ГОСТ Р 56254-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
The technical supervision on objects of a cultural heritage. Basic provisions
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1803-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
ГОСТ Р 55567 Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
ГОСТ Р 55653 Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования
ГОСТ Р 55935 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия — произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства
ГОСТ Р 55945 Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия: Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.
3.2 технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (далее — журнал технического надзора): Документ, заполняемый по установленной форме и фиксирующий результаты контрольных наблюдений, требования и указания лиц, осуществляющих технический надзор на объекте.
3.3 акт освидетельствования скрытых работ по сохранению объекта культурного наследия: Документ, составляемый при проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, контроль за выполнением которых не может быть проведен после завершения данных работ.
3.4 уполномоченный представитель технического надзора: Уполномоченное лицо, осуществляющее функции технического надзора на основании приказа.
4 Общие положения
4.2 Технический надзор осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством Российской Федерации и обладающие соответствующей лицензией. Технический надзор ведется с учетом требований ГОСТ Р 55528, ГОСТ Р 55567, ГОСТ Р 55653, ГОСТ Р 55935, ГОСТ Р 55945.
4.3 Технический надзор осуществляется заказчиком или его уполномоченным представителем и обеспечивает контроль за выполнением работ в части, определенной 3.1.
4.4 Технический надзор осуществляется в течение всего срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
— физическими или юридическими лицами, разработавшими проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия (авторами проекта);
— заказчиком при условии наличия специализированной структуры (управление, служба, отдел и т.п.) и квалифицированных сотрудников;
4.7 Осуществление технического надзора физическими и юридическими лицами не исключает ответственности подрядных организаций за качество выполняемых работ, сроки их исполнения и их соответствие разработанным проектным решениям, правильность применения материалов, используемых для реставрации объектов культурного наследия.
4.8 Физические и юридические лица, осуществляющие технический надзор, не имеют права корректировать разработанные проектные решения и сметную документацию и вносить в них изменения. Изменения могут вносить только физические или юридические лица, осуществляющие научное руководство и авторский надзор на объекте культурного наследия.
5 Организация технического надзора
5.1 Технический надзор осуществляется на основании договора, заключенного между заказчиком и физическим или юридическим лицом.
5.2 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, который при разработке научно-проектной документации являлся генеральным проектировщиком и привлекал к разработке отдельных разделов субподрядные организации, или научно-проектная документация разрабатывалась в несколько этапов различными физическими или юридическими лицами, необходимо заключить договор генерального подряда.
5.3 В случае привлечения на договорной основе для осуществления технического надзора физических или юридических лиц, не являющихся авторами проекта, данные исполнители могут привлекать на субподряд третьих лиц, отвечающих требованиям 4.2.
5.4 В случае привлечения к техническому надзору третьих лиц организация, ведущая технический надзор, назначает своим приказом руководителя и координатора всех лиц, осуществляющих технический надзор.
5.5 Порядок заключения договоров на осуществление технического надзора определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.6 Продолжительность пребывания на объекте культурного наследия специалистов, осуществляющих технический надзор, определяется в зависимости от архитектурных особенностей объекта культурного наследия, сложности и объемов работ по его сохранению.
5.7 Решение о сроках пребывания специалистов на объекте культурного наследия принимает уполномоченный представитель технического надзора.
Примечание — По решению заказчика специалисты, осуществляющие технический надзор, при необходимости могут присутствовать на объекте на постоянной основе на все время ведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
5.8 Специалисты, осуществляющие технический надзор, дополнительно обеспечивают свое присутствие на объекте культурного наследия на основании решения заказчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и вызова подрядной организации. Выезд специалистов на объект в указанных случаях осуществляется на основании поступившего в адрес уполномоченного представителя технического надзора (организации) официального документа.
5.9 Указания уполномоченного представителя технического надзора являются обязательными для пользователя (собственника) объекта культурного наследия и подрядных организаций в части предъявления претензий по несоответствию проводимых работ проектной документации и действующим нормативным требованиям к данным видам работ.
5.10 Подписание актов освидетельствования скрытых работ, актов освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, актов о приемке промежуточных работ, актов о приемке выполненных работ осуществляется уполномоченным представителем технического надзора.
6 Порядок осуществления технического надзора
6.1 Уполномоченный представитель технического надзора и специалисты (группа специалистов), обеспечивающие его проведение, назначаются приказом, подписанным руководителем организации (уполномоченным лицом), с которой заключен договор или контракт на ведение технического надзора.
