- Обоснование закупки у единственного поставщика
- Когда обоснование не понадобится
- Что следует включить в обоснование
- Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования
- Когда нужно составить и разместить отчет
- Способы закупок и их разновидности
- Конкурентные способы закупки
- Основные документы в закупках по 223-ФЗ
- План закупки
- Извещение о закупке
- Документация о закупке
- Документы в составе заявки участников
- Протоколы
- Договор
- Как закупают по новым основаниям
- Пример правил из регионального постановления
- Когда закупки у ЕП можно не обосновывать
- Что включить в обоснование закупки у ЕП
- 5 причин обоснования закупки у ЕП
- Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
- Как разместить отчет в ЕИС
- Путин затруднил жизнь «безальтернативных поставщиков» при госзакупках
- Обосновать придется буквально каждый шаг
- В подготовке заключения должны участвовать три ведомства
- Как сформировалось действующее право определять единственного поставщика
Обоснование закупки у единственного поставщика
- 0 Comments
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Электронный аукцион
В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.
Когда обоснование не понадобится
Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:
- услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
- услуг по управлению многоквартирным домом;
- ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
- объектов культурного наследия, литературы или искусства;
- услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
- прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.
Что следует включить в обоснование
Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- цель, для осуществления которой производится закупка;
- описание объекта и его цена;
- условия заключения контракта;
- плюсы конкретного поставщика;
- обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
- вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.
В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.
Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования
Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:
- Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
- На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
- Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
- Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
- Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.
Когда нужно составить и разместить отчет
Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.
Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.
Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты». Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей. После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.
Отчет обоснование закупки у единственного поставщика
Мы продолжаем цикл, посвященный «расшифровке» 223-ФЗ. В этой статье разбираемся со способами закупок и основными документами тендерного процесса.
Способы закупок и их разновидности
Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.
Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам (ч. 6.1 ст. 3):
- В нем указывают потребительские свойства, технические и качественные характеристики, при необходимости — эксплуатационные характеристики.
- Оно не должно содержать требования, которые могут неправомерно ограничить число участников, и указания на товарные знаки (ТЗ) и фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страны происхождения товаров — кроме случаев, когда нет другого способа более точно описать предмет закупки.
- При указании на товарный знак нужно в скобках добавлять слова «или эквивалент» — кроме случаев несовместимости с товарами других ТЗ, технических ограничений в закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, закупок для исполнения государственного или муниципального контракта и тендеров с указанием конкретных ТЗ по условиям международных договоров.
Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.
Конкурентные способы закупки
- Конкурс — вид торгов, где побеждает участник, предложение которого лучше других отвечает требованиям заказчика — в результате сопоставления заявок по указанным заранее критериям.
- Аукцион — вид торгов, где побеждает тот, чья заявка отвечает требованиям заказчика и кто предложил самую низкую цену. Участники снижаются от НМЦД на установленную в документации величину — шаг аукциона. Если цена снизится до нуля, борьба пойдет за право заключить договор — тогда победит участник, который предложил наибольшую цену.
- Запрос котировок — вид торгов, где победителем становится участник, заявка которого соответствует требованиям и содержит наименьшую цену.
- Запрос предложений — вид торгов, где побеждает участник, заявка которого наиболее полно отвечает требованиям заказчика и содержит лучшие условия. В отличие от конкурса здесь участники могут улучшать первоначальные предложения и направлять заказчику окончательные.
- Закон предусматривает иные способы, которые заказчик может установить в своем Положении о закупках. Эти способы должны отвечать указанным выше требованиям (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).
Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности
Основные документы в закупках по 223-ФЗ
Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:
- Основные понятия и термины;
- Область применения;
- Требования к закупке и участникам;
- Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора (НМЦД);
- Формулу расчета сумм, которые заказчик должен выплатить поставщику по договору;
- Определение и обоснование цены единицы товара, работы или услуги;
- Определение максимального значения цены договора;
- Правила подготовки и проведения закупок, условия использования конкурентных и неконкурентных способов закупки;
- Особенности проведения закупок у малого и среднего бизнеса (МСП) и при предоставлении других преимуществ;
- Содержание извещения и документации о закупке;
- Порядок заключения, исполнения и расторжения договоров;
- Иные положения, связанные с обеспечением закупки.
Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.
Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.
План закупки
Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ.
План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет.
Извещение о закупке
Извещение о закупке — документ, содержащий базовую информацию о конкретном заказе и сжатое описание условий участия, которые подробно даются в документации.
