причины признания закупки несостоявшейся
- вида закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок)
- типа заказчика (федеральные, региональные или муниципальные учреждения)
- цены закупки
Вот список случаев, при которых потребуется получение одобрения:
- для федеральных аукционов и конкурсов 500 млн руб.
- для региональных и муниципальных аукционов и конкурсов 250 млн руб
Необходимо отметить, что при несостоявшемся проведении запроса котировок получения одобрения для заключения сделки не предусмотрено. В таких случаях либо заключают контракт с единственным участником, либо проводят закупку заново при отсутствии заявок (письмо Минфина № 24-01-09/10138 от 14.02.2022).
В остальных случаях, при получении одобрения контролирующего органа срок подписания контракта считают со дня, следующего за днём получения разрешения. До получения одобрения заказчику запрещено подписывать соглашение. Также заказчику запрещено подписывать контракт, если после публикации в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся не прошло 10 дней или же после получения разрешения на сделку прошло более 20 дней.
Порядок согласования заказчиком закупки без торгов
Получением одобрения на заключение сделки занимается заказчик самостоятельно. Причем разные уровни власти направляют свои заявки в соответствующие ведомства: федеральные органы власти направляют обращение в ФАС, региональные учреждения – региональным властям, муниципальные – на муниципальный уровень.
С даты размещения в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся на направление обращения отводится 5 рабочих дней. По истечению срока заключение сделки без торгов станет невозможным. Одобрение по открытым торгам направляются заказчикам в электронном виде.
Порядок получения одобрения контролирующими органами сделки:
- Формирование заказчиком обращения в установленный законом срок в ЕИС и направление его контролеру.
- В течение 10 рабочих дней проведение контролирующим органом внеплановой проверки по поступившему обращению, вынесение решения по итогам рассмотрения
- Направление ведомством решения заказчику через ЕИС.
- При получении одобрения – снятие блокировки с контракта в личном кабинете заказчика.
Форма обращения для получения одобрения формируется системой автоматически, заказчик заполняет сведения о заказчике, поставщике, контракте, закупке и причинах, по которым закупка признана несостоявшейся. К обращению необходимо приложить пакет подтверждающих документов о закупке, копии составленных протоколов, поданных заявок и сведения о ценовых предложениях. иную информацию.
Как поставщик может заключить госконтракт без торгов
Предусмотренное законодательством заключение госконтракта без участия в электронных торгах предоставляет поставщикам новые возможности для получения прибыли. Чаще всего несостоявшимися признаются закупки, требующие определённой квалификации при выполнении работ (оказании услуг) или реализации специфических товаров.
Поэтому ввиду ограниченного срока на направление обращения для получения одобрения сделки (5 рабочих дней), целесообразным будет оформление электронной подписи и заблаговременная регистрация в ЕИС.
В целях заключения контракта без проведения торгов поставщикам необходимо постоянно проводить мониторинг закупок на предмет наличия несостоявшихся закупок в интересующей сфере деятельности и оперативно предлагать свои услуги таким заказчикам, анализировать потребности поставщиков и рынок спроса-предложения в данной отрасли, проводить рассылку своего коммерческого предложения выявленным потенциальным заказчикам. Таким образом, поставщики смогут вовремя заполучить интересующий их тендер без снижения цены контракта или же, возможно, определить новую стратегию развития, заняв нишу с низким уровнем конкуренции и надёжными заказчиками.
- Причины несостоявшихся торгов
- Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися
- Действия поставщика после несостоявшихся закупок
Далеко не все торги по госзакупкам заканчиваются заключением договора. Более трети из них объявляются несостоявшимися. Что является причиной этого, и какие шаги предпринимает заказчик дальше, чтобы получить всё же необходимый ему товар или услуги?
Несостоявшиеся закупки — это не то же самое, что недействительные или отмененные торги. Несостоявшиеся признаются тендеры, при проведении которых заказчиком был нарушен Гражданский кодекс или регламентирующий закупку 44-ФЗ. При признании торгов недействительными после объявления победителя, контракт с ним расторгается. Отменёнными торгами называются такие, которые останавливаются по воле заказчика или по предписанию ФАС. Это может произойти на любом этапе закупок.