6.2 Уполномоченный представитель обеспечивает общее руководство и координацию деятельности группы специалистов технического надзора, а также взаимодействие с представителями заказчика, подрядчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, их пользователями (собственниками) и представителями авторского надзора.
6.3 Уполномоченный представитель технического надзора назначается из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов в данной области и несет профессиональную ответственность за деятельность специалистов (группы специалистов).
6.4 В состав группы специалистов, осуществляющих технический надзор, включаются специалисты различного профиля в зависимости от видов работ, проводимых на объекте культурного наследия.
6.5 При необходимости в состав группы технического надзора включаются представители организаций, проводивших на объекте культурного наследия инженерные изыскания (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические, инженерно-технические и мониторинг) в соответствии с ГОСТ Р 55945, ГОСТ Р 55567.
6.6 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, в первоочередном порядке в состав группы привлекаются специалисты проектной организации, принимавшие непосредственное участие в разработке научно-проектной документации. Специалисты групп рабочего проектирования привлекаются к техническому надзору в части разработанных ими разделов.
6.7 Специалисты технического надзора, входящие в состав группы, непосредственно подчиняются уполномоченному представителю и согласовывают с ним все принимаемые решения.
6.8 При осуществлении технического надзора необходимо применять оборудование и средства неразрушающего контроля (рулетки, мерные ленты, лазерный инструмент, отвесы, угломеры, уровни и т.п.) в целях недопущения нанесения физического вреда объекту культурного наследия. При этом средства измерений должны быть поверены и откалиброваны в установленном порядке.
7 Обязанности физических и юридических лиц, осуществляющих технический надзор
7.1 Физические и юридические лица (далее — лица), осуществляющие технический надзор, обязаны:
— контролировать соответствие проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям в части соответствия видов и объемов работ, нормативных документов в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия;
— контролировать подрядчика в ведении исполнительной и технической документации, в том числе наличия документов, подтверждающих качество материалов, используемых при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и т.д.), а также за соответствием применяемых материалов, заложенных в проектных решениях;
— контролировать соблюдение сроков выполнения работ, при выявлении отставания подрядной организации от графика проведения работ официально информировать об этом заказчика и соответствующие органы охраны объектов культурного наследия;
— принимать участие в подписании подготовленных подрядной организацией актов о приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия в части видов, объемов и стоимости выполненных работ, за исключением видов и объемов работ, выполненных с ненадлежащим качеством или не в соответствии с проектными решениями;
— вести учет объемов и стоимости как принятых, подписанных и оплаченных заказчиком производственных работ, так и непринятых;
— контролировать исполнение подрядной организацией указаний и предписаний представителей авторского надзора, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и заказчика;
— вести контроль за устранением дефектов и нарушений, отмеченных в журналах авторского и технического надзора;
— вести контроль за качеством и соблюдением технологии проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, а также за обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования при приспособлении объектов культурного наследия к современному использованию;
— контролировать наличие у подрядной организации разрешительных документов на проведение работ, выданных в установленном порядке, наличие и правильность ведения подрядной организацией первичной исполнительной технической документации;
— вести контроль за проведением подрядной организацией испытаний, наладкой оборудования после проведения работ по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию и надлежащим оформлением их результатов с подписанием следующих актов:
1) акты индивидуальных испытаний смонтированного оборудования, акты испытаний технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств;
2) акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах их ввода в объект культурного наследия в соответствии с проектными решениями;
3) акты испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
4) акты испытаний устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации, автоматизации и молниезащиты;
— контролировать соблюдение подрядной организацией правил складирования и хранения используемых материалов, изделий, оборудования, приостановление их применения до момента устранения нарушений с занесением записи в журнал технического надзора;
— вести контроль за своевременным вывозом мусора, за установкой ограждений производственной площадки подрядной организацией в соответствии с требованиями проекта организации работ;
— вести геодезический контроль при проведении производственных работ (при необходимости);
— официально информировать заказчика и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих технический надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от проектных решений и нарушений требований нормативных документов.
7.2 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны приостановить работы по сохранению объекта культурного наследия:
— в случаях, указанных в 7.14, с оформлением соответствующей записи в журнале технического надзора;
— при угрозе непредвиденных деформаций или разрушений элементов и конструкций объекта культурного наследия;
— при невыполнении подрядчиками указаний представителей авторского надзора и заказчика, а также предписаний соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.