Документация о закупке
Это комплект документов, который составляется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую информацию для участия в текущем тендере, в том числе условия договора. В документации о закупке заказчики указывают:
- Предмет закупки, указание количества необходимого товара или объема работ и услуг, кроме случаев, когда объемы определить невозможно.
- Требования к качеству товаров, техническим и функциональным характеристикам продукции, а также к условиям их поставки.
- Требования к содержанию, форме, составу и сроку действия заявки на участие в конкурентных закупках, инструкцию по подготовке заявок.
- Требования к описанию поставляемых товаров, работ или услуг, их количественных и качественных характеристик.
- Место, условия, сроки или периоды поставки.
- НМЦД или формулу цены с обозначением максимального ее значения либо цену единицы товара и максимальное значение цены договора.
- Условия оплаты.
- Регламент предоставления поставщикам разъяснений по документации о закупке и порядок запроса у участников дополнительных документов.
- Другие важные условия, указанные Положением о закупке.
Изучение документации — ключевой момент анализа закупки, чтобы принять решение об участии. Внимательно изучите все требования и товарные характеристики и убедитесь, что ваша продукция соответствует запросам заказчика. Если возникли разногласия или нужно уточнить смысл некоторых положений, не стесняйтесь писать заказчику запросы на разъяснение.
Документы в составе заявки участников
Сложно определить универсальный набор документов, чтобы участвовать с ним в различных тендерах по 223-ФЗ. В конкурентных закупках заказчики могут дополнительно запрашивать документы у участников. Регламент такого запроса должен быть прописан в документации о закупке и Положении о закупке.
О документах, которые могут требовать заказчики, и о рекомендациях по их подготовке мы писали ранее.
Протоколы
Протоколы фиксируют этапы тендера и его итоговые результаты, в том числе предложение победителя закупки, которое далее вносится в договор.
Если несколько участников предложили одинаковые условия, то меньший порядковый номер присваивается поставщику, который раньше подал заявку.
В итоговом протоколе также указывают основания, по которым те или иные заявки (предложения) были отклонены; результаты оценки заявок и решения комиссии о присвоении баллов; причины, по которым закупку признали несостоявшейся.
Договор
Соглашение, которое заключается с победителем тендера. В договоре прописывают объемы взаимных обязательств по закупке и поставке товаров, работ или услуг. Договор по итогам конкурентных закупок можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола.
Заказчик и поставщик могут заключать дополнительные соглашения, если это условие прописано в Положении о закупке — например, о замене товара на улучшенный аналог, корректировке периодов поставки, изменении других условий договора или его расторжении.
Мы рассмотрели основные положения третьей и четвертой статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла поговорим об особенностях закупок в электронной форме и закупках определенных категорий товаров и услуг.
Законодатели разрешили правительству и региональным властям устанавливать случаи закупок без торгов и особенности их проведения в дополнение к тем, что есть в законе (ст. 15 46-ФЗ от 08.03.2022). Новыми основаниями можно пользоваться до 31.12.2022.
Как закупают по новым основаниям
При планировании закупок по новым основаниям учитывают требования к минимальной доле покупок отечественной продукции, а при их проведении — существующие запреты на закупку некоторых импортных товаров по правилам нацрежима Письмо Минпромторга № ОВ-39122/12 от 27.04.2022.
Запреты на ограничение конкуренции по правилам 135-ФЗ от 26.07.2006 не действуют на такие заказы с 14 июля 2022 года (286-ФЗ от 14.07.2022).
Основанием для закупки без торгов по ст. 15 46-ФЗ послужит акт правительства, руководства города или местной администрации (Постановление Правительства № 339 от 10.03.2022). Акт готовят, когда правительство выпустило решение о предмете, способе закупки, выборе конкретного поставщика и в резервном фонде есть средства на покупку. В акте указывают:
- поставщика,
- что покупают,
- срок поставки,
- можно ли привлекать субподрядчиков,
- нужно ли вносить обеспечение исполнения контракта,
- иные нюансы.
В ЕИС контракт регистрируют по пункту 2 части 1 статьи 93, так как заказ размещают по решению властей. В самом контракте в качестве основания для его заключения указывают пункт 2 ПП №339 от 10.03.2022. После подписания соглашения заказчик уведомляет о сделке ФАС или ведомство, контролирующее гособоронзаказ. На это у организации есть три рабочих дня.