Причины несостоявшихся торгов
Несостоявшимися торгами называются электронные аукционы, открытые конкурсы и запросы котировок, отменённые по тем или иным причинам во время торгов, или уже после объявления победителя. Причины того, что торги объявляются несостоявшимися, разнятся в зависимости от их вида.
Аукцион признается несостоявшимся при отсутствии конкурентного соперничества между поставщиками, которое является необходимым условием проведения торгов. Такое положение может возникнуть по следующим причинам:
- было подано меньше 2 заявок
- рассмотрение первых частей заявок закончилось отказом в допуске к торгам всем участникам, или остался только один поставщик
- рассмотрение вторых частей показало, что нет ни одной заявки, полностью соответствующей требованиям торгов, или есть только одна (отсутствует необходимый минимум поставщиков, равный двум)
- в первые 10 минут аукциона от поставщиков не поступило ни одного предложения с названием цены
- аукцион был проведён, но его победитель уклонился от подписания договора, а поставщик, оказавшийся на втором месте, подписывать контракт отказался
Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся, если:
- было подано меньше 2 заявок
- все поданные заявки отклонились конкурсной комиссией или неотклонённой осталась только одна заявка (в торгах должны участвовать, по меньшей мере, 2 участника)
- победитель и следующий за ним поставщик отказались от заключения контракта
Запрос котировок — это вид закрытого аукциона, при котором извещения о проведении торгов в электронном виде рассылаются заказчиком ограниченному числу участников, которые в качестве ответного шага направляют организатору торгов свои ценовые предложения. Запрос котировок объявляется несостоявшимся в следующих случаях:
- было подано меньше 2 заявок
- все заявки или все кроме одной оказались отклонёнными из-за несоответствия требованиям
Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися
- делает изменения в плане графика торгов и публикует его повторно
- по прошествии 10 дней после объявления торгов несостоявшимися объявляет их снова
При несостоявшемся открытом конкурсе возможно проведение только открытого конкурса. При несостоявшемся электронном аукционе допустимо проведение любого типа закупок. При несостоявшемся запросе котировок допустимо только проведение запроса котировок.
Если торги были объявлены несостоявшимися из-за того, что их требованиям соответствовал только один участник, у заказчика есть два варианта действий в зависимости вида торгов:
- при электронном аукционе можно подписать договор с единственным участником
- при открытом конкурсе — провести согласование подписания контракта с ФАС
Такое согласование проводится в срок не более 10 дней после объявления открытого конкурса несостоявшимся. Единственный поставщик информируется о его результатах (разрешение ФАС на заключение договора или отклонение запроса).
Действия поставщика после несостоявшихся закупок
У единственного поставщика, соответствовавшего всем требованиям аукциона, остаётся возможность заключить договор на следующих условиях:
- по максимальной цене — в случае неподачи ни одним участником ценового предложения
- по цене поставщика, если вторая часть его заявки соответствовала всем требованиям
При этом поставщику необходимо заключить контракт в строго отведённый срок, в противном случае он попадет в РНП.
Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.
Что такое несостоявшаяся закупка?
Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.
Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.
Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.
Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.
Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:
данные мониторинга Минфина за 2018 год
В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
- В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
- Не подано ни одной заявки;
- После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
- После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
- В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).
Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.
Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.
Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?
- Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
- Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.
Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.
Что делать поставщику?
Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно
- По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
- По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.
В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.
Выводы
Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.
Следите за всеми закупками, в которых участвуете
Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
Причины и последствия признания торгов несостоявшимися унифицировали. Теперь основания для признания закупки несостоявшейся общие, а вот порядок действий заказчика различается в зависимости от процедуры.
Какие основания для признания торгов несостоявшимися
В статье 52 Федеральной контрактной системы указано, сколько оснований теперь для признания закупок несостоявшимися — с 1 января 2022 года таких оснований шесть. Они общие для всех электронных торговых процедур.
Закупку признают несостоявшейся, если (ч. 1 ст. 52 44-ФЗ):
- Подана только одна заявка на участие в торгах.
- Только одно предложение соответствует требованиям извещения.
- На участие в заказе не подано ни одного запроса.
- Закупочная комиссия отклонила все предложения.