7.3 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны участвовать в работе комиссий по приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия, в совместной с представителями авторского надзора приемке отдельных ответственных элементов и конструкций, в составлении актов освидетельствования скрытых работ, в том числе участков инженерных сетей, устранение дефектов которых в дальнейшем невозможно без разборки или повреждения последующих конструкций и участков инженерных сетей.
7.4 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны регулярно вести журнал технического надзора.
7.5 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны проводить фотофиксацию наиболее ответственных видов работ, в том числе скрытых (до момента начала указанных работ, в процессе их проведения и по окончании), записи о которых заносятся в журнал технического надзора.
7.6 Лица, осуществляющие технический надзор, должны знать законодательные акты, нормативные правовые документы, технические и иные документы в сфере сохранения объектов культурного наследия.
8 Права и ответственность физических и юридических лиц, осуществляющих технический надзор
8.1 Лица, осуществляющие технический надзор, имеют право:
— посещать объект культурного наследия и находиться на нем без ограничений;
— контролировать выполнение требований и указаний, внесенных в журналы авторского и технического надзора;
— требовать от подрядной организации выполнения производственных работ, применения материалов, изделий, конструкций и оборудования в соответствии с разработанными проектными решениями и сметной документацией;
— знакомиться с необходимой технической документацией, имеющей отношение к объекту культурного наследия;
— запрещать применение при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия материалов и технологий, не соответствующих разработанным проектным решениям;
— проверять соответствие сертификатов (паспортов) и другой технической документации на материалы, используемые для реставрации объектов культурного наследия, разработанным проектным решениям;
— приостанавливать выполнение производственных работ (с обязательным последующим письменным уведомлением заказчика, подрядчика и соответствующего органа охраны объектов культурного наследия) в случае невыполнения подрядчиком указаний авторского и технического надзора, предписаний соответствующего органа охраны объектов культурного наследия по устранению выявленных дефектов или нарушений, создающих угрозу деформаций или обрушения объекта культурного наследия или его отдельных частей и инженерных коммуникаций, а также в связи с угрозой возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;
— запрещать подрядной организации применять некачественные материалы, используемые для реставрации объектов культурного наследия, а также элементы и конструкции с осуществлением записи в журнале технического надзора;
— не принимать к рассмотрению акты выполненных работ, в которых содержатся виды работ, выполненные с нарушением нормативных документов в сфере сохранения объектов культурного наследия, проектных решений, а также не в полном объеме, с ненадлежащим качеством и с применением некачественных материалов.
8.2 Лица, осуществляющие технический надзор, несут ответственность:
— за качественное и своевременное исполнение обязанностей, возложенных на них договорами на осуществление технического надзора в соответствии с настоящим стандартом;
— за несоответствующее действительности освидетельствование с составлением актов скрытых и промежуточных работ, в том числе в части инженерных сетей и оборудования;
— за соблюдение подрядчиком технологии проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
— за соблюдение подрядчиком соответствия материалов, применяемых для реставрации объектов культурного наследия, требованиям проектно-сметной документации;
— за соответствие выполненных видов и объемов работ, фактически выполненных и определенных проектно-сметной документацией.
9 Журнал технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия
9.1 При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ведение журнала технического надзора, который находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению. При необходимости создается копия журнала технического надзора, которая должна постоянно находиться у уполномоченного представителя технического надзора.
9.3 В случае если объекты культурного наследия входят в состав ансамбля, на каждый из них оформляется отдельный журнал технического надзора. При необходимости допускается оформление журнала технического надзора в части отдельных элементов и конструкций объекта культурного наследия.
9.4 Представители подрядной организации, ответственные за хранение журнала технического надзора на объекте, определяются приказом по указанной организации. Специалистам, осуществляющим технический надзор, журнал технического надзора выдается по первому требованию.
9.5 Ответственным за ведение журнала технического надзора является уполномоченный представитель технического надзора. Специалисты, входящие в группу технического надзора, осуществляют записи в журнале технического надзора при условии обязательного визирования уполномоченным представителем.