Пример правил из регионального постановления
В каких случаях использовать возможность покупки без торгов по статье 15 46-ФЗ, региональные власти решают самостоятельно. Например, в Постановлении Правительства Москвы № 344-ПП от 09.03.2022 сказано, что такие сделки заключают, если есть решение Мэра Москвы, совещательного органа под его руководством или решения по итогам совещания с мэром. Для заказов на сумму больше 10 млн руб. потребуется экспертное заключение.
Документы на закупку без торгов проверяют:
- Департамент по конкурентной политике,
- Главное контрольное управление,
- рабочая группа главного распорядителя бюджетных средств и уполномоченного сотрудника учреждения.
Согласование проводят через региональную информационную систему. На проверку правильности расчета цены сделки отведено три рабочих дня.
Авансирование и работа без обеспечения допустимы, если есть соответствующее решение, а срок закрытия контракта может выходить за пределы 2022 года. Главное заключить сделку до 31.12.2022 Письмо Минфина № 24-01-07/3169712.04.2022.
Также 46-ФЗ дополнил 44-ФЗ новыми основаниями для закупок без торгов. До 08.03.2024 без торгов разрешено покупать:
- Лекарства, медизделия и расходные материалы, если продукцию выпускают только на одном заводе на территории России или страны, не вводившей антироссийские санкции. Закупать по этому основанию можно только в электронной форме и не больше, чем на 50 млн руб. в год, если речь о лекарствах и расходниках, и не больше, чем 250 млн руб. при если речь о медизделиях (п. 5.1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
- Оборудование и услуги для реабилитации, если заказ размещает фонд соцстрахования в электронной форме. Производитель продукции должен находиться в России или в стране, не вводившей антироссийских санкций, а услуги должны оказывать в РФ (п. 5.2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
- Лекарства и медизделия за рубежом, если отечественные производители не выпускают аналогов, а страна-изготовитель не вводила антироссийских санкций. При этом поставщик должен быть включен в спецреестр (п. 28.1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Покупать лекарства, медизделия, оборудование и услуги для реабилитации разрешено только в электронной форме. Заказы по пунктам 5.1. и 5.2 статьи 93 44-ФЗ размещают по правилам из части 12 статьи 93 44-ФЗ. Это значит, что на них действуют ограничения по сумме разовой покупки через электронную площадку в три млн руб. (231-ФЗ от 28.06.2022). Рассказываем, как заказчики закупают без торгов через ЭТП:
Этап 1. Поставщик публикует на торговой площадке предварительное предложение, где указывает:
- название и параметры товара;
- товарный знак, если он есть;
- страну-изготовителя;
- цену единицы товара;
- сколько товара он может поставить (минимум или максимум);
- куда может поставить товар;
- минимальный срок поставки товара;
- срок действия заявки;
- иные детали.
К предложению прикладывают документы для подтверждения страны-изготовителя продукции и соответствия поставщика требованиям заказчика. Срок действия заявки не превышает месяц после его публикации на ЭТП.
Этап 2. Заказчик публикует в ЕИС извещение о закупке, где прописывает:
- адрес торговой площадки;
- название и параметры товаров с учетом данных из КТРУ;
- цену единицы товара;
- количество закупаемой продукции;
- срок и место поставки;
- требования к поставщикам;
- иные нюансы.
К извещению прикладывают расчет стоимости сделки и проект контракта.
Этап 3. В течение часа после публикации извещения площадка выбирает из предварительных предложений поставщиков не более пяти с лучшими ценами, присваивает им номера и ранжирует по цене. Если предложений меньше двух — закупку не проводят. Когда два поставщика выставили одинаковую цену, преимущество отдают тому, кто подал его раньше. После ранжирования площадка отправляет заявки заказчику.
Этап 4. В течение одного рабочего дня заказчик проверяет заявки и приложенные к ним документы и отклоняет предложения, не соответствующие требованиям. Оставшиеся предложения ранжируют еще раз и выбирают победителя. По итогам рассмотрения заказчик публикует протокол.
Этап 5. Сделку заключают в электронном виде. На подготовку проекта контракта заказчику отведен один рабочий день. Поставщику на его подписание — также. После чего за один рабочий день заказчик подписывает соглашение. Возможность подготовки протокола разногласий для таких заказов не предусмотрена. После заключения, контракт регистрируют в ЕИС Письмо Минфина России № 24-06-06/36748 от 22.04.2022.