- Все участники признаны уклонившимися от заключения контракта.
- Заказчик отказался от заключения госконтракта с единственным участником или с поставщиком, который подал единственную соответствующую заявку (ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ).
По правилам, если участник электронного аукциона не подавал ценовые предложения, он не участвует в торгах. А если и другие потенциальные поставщики не предлагали свои товары, работы, услуги или же предложение подал только один исполнитель, то процедуру признают несостоявшейся.
В ч. 8 ст. 16 Федеральной контрактной системы поясняется, если закупка не состоялась, нужно ли вносить изменения в план-график: все зависит от того, что решит по процедуре заказчик. Если хотите изменить условия закупки, к примеру предмет заказа или финансирование, то скорректируйте план. Если же собираетесь проводить повторную процедуру на тех же условиях, то менять план не надо.
Что делать, если торги не состоялись
В ст. 52 разъясняется, что делать, если аукцион не состоялся и не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, — такой же порядок действий для электронного конкурса (ч. 2 ст. 52 44-ФЗ).
Приведем пошаговую инструкцию.
Шаг 1. В течение 1 часа после окончания подачи заявок оператор направляет заказчику заявку (все их части), информацию и документы от поставщиков (п. 2, 3, 9 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ).
Шаг 2. В п. 2 ч. 2 ст. 52 определено, через сколько рабочих дней контролер рассмотрит проект контракта после несостоявшейся закупки
— в течение 2 рабочих дней со следующего дня после окончания подачи запросов, но не позднее даты подведения итогов по извещению. В течение этих двух дней:
- Члены комиссии рассматривают информацию и документы от оператора и принимают решение о соответствии или отклонении предложения поставщика. Основания для электронного конкурса — ч. 5, 12 ст. 48 Федеральной контрактной системы. Основания для электронного аукциона — п. 1–8 ч. 12 ст. 48 ФКС.
- Заказчик формирует итоговой протокол на электронной площадке.
- Каждый участник комиссии подписывает итоговый протокол своей усиленной электронной подписью. После подписания всеми членами комиссии протокол подписывает заказчик своей усиленной электронной подписью.
- После подписания протокола заказчик направляет его оператору электронной площадки.
- Оператор в течение 1 часа после получения протокола размещает его в ЕИС и публикует информацию в соответствии с пп. «а», «е» п. 1 ч. 1 ст. 43 ФКС (ч. 16 ст. 48 ФКС).
В протоколе указывают дату подведения итогов процедуры, принятое решение каждого члена комиссии по предложению, порядковый номер заявки, сведения о признании закупки несостоявшейся и другие сведения (п. 1, 2, 4–7 ч. 17 ст. 48 44-ФЗ).
Если заказчик проводил электронный конкурс и он не состоялся из-за подачи всего лишь одного предложения, то проводить анализ по критериям оценки предложений не надо.
Участник торгов вправе направить запрос по итоговому протоколу после его размещения в ЕИС.
Шаг 3. Теперь у заказчика есть возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если аукцион не состоялся в 2022 году — по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы. Причем вы вправе заключить госконтракт как с единственным участником торгов, если его предложение соответствует условиям извещения, так и с любым другим единственным поставщиком, даже если он не участвовал в торгах.
До 1 апреля 2023 года госконтракт с участником закупки по п. 25 ч. 1 ст. 93 заключается без использования ЕИС и электронной площадки (ч. 8 ст. 52, ч. 4 ст. 8 44-ФЗ). С 01.04.2023 такие контракты надо заключать только с использованием ЕИС.
Кроме того, заказчик вправе провести новую закупку: после признания закупки несостоявшейся, когда можно повторно закупать товар, в статье 52 конкретно не указано (ч. 8 ст. 52 44-ФЗ). Но вы вправе проводить повторные торги в сроки, предусмотренные Федеральной контрактной системой. Если вносить изменения в план-график не потребуется, то объявляйте новую процедуру хоть в этот же день. Если все же вносили изменения в план-график, то придется подождать один день и потом размещать извещение в ЕИС (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Какие последствия для электронного конкурса
Если конкурс признали несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок, то действуйте в порядке, описанном в ч. 3 ст. 52 Федеральной контрактной системы: получите документы от оператора, рассмотрите предложения от потенциальных поставщиков, составьте и опубликуйте итоговый протокол. Вы сможете объявить новую закупку или заключить госконтракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Если же конкурсную процедуру признали несостоявшейся по результатам рассмотрения вторых частей заявок, то комиссия не оценивает квалификацию участников закупки и ценовые предложения (ч. 5 ст. 52 ФКС). Если единственное предложение соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы.