9.6 В журнале технического надзора осуществляются записи, связанные с фиксацией выполняемых работ, дефектов и отступлений от проектных решений, необходимыми указаниями и конкретными требованиями для подрядной организации и содержащие в том числе:
— указания о приостановлении работ в связи с нарушением их технологической последовательности и отступлением от проектных решений, необходимостью устранения выявленных нарушений в определенные сроки, отсутствием материалов требуемого качества, отсутствием на объекте специалистов необходимой квалификации;
— указания, связанные с проведением испытаний инженерных систем и оборудования;
— информацию о несвоевременном и некачественном выполнении указаний, ранее внесенных в журнал технического надзора;
— краткое описание выполненных производственных работ за период между двумя записями;
— информацию о качестве выполняемых работ и используемых материалов;
— информацию о несоблюдении сроков выполнения работ подрядной организацией;
— информацию о комиссиях и совещаниях, проводимых в рамках осуществления технического надзора.
9.7 Записи в журнале технического надзора лиц, осуществляющих технический надзор, являются обязательными для исполнения подрядными организациями.
9.8 Представители подрядной организации несут ответственность за своевременное и качественное выполнение указаний, замечаний и предписаний представителей технического надзора.
9.9 Уполномоченные представители подрядной организации (генерального подрядчика) отвечают за сохранность и содержание в надлежащем виде журнала технического надзора.
9.10 При приемке выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия журнал технического надзора предъявляется представителям приемочной комиссии.
9.11 После приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия оригинал журнала технического надзора хранится в архиве организации или у физического лица, осуществлявших технический надзор, а заверенная копия журнала с приложенной фотофиксацией по окончании срока действия договора на осуществление технического надзора передается заказчику.
Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении
Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством», который
подготовлен с целью совершенствования законодательства в сфере архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности, в том числе в части уточнения
порядка ведения технического надзора за строительством. В настоящее время
порядок ведения технического надзора за строительством установлен в техническом
кодексе установившейся практики ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в
строительстве. Порядок проведения» (далее – ТКП-162) После вступления в силу
постановления «Об утверждении Инструкции о порядке ведения технического надзора
за строительством» ТКП-162 будет отменен.
Обсуждение
проводилось на Правовом форуме Беларуси с 25 июня по 5 июля 2020 г. Также
замечания и предложения можно было направлять организатору общественного
обсуждения на электронный адрес.
В установленные сроки замечания и/или предложения по проекту
постановления получены от 5 участников общественного обсуждения.
Рассмотрение поступивших замечаний и
предложений осуществлялось совместно с организациями, входящими в
структуру министерства, к компетенции которых относятся высказанные замечания и
предложения.
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в
ходе публичного обсуждения проекта постановления министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке
осуществления технического надзора за строительством».
Информация предоставлена Министерством архитектуры и
строительства для Национального правового Интернет-портала Республики БеларусьПри использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
- Кто проводит строительный контроль и какие работы он включает? Предупреждая риски
- Цели и задачи строительного контроля
- Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора
- Порядок проведения строительного контроля
- Перечень работ по строительному контролю
- Проверка проектной документации
- Приемка геодезической сети, закрепленной на местности
- Контроль строительных материалов
- Контроль качества работ в процессе их выполнения
- Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций
- Государственный строительный надзор
Кто проводит строительный контроль и какие работы он включает? Предупреждая риски
Необходимость строительного контроля возникает при возведении объектов любого типа. Благодаря ему заказчик может удостовериться, что все работы выполнены надлежащим образом и с соблюдением заявленных сроков, качество стройматериалов отвечает стандартам, а расходы соответствуют реальной смете. Данная статья поможет читателям узнать, что включает в себя контроль строительных объектов и какие организации его проводят.
Цели и задачи строительного контроля
Строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых — подтвердить, что проводимые работы
- соответствуют требованиям нормативных документов — проекта, технических регламентов, правил безопасности (в том числе экологической);
- осуществляются с соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой.
Наряду с определением «строительный контроль» встречаются синонимичные термины «строительный надзор», «технический надзор», «технический контроль». Однако между ними есть некоторые различия. Под техническим контролем обычно подразумевают проверку, которая проводится только заказчиком. Следовательно, это более узкое определение. Кроме того, можно встретить термин «авторский контроль», или «авторский надзор». Это вид оценки соответствия работ проектной документации. Авторский контроль обычно осуществляется разработчиком проекта, термин входит в понятие строительного контроля.
Основные цели надзора за строительными работами:
- Обеспечение надлежащего качества строительных работ. К сожалению, компетентность и добросовестность исполнителя не всегда удается оценить заранее. Нередки случаи, когда подрядчик нарушает технологию, упрощает инженерные решения, установленные проектом, в результате чего неизбежно возникают проблемы при эксплуатации готового объекта.