Для закупок без торгов по статье 15 46-ФЗ понадобится решение властей. Детали регионы утверждают самостоятельно. Заказы у ед. источника по пунктам п. 5.1 и 5.2 части 1 статьи 93 44-ФЗ размещают на торговой площадке. В первом случае работает ограничение по годовому лимиту покупки и условие: продукцию выпускают только на одном заводе на территории России или страны, не вводившей антироссийские санкции. Во втором ограничений по лимиту нет, но есть условие: производитель находится в России или в стране, не вводившей антироссийских санкций, а услуги должны оказывать в РФ. Новое основание закупок без торгов поддерживает отечественных производителей и заводы из дружественных стран. Основание из пункта 28.1 части 1 статьи 93 44-ФЗ подходит на тот случай, когда отечественных аналогов импортного товара нет. Однако власти разрешили поддерживать производителей только из стран, не вводивших санкций.
Заказчики активно пользуются новыми возможностями. С 8 марта по сегодняшний день в ЕИС появилось уже больше пяти тысяч контрактов, заключенных по новым основаниям. Заказчики закупают услуги по размещению беженцев, строительные работы, топливо, лекарства и прочее. Например, поставщиком вакцин для ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» выбрана АО «Национальная иммунобиологическая компания», а охранять московские школы будет ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии РФ по городу Москве».
Чтобы получить заказ без торгов, следите за планами-графиками интересных вам заказчиков, отправляйте им коммерческие предложения и размещайте предварительные предложения о поставке в электронных магазинах на ЭТП.
Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины
Когда закупки у ЕП можно не обосновывать
К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:
- работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
- услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
- закупка объектов культурного наследия;
- поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
- приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
- поставка электронных или печатных изданий;
- заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.
Что включить в обоснование закупки у ЕП
Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:
- цель закупки товара, работы, услуги;
- описание объекта закупки;
- цену контракта;
- условия контракта и преимущества поставщика;
- причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
- вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.
К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.
Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.
5 причин обоснования закупки у ЕП
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:
- Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
- Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
- Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
- Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
- Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.
Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
«Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».
Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ
Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий
Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом
Как разместить отчет в ЕИС
Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.
Управление государственными и муниципальными закупками (14412040 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Путин затруднил жизнь «безальтернативных поставщиков» при госзакупках
Президент России подписал указ, в котором содержатся новые правила подготовки нормативных правовых актов об определении единственного поставщика при закупках госорганами (по 44-ФЗ). Теперь в отношении каждой закупки необходимо предоставить подробные сведения о предполагаемом единственном поставщике с обоснованием его выбора, информацию об источниках финансирования закупки и экспертное заключение.
Обосновать придется буквально каждый шаг
Президент России Владимир
Путин включил в правила подготовки нормативных правовых актов об
определении единственного поставщика при госзакупках обязательное обоснование
такого предложения и экспертное заключение по нему. Это следует из его указа,
подписанного 14 сентября 2020 г.
Единственный поставщик товаров или услуг – это компания, с
которой заключается прямой контракт, в обход тендера или другой процедуры
конкурентного отбора. При этом заказчик, хоть и имеет право обращаться к такому
поставщику в обход тендера, делать этого не обязан. Предполагается, что
единственными поставщиками становятся компании, которые предоставляют продукт
нужного качества и в оптимальные сроки.
В соответствии с документом, при определении единственных
исполнителей в отношении каждого из них и каждой закупки необходимо указывать
предмет госконтракта и описание объекта закупки, включающее в себя
функциональные, технические, качественные и при необходимости эксплуатационные
характеристики. Также необходимо предоставить экономическое и (или)
технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с
использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков,
исполнителей).
Кроме того, необходимо составить финансово-экономического
обоснование предложения об определении единственного исполнителя, предоставить
наименование заказчика и исполнителя, идентификационный номер налогоплательщика
и обоснование выбора такого исполнителя. Также нужно обосновать предполагаемый
срок осуществления закупки у единственного исполнителя.
По указу Владимира Путина единственные поставщики для госорганов будут определяться по-новому
Также нужно предоставить результаты проведенной заказчиком
проверки соответствия предполагаемого единственного исполнителя требованиям федерального
закона «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).