Когда на конкурс не поступило ни одного предложения, сформируйте итоговый протокол на электронной площадке. Включите в него дату подведения итогов и информацию о признании конкурса несостоявшимся. Подпишите электронной подписью и направьте оператору. После этого вы вправе объявить новую закупку или же заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 (ч. 7, 8 ст. 52 ФКС).
Какие последствия для электронного аукциона
В случае с аукционом порядок действий заказчика зависит от основания, по которому торги признали несостоявшимися:
- Если поступило только одно предложение — действуйте в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федеральной контрактной системы. То есть надо обработать документы от оператора, составить и опубликовать итоговый протокол, заключить госконтракт с единственным поставщиком.
- Если только одна заявка соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с таким участником как с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 42 ФКС).
- Если на аукцион не подали ни одного предложения или же комиссия отклонила все заявки, то проведите новую закупку или заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52). И обязательно сформируйте итоговый протокол, в котором признайте аукцион несостоявшимся. Отправьте протокол оператору электронной площадки для размещения в ЕИС. Точно так же действуйте, если все участники уклонились или вы сами отказались от заключения контракта с единственным допущенным исполнителем.
Какие последствия для электронного запроса котировок
Когда в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, заключите госконтракт с единственным исполнителем по п. 25 ч. 1 ст. 93 ФКС (ч. 6 ст. 52).
Из норм ч. 7, 8 ст. 52 Федеральной контрактной системы понятно, что делать, если запрос котировок не состоялся — не подана ни одна заявка или все предложения отклонены: проведите новую конкурентную процедуру или заключите контракт с единственным исполнителем по п. 25 ч. 1 ст. 93 ФКС. Если все участники уклонились или вы сами отказались от госконтракта с единственным допущенным исполнителем, то поступайте по аналогии.
Как запротоколировать рассмотрение заявок
Поскольку информация о контактных данных участников является конфиденциальной, аукционная комиссия рассматривает только первую часть предложения участника, которая содержит согласие на поставку или выполнение работ, услуг конкретные сведения о качественных, функциональных характеристиках объекта закупки. То есть заказчик, не обладая данными о наименовании участников, определяет, соответствуют ли их предложения требованиям, которые установлены техническим заданием и ч. 3 ст. 66 44-ФЗ.
В ч. 6 ст. 67 указано, что протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе определяет допуск участников к торгам, и в нем указывают:
- порядковые номера заявок;
- решение о допуске или об отказе в допуске к участию с обоснованием и указанием решения каждого члена комиссии;
- сведения о наличии среди заявок предложения поставить товар, который произведен за рубежом или в группе иностранных стран. Эти данные вносят в протокол, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ.
На электронных площадках заполняют специальную форму. Их функционал позволяет воспользоваться шаблонами и сохранить данные в текстовый документ. Бумажный вариант подписывается всеми членами комиссии, которые присутствуют на заседании, не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей. Рекомендуется прикрепить отсканированную копию документа к электронной форме на площадке, а после этого направить оператору, который опубликует его в Единой информационной системе (ЕИС).
В ч. 7 ст. 67 44-ФЗ указано, что протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок. Срок рассмотрения первых частей составляет не более 3 рабочих дней с даты окончания подачи заявок и определяется в аукционной документации и извещении еще при публикации в ЕИС. За исключением закупок с начальной (максимальной) ценой контракта до 300 млн руб., в таких тендерах срок рассмотрения заявок составляет 1 рабочий день.
А в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства заявки в течение 1 рабочего дня рассматривают, если НМЦК — до 2 млрд руб. В остальных случаях 3 рабочих дня.