- Гарантия использования предусмотренных проектом строительных материалов и конструкций. Недобросовестный исполнитель работ может в корыстных целях заменить материалы более дешевыми, менее качественными. Вследствие этого снижаются эксплуатационные свойства здания, нарушаются экологические нормы, не говоря о том, что обманутый застройщик теряет средства.
- Контроль бюджета, отсутствие неоправданных расходов в связи с некорректно составленной сметой подрядчика. Этот пункт особенно важен, если учесть, как часто встречаются в практике строительства случаи обмана заказчиков путем преднамеренного завышения цены материалов и преувеличения объемов работ.
Справедливо будет отметить, что не всегда нарушения являются следствием махинаций со стороны подрядчика: причинами ошибки могут стать некомпетентность, невнимательность составителя сметы.
Итак, строительно-технический контроль:
- Обеспечивает своевременную реализацию проекта. Благодаря строительному контролю удается избежать расходов, обусловленных нарушением сроков ввода здания в эксплуатацию.
- Дает подтверждение безопасности строительных работ и последующей эксплуатации объекта.
- Подтверждает соблюдение закона. Другими словами, заказчик услуг строительного контроля может быть уверен в отсутствии будущих проблем с Ростехнадзором и другими проверяющими организациями.
Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора
Поскольку порядок проведения строительного контроля определяется законодательством, специалисты и компании, осуществляющие технический надзор, подчиняются строгим требованиям.
На заметкуТехнический заказчик должен обладать специальными техническими, юридическими и другими знаниями, необходимыми для грамотного ведения дел с подрядчиком. Обычно технический заказчик берет на себя все функции контроля над строительством.
В свою очередь, и технический заказчик может перепоручать действия по строительному надзору сторонним профессионалам.
Поскольку строительный контроль напрямую связан с безопасностью эксплуатации объектов, получить допуск СРО к этому виду деятельности может далеко не любая фирма. К юридическим лицам, заинтересованным в получении разрешения, предъявляются строгие требования.
Штат сотрудников такой фирмы должен включать в себя инженеров-проектировщиков, специалистов по электротехническим, сантехническим, вентиляционным системам, сметчиков, архитекторов, геодезистов и т.д.
Чтобы получить допуск СРО, фирма предоставляет обширный пакет документов, в том числе подтверждающих, что в компании действует система проверки качества выполняемых работ.
Порядок проведения строительного контроля
Процесс технического надзора состоит из нескольких этапов в соответствии с порядком реализации проекта. Обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг строительного контроля, можно в любой момент, но чем раньше заказчик приступит к проверке, тем меньше расходов он понесет в итоге. Нарушения, допущенные исполнителями на ранних этапах строительства и не выявленные вовремя, нередко влекут за собой серьезный финансовый ущерб.
Исходя из этого, рекомендуется приступать к контролю качества строительно-монтажных работ на стадии планирования, а заканчивать проверочные мероприятия после сдачи объекта в эксплуатацию.
При обращении клиента в компанию, предоставляющую услуги строительного надзора, после изучения всех нюансов предстоящего сотрудничества между сторонами заключается соглашение. В нем указывают права и обязанности заказчика и организации, осуществляющей контроль, оговаривают сроки выполнения работ.
Действия по контролю производятся экспертной группой или одним инженером — это зависит от масштабов строительства.
По условиям договора контролирующий специалист (или группа), как правило, принимает на себя следующие обязанности:
- проверять проектную документацию на предмет наличия всех требуемых документов и их соответствия нормативам;
- контролировать правильность составления сметы подрядчиком, в том числе корректное применение расценок;
- следить за соблюдением графика строительных работ;
- контролировать качество применяемых материалов, оценивать их соответствие проекту, проверять наличие сертификатов и другой документации;
- следить за тем, чтобы работы выполнялись согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам;
- контролировать соблюдение правил хранения материалов;
- обеспечивать оперативное выявление и устранение нарушений;
- осуществлять приемку произведенных работ с подписанием надлежащих актов на отдельных стадиях строительства;
- обеспечивать соблюдение объемов строительно-монтажных работ, установленных проектом;
- следить за правильностью исполнительной документации и т.д.