Необходимо предоставить информацию об исполнении
предполагаемым единственным исполнителем своих обязательств по госконтракту
лично или с привлечением субподрядчиков, соисполнителей, а также обосновать
необходимость их привлечения. Также нужно указать требование к объему исполнения
этим исполнителем обязательств по контракту лично, установленному в виде
процента от цены заключаемого с ним госконтракт, в случае привлечения к его
исполнению субподрядчиков, соисполнителей. Также должна быть указана информация
об источниках финансирования закупки.
Указом утверждается не только порядок приведения нормативных
баз в соответствии с новыми правилами, но и срок – три месяца. За этот период
Правительство и федеральные исполнительные органы должны привести свои акты в
соответствие с настоящим указом.
Как пишет «Интерфакс», предложения по совершенствованию
процесса определения единственных поставщиков были подготовлены Минфином в
начале 2019 г., в том числе акцент был сделан на обязательном обосновании для
принятия такого решения. Тогда же Минфин предлагал отдельным документом
уточнить, кто именно имеет право вносить обращение к Президенту с просьбой об
издании поручения Правительству об определении единственных поставщиков. В их
число предлагалось включить глав субъектов, председателя Правительства и его
заместителей, а также гендиректоров госкомпаний.
В подготовке заключения должны участвовать три ведомства
От отдельных инструментов до суперприложений: как развивался российский рынок коммуникационных сервисов
Второе заключение выдаст Минэкономразвития о соответствии
предложения об определении единственного исполнителям договора о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 г. по результатам оценки эффективности
осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства
госсобственности России или на приобретение на территории России объектов
недвижимого имущества в государственную собственность, а также оценки
реализации госпрограмм, федеральных целевых программ, национальных,
инвестиционных и иных проектов.
Третье заключение должна предоставить ФАС по результатам
оценки перспективы изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие
принятия решения о закупке у единственного исполнителя. Исключение делается
только в случае определение единственного поставщика в рамках гособоронзаказа.
«Российская газета» приводит мнение члена совета московского
отделения «Опоры России» Павла Зюкова.
Он считает, что указ «имеет своей целью пресечь действия недобросовестных
заказчиков по необоснованному определению единственных поставщиков в
конкурентных сферах, что лишь косвенно может повлиять на повышение прозрачности
системы госзакупок». Теперь у заказчика будет более сложный механизм
обоснования определения единственного поставщика при госзакупках, а каких-либо
предпосылок для облегчения доступа для малого и среднего бизнеса к участию в
госзаказе документ не несет.
Как сформировалось действующее право определять единственного
поставщика
«Российская газета» напоминает, что в июле 2016 г. был
подписан закон, обеспечивший Правительству право определять для госзакупок
единственного поставщика товара, который создается, модернизируется или/и
осваивается на территории России. Таким поставщиком может стать инвестор,
работающий по специальному инвестиционному контракту, или привлеченное этим
инвестором лицо. В этом же законе было прописано создание реестра таких
поставщиков в ЕИС по госзакупкам.
Спецконтракт заключается между инвестором, который
создает/модернизирует/осваивает какое-либо производство на территории России, и
Правительством. Соответственно, инвестор обязуется в течение контрактного срока
заниматься этим производством, а Правительство – стимулировать ту сферу
промышленности, к которой относится товар. Инвестором можно стать только на
определенных условиях. Во-первых, объем инвестиций должен превышать 3 млрд руб.,
во-вторых, страной происхождения товара должна быть Россия, и производить этот
товар на территории страны должно российское юридическое лицо.
Новые правила аккредитации и получения налоговых льгот для ИТ-компаний: что важно знать
Кроме того, по такому контракту поставщик может продавать не
более 30% от своей продукции. Для заказчиков ограничений нет – они могут
закупать все 100% требуемого товара у единственного поставщика. Для однотипных
товаров Правительство может выбрать нескольких поставщиков. Единственный
поставщик определяется по результатам конкурса, максимальный срок его контракта
составляет 10 лет. Принятый в июле 2016 г. закон разрешил регионам, которые
заключают спецконтракт с инвестором-поставщиком, требовать от него создания
нового производства на территории региона. За это инвестору положены льготы.
С 1 июля 2017 г. на сайте zakupki.gov.ru заработал реестр
единственных поставщиков – компаний, которые могут продавать товары государству
в обход тендера. В реестре представлены российские компании, так как речь идет
о товарах, производство которых создается или модернизируется и (или)
осваивается на территории России.
- Суть закупки у единственного поставщика
- Закупки малого объема
- Несостоявшаяся неконкурентная процедура
- Чрезвычайные ситуации
- Как проверяются контракты
закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.