Если предложения отсутствуют либо подано или допущено только одно, либо все отклонены, публикуется протокол признания аукциона несостоявшимся. Если подана только одна заявка, оператор направляет заказчику сразу две части, которые аукционная комиссия должна рассмотреть в течение трех рабочих дней. В документе рассмотрения единственного предложения необходимо отразить информацию о его соответствии или несоответствии требованиям документации и закона с указанием решения каждого члена комиссии (ч. 1 ст. 71).
А вот как выглядит этот документ в 2022 году.
Как протоколируется проведение электронного аукциона
Поставщики, чьи заявки одобрены заказчиком, участвуют в торгах. Процедура проводится с соблюдением конфиденциальности информации о его участниках. В течение 30 минут после окончания торгов оператор размещает на площадке документ, который содержит информацию (ст. 68):
- адрес торговой площадки;
- дату, время начала и окончания торгов;
- начальную (максимальную) цену контракта;
- все минимальные предложения о цене контракта с указанием порядковых номеров участников.
Если в течение 10 минут после начала проведения процедуры никто не подал ценовое предложение, торги признаются несостоявшимися. Это указывается в документе проведения торгов.
Как запротоколировать итоги аукциона
После проведения торгов оператор направляет заказчику вторые части предложений и аккредитационные данные участников. В ч. 5 ст. 69, ч. 2,3 ст. 71 44-ФЗ закреплены сроки размещения протокола подведения итогов электронного аукциона 44-ФЗ — 3 рабочих дня от даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Точная дата публикации протокола подведения итогов 44-ФЗ отображается в ЕИС.
В ч. 8 ст. 69 44-ФЗ указано, что документ подведения итогов аукциона содержит такие сведения:
- порядковые номера пяти поставщиков, которые соответствуют требованиям документации и закона;
- решение о соответствии или несоответствии заявок с обоснованием и указанием решения каждого члена комиссии.
Подведение итогов электронного аукциона по 44-ФЗ осуществляется в день размещения протокола. Он публикуется в порядке, аналогичном процедуре рассмотрения первых частей. Срок публикации протокола подведения итогов электронного аукциона — следующий рабочий день после подписания членами комиссии.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям или только одна признана соответствующей, электронная процедура признается несостоявшейся.
А вот как выглядит реальный протокол подведения итогов в 2022 году.
Что делать, если на аукцион подана одна заявка
Если на участие в процедуре подали только одну заявку, комиссия заказчика протоколирует несостоявшийся аукцион в электронной форме по 44-ФЗ. Не состоится аукцион, если заказчик не получил ни одной заявки. Но и это не все — есть и другие основания для признания закупки несостоявшейся.
Признаем процедуру несостоявшейся
Электронный аукцион признают несостоявшимся (ч. 1 ст. 52 44-ФЗ):
- если подана одна заявка на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ или не подано ни одного предложения;
- если только одна заявка соответствует требованиям извещения или комиссия отклонила все предложения;
- если все участники, которые не отзывали предложения, уклонились от заключения госконтракта;
- если заказчик отказался заключать контракт с единственным участником или с участником, который подал единственное соответствующее предложение (ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ).
С 2022 года начал действовать специальный порядок проведения электронной процедуры, если на аукцион подали только одно предложение (ч. 1, 2 ст. 52 44-ФЗ, ч. 2 ст. 5 360-ФЗ). Вот инструкция, что делать, если аукцион не состоялся и подана одна заявка по 44-ФЗ с 01.01.2022:
- Оператор направляет предложение заказчику не позднее 1 часа с момента окончания срока подачи предложений от участников.
- Комиссия рассматривает запрос и подписывает протокол на торговой площадке не позже двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов аукциона.
- Оператор публикует протокол в Единой информационной системе в течение 1 часа.
- Заказчик проводит заключение контракта с единственным участником аукциона по 44-ФЗ, если комиссия допустила его предложение (п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Подводим итоги
Порядок действий заказчика зависит от причины, по которой электронную процедуру признали несостоявшейся. По правилам, если в торгах по 44-ФЗ заявился только один участник, проводите их по нормам ч. 2 с. 52 Федеральной контрактной системы. Общие правила прописали выше.
Протокол рассмотрения единственной заявки составлять не надо. Заказчик формирует только протокол подведения итогов (пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 52). Укажите в протоколе ИКЗ — идентификационный код закупки и информацию по п. 1, 2, 4-7 ч. 17 ст. 48 Федеральной контрактной системы (ч. 1 ст. 23, п. 4 ч. 2 ст. 52 ФЗ 44).
Вот как выглядит протокол, если конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка, — протокол подведения итогов.
Сформируйте протокол при помощи функционала электронной площадки. Все члены закупочной комиссии должны его подписать усиленными квалифицированными электронными подписями. Заказчик тоже подписывает электронный документ УКЭП и направляет его оператору электронной площадки.
В Федеральной контрактной системе четко написано, состоялся ли аукцион, если заявки на аукцион две, а участник один, — нет, поскольку каждый участник вправе подать только одну заявку. Если один поставщик отправил две заявки, это нарушение. И такую закупку признают несостоявшейся из-за того, что подано одно предложение, — комиссия рассмотрит только один запрос от такого участника.
Заключаем контракт
Во всех случаях, когда аукцион признают несостоявшимся, заказчик вправе провести новые торги или заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52 ФКС). Причем необязательно заключать соглашение с единственным участником торгов, заказчик сможет подписать контракт с любым единственным поставщиком, даже если он не принимал участие в процедуре.
До 01.04.2023 контракт с единственным участником несостоявшейся закупки по п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 заключается без использования ЕИС и электронной площадки (ч. 4 ст. 8 ФЗ № 360). С 01.04.2023 это правило отменяют. Сторонам придется заключать соглашения с использованием Единой электронной системы и торговой площадки.
В ч. 5 ст. 52 Федеральной контрактной системы описан порядок заключения контракта по 44-ФЗ, если одна заявка подана на участие в торгах, или в остальных случаях признания аукциона несостоявшимся. Рассмотрим каждую ситуацию в таблице.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Материалы, которые могут вас заинтересовать
Нужна консультация по 223-ФЗ?
Задайте вопрос юристу
Признайте электронный аукцион несостоявшимся, если допустили до него только одного участника. Вы можете признать аукцион несостоявшимся и в других случаях, если это предусмотрено вашим положением о закупке. Например, это могут быть ситуации, когда заявок не подано вовсе или когда все поданные заявки отклонены. Решение о признании аукциона несостоявшимся отразите в протоколе.
Последствия признания аукциона несостоявшимся зависят от ситуации — это может быть как заключение договора, так и проведение новой закупки или отказ от нее.
Как оформить протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся
Сведения о признании электронного аукциона несостоявшимся внесите в протокол, который вы составляете в ходе соответствующего этапа закупки. Скорее всего это будет протокол подведения итогов закупки.
В такой протокол наряду с общими сведениями, предусмотренными ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, обязательно нужно внести информацию о причинах признания электронного аукциона несостоявшимися. Укажите на конкретные нормы вашего положения о закупке, согласно которым вы принимаете такое решение.
Как оформить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом электронном аукционе по 223-ФЗ
Если на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, целесообразно составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе. В нем необходимо отразить сведения, предусмотренные ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, в том числе:
— результаты рассмотрения единственной заявки;
— сведения о признании аукциона несостоявшимся с указанием причины.
протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе по Закону N 223-ФЗ
Какими могут быть последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
Законом N 223-ФЗ такие последствия не урегулированы. Действуйте строго в соответствии с вашим положением о закупке. В нем может быть установлен различный порядок действий в зависимости от причин признания аукциона несостоявшимся:
1) если заявок не подано или все заявки отклонены, договор по результатам такой закупки заключен не будет.
В этом случае возможен, например, один из следующих вариантов действий:
— отказаться от проведения закупки, если потребность в ней уже отпала;
— провести повторную закупку тем же или иным способом (в зависимости от норм вашего положения о закупке);
— изменить условия и провести новую закупку.
В любом случае вам потребуется внести изменения в план закупки;
2) если подана и допущена единственная заявка, вы можете заключить договор с участником, который ее подал.
Однако помните, что ваше положение может предусматривать и иной порядок действий, например, отказ от заключения договора или дополнительное согласование его заключения.