В процессе осуществления строительного контроля ответственный специалист регулярно предоставляет заказчику отчеты о результатах проверки. Благодаря этому клиент получает возможность в режиме реального времени следить за ходом работ на объекте, не беспокоясь при этом о должном их исполнении.
Перечень работ по строительному контролю
Контроль строительно-монтажных работ ведется по нескольким направлениям. Перечислим основные мероприятия в рамках каждого из них.
Проверка проектной документации
Эксперты по строительному контролю проверяют:
- все ли необходимые документы предоставлены заказчиком;
- соответствуют ли осевые размеры здания, обозначенные в проекте, разбивочным геодезическим сетям;
- согласована ли проектная документация во всех государственных органах, утвержден ли проект должным образом;
- не нарушают ли границы строительной площадки, обозначенные на генеральном плане, существующих земельных сервитутов;
- содержится ли в документации по проекту список работ и материалов, от качества которых зависит безопасность строительства и эксплуатации объекта и т.д.
Если в предоставленной заказчиком документации обнаруживаются нарушения или недоработки, специалисты по контролю дают рекомендации по внесению необходимых исправлений.
Приемка геодезической сети, закрепленной на местности
Эксперты контролируют, насколько точно указанные в проекте координаты перенесены на местность, надежно ли зафиксированы геодезические знаки. По окончании проверки составляется и подписывается акт.
Контроль строительных материалов
Мероприятия в рамках данного направления включают:
- оценку соответствия поставленных стройматериалов, изделий, конструкций требованиям ГОСТов, ТУ и технических свидетельств, обозначенных в проекте;
- контроль наличия, комплектности и правильности оформления документов на эти материалы и изделия.
При необходимости могут быть проведены контрольные испытания. При этом таковые должна проводить аккредитованная лаборатория.
Результаты проверки оформляются в письменном виде.
Если в ходе проверки обнаруживаются материалы ненадлежащего качества, проблема решается одним из трех способов:
- производится замена некачественных материалов качественными;
- параметры материалов/изделий доводятся до требуемых;
- применяются материалы с выявленными несоответствиями, но только после согласования с заказчиком, проектировщиками и госорганами.
До тех пор, пока данный вопрос не будет решен тем или иным способом, строительные работы с использованием этих материалов не производятся.
Контроль качества работ в процессе их выполнения
Специалисты уполномоченной организации контролируют каждый этап строительных работ на предмет их соответствия действующим техническим, проектным и законодательным нормативам. Оценке подлежит качество выполнения работ и их результатов.
По итогам проверки составляется акт.
Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций
Типичная ситуация в строительстве — сокрытие результатов проведенных работ последующими операциями. Несвоевременное выявление нарушений может потребовать разбора конструкций или негативно повлиять на показатели безопасности возводимого объекта. Поэтому представители контролирующей организации в обязательном порядке осуществляют приемку скрываемых работ с составлением акта освидетельствования.
Строительный контроль позволяет не только соблюсти нормы законодательства, но и обеспечить спокойствие и финансовую безопасность заказчика. Регулярно проводить проверку выполняемых работ и их результатов гораздо выгоднее и эффективнее, чем исправлять несвоевременно выявленные нарушения. Поскольку заказчик далеко не всегда имеет нужную компетенцию, для осуществления строительного надзора часто прибегают к услугам сторонних экспертных организаций.
Если строительный контроль выполняется силами заказчика или застройщика, вступление последних в СРО, как и получение допуска на выполнение строительного контроля, не требуются.
- Деятельность
- Государственный контроль и надзор
- Государственный строительный надзор
Государственный строительный надзор
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. Соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее — общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Следовательно, все нормативно — технические документы Ростехнадзора в области строительства подлежат обязательному применению всеми участниками строительства.
Порядок осуществления государственного строительного надзора определен ст. 54 Градостроительного кодекса РФПостановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»
РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов(норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации» (с изменениями приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 273 от 14.07.2015г.)
Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ(РОСТЕХНАДЗОР). При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора субъекта федерации).
Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) .
Порядок осуществления государственного строительного надзора.
Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора
Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.
Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:
— акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;
— акт сдачи-приемки законченного строительством объекта (Приложение Г СП 68.13330)
Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.
В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно — либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.
Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.
Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:
— индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
— пробные пуски;
— приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).
Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.
Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.
Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.
При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.
При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.
В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.
В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.
- О соблюдение требований энергетической эффективности при осуществлении федерального государственного строительного надзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2021 г. N 1087 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ»