Товарные весы
предназначены для взвешивания больших
масс грузов. Все они устроены на принципе
применения неравноплечих рычагов. В
соответствии с ГОСТ 11219-71 товарные весы
выпускаются со следующими пределами
взвешивания (в кг):
– шкальные – 50, 100,
200, 500, 1000, 2000, 3000, 6000;
– циферблатные –
60, 100, 150, 300, 600, 1000, 2000, 3000, 6000.
Весы товарные
шкальные РП-500Ш13 (рис. 3.7) – рычажно-механические
передвижные шкальные с визуальным
местным отсчетом, предназначены для
взвешивания различных грузов массой
от 25 до 500 кг.
Рисунок 3.7 – Схема
шкальных весов: 1 – платформа весов;
2 – большой подплатформенный рычаг;
3 – малый подплатформенный рычаг; 4 –
соединительная серьга; 5 – опорные
призмы большого рычага; 6 – опорные
призмы малого рычага; 7 – грузоприемные
призмы большого рычага; 8 – грузоприемные
призмы малого рычага; 9 – тяга, соединяющая
большой рычаг
с передаточным
рычагом; 10 – передаточный рычаг; 11 –
серьга, соединяющая передаточный рычаг
с коромыслом; 12 – стойка коромысла;
13 – коромысло; 14 – несъемные передвижные
гири
Весы состоят из трех
основных частей: грузоподъемного
устройства, весового рычажного механизма
и коромыслового указателя. Грузоприемная
металлическая платформа с помощью
четырех ножек опирается на подвижные
серьги грузоприемных призм платформенных
рычагов. Большой и малый рычаги соединены
между собой серьгой, опирающейся с
помощью опорных призм на подушки,
вмонтированные в станину весов. Конец
большого рычага с помощью призм, серег
и тяги соединяется с передаточным
рычагом, а последний – с коротким плечом
коромысла.
Передаточный рычаг
позволяет уменьшить массу передвижных
гирь. На коротком плече расположен
тарировочный груз для приведения
ненагруженных весов в равновесие. На
длинном плече коромысла имеется основная
шкала с дополнительной линейкой, по
которой перемещаются несъемные гири.
Цена деления шкал:
основной – 20 кг, дополнительный –
200 г. Имеются
подвижный и неподвижный указатели
равновесия. Для закрытия коромысла
весов служит арретир, расположенный
над неподвижным указателем равновесия.
На коромысле весов указываются год
выпуска весов, заводской номер, товарный
знак, наименьший и наибольший пределы
взвешивания и ставится поверительное
клеймо.
На стойке весов
имеется отвес, состоящий из цепочки с
подвешенным грузиком и заостренным
неподвижным стержнем. Если их острие
совпадают, значит, весы установлены
горизонтально.
Взвешивают товар
на шкальных весах при открытом арретире,
перемещая гири по основной и дополнительной
шкалам до совмещения подвижного указателя
с неподвижными, то есть до равновесия
коромыслового указателя. Затем закрывают
арретир и суммируют показания основной
и дополнительной шкал.
Циферблатные товарные
весы (рис. 3.8) предназначены для
автоматического уравновешивания массы
груза и определения массы по шкале
циферблата. Весы состоят из подплатформенного
устройства, промежуточного механизма
и циферблатного указательного прибора.
Подплатформенное устройство точно
такое же, как и у весов шкальных.
Промежуточный механизм состоит из
приемного 6 и основного 7 рычагов. Приемный
рычаг одним концом шарнирно соединен
с колонкой весов, другим с помощью тяги
исунок
3.8 – Схема товарных циферблатных весов:
1 – рама весов; 2 – большой подплатформенный
рычаг; 3 – малый подплатформенный рычаг;
4 – опорная стойка платформы; 5 – тяга;
6 – приемный рычаг; 7 – основной
рычаг промежуточного механизма; 8 –
тяга, соединяющая рычаги промежуточного
механизма; 9 – стойка, на которую опирается
основной рычаг; 10 – успокоитель колебаний
(демпфер); 11 – тарировочный груз; 12 –
тяга; 13 – запорное устройство (арретир);
14 – лента; 15 – грузоприемные кулачки;
16 – опорные кулачки; 17 – противовес
квадранта; 18 – вертикальные направляющие
рамы; 19 – планка; 20 – пружина; 21
– зубчатая рейка; 22 – шестерня; 23 –
стрелка; 24 – гидравлический затвор; 25
– корпус циферблатного указателя
8 – с основным рычагом
и тяги 5 – с концом большого подплатформенного
рычага. Основной рычаг опирается на
стойку и имеет тарировочный груз 11 и
масляный успокоитель 10. Промежуточный
механизм соединен с циферблатным
указательным механизмом, который состоит
из двух квадрантов. На одном плече
квадранта находится противовес 17, на
другом – опорный и грузоприемный
кулачки, охватываемые стальными лентами.
Каждый квадрант подвешен к чугунной
раме 18 на гибкой стальной ленте,
охватывающей поверхность опорного
кулачка 16. Грузоприемный кулачок 15
другой гибкой лентой соединен с тягой
12, которая проходит через гидравлический
затвор, предохраняющий циферблатный
механизм от попадания пыли и влаги.
Квадранты между собой и с зубчатой
рейкой 21 соединены планкой 19. Между
квадрантами расположена стрелка 23, на
ось которой посажена шестерня 22,
находящаяся в постоянном зацеплении с
зубчатой рейкой. При укладке товара на
платформу возникающие усилия через
подплатформенные рычаги и рычаги
промежуточного механизма передаются
на тягу и соединенные с ней стальные
ленты грузоприемных кулачков. Квадранты
поворачиваются вокруг свой оси (левый
квадрант – по часовой стрелке, правый
– против часовой стрелки). При этом
планка перемещается вверх, зубчатая
рейка заставляет шестерню вращаться,
и прикрепленная к ней стрелка
поворачивается, показывая на круговой
шкале результат взвешивания. Циферблатный
механизм весов размещен в корпусе,
остекленном с двух сторон. Цена деления
шкалы циферблата зависит от наибольшего
предела взвешивания весов. Есть такие
типы циферблатных весов (например,
РЦ-600Ц14), при взвешивании на которых
груза массой, превышающей значения
шкалы, применяются накладные гири, а в
специальном окне автоматически
устанавливаются цифры, соответствующие
массе наложенных условных гирь.
Циферблатные весы РП-100Ц24, РП-600Ц24 и др.
имеют датчик с дистанционной регистрацией
показаний. На таких весах можно вести
визуальное наблюдение за взвешиванием
и дистанционную регистрацию: на бумажной
ленте печатаются масса одного отвеса
и общий итог проведенных взвешиваний.
Устанавливают
товарные весы на ровной непрогибающейся
поверхности, в горизонтальном положении
по отвесу или уровню. Если поверхность
неровная, то под весы разрешается
подкладывать твердые пластины (деревянные,
металлические и др.). Подкладывают их
под ту сторону, куда отклоняется отвес.
Для устойчивости товарных весов, имеющих
колеса, под раму весов подводят бруски
с выдолбленными углублениями для колес.
Платформа весов
должна опираться на все четыре призмы
подплатформенных рычагов и совершать
плавные качания без перекосов и заеданий.
Равновесие ненагруженных весов проверяют
при открытом арретире. Если указатели
равновесия не стоят друг против друга,
то вращением тарировочного груза
добиваются равновесия. Коромысло весов
также должно совершать плавные качания
и самостоятельно приходить в равновесие.
Тарировочный груз закрепляют контргайкой,
чтобы не нарушить регулировки в процессе
взвешивания.
Товарные циферблатные
весы устанавливают в горизонтальное
положение по жидкостному уровню. Если
при этом стрелка не окажется на нуле,
регулируют весы с помощью тарировочного
груза, находящегося на основном рычаге
промежуточного механизма. Если стрелка
делает много колебаний, то вращением
крышки успокоителя добиваются остановки
стрелки после двух-трех колебаний.
Работу арретира проверяют, устанавливая
рукоятку в крайние положения – «Закрыть»
и «Открыть».
Для взвешивания
тяжелых грузов товарные весы устанавливают
стационарно, в специальном углублении
пола – приямке так, чтобы платформа
была на уровне пола. Это облегчает
укладку и снятие груза.
Перед взвешиванием
проверяют правильность установки и
равновесие ненагруженных весов. Перед
укладкой груза закрывают арретир.
Укладывают груз осторожно, не допуская
толчков и ударов. При взвешивании тяжелых
грузов в крупной таре (бочки, ящики и
т.п.) пользуются наклонными мостиками
(трамплинами). Верхний край трамплина
и край платформы должны быть на одном
уровне.
При взвешивании
единичных грузов, их укладывают на
середину платформы, а если груза много,
его равномерно размещают по всей
платформе. Груз, уложенный на платформу,
не должен свисать, касаться колонки
весов и других предметов.
При взвешивании на
шкальных весах сначала перемещают гирю
по основной шкале и добиваются равновесия
перемещением гири по дополнительной
шкале. Массу груза определяют, складывая
показания обеих шкал.
Взвешивание считается
законченным, когда указатели равновесия
сделают три-четыре колебания и установятся
на одном уровне. После этого закрывают
арретир, определяют массу груза и
осторожно снимают его, передвижные гири
сдвигают на нулевое положение.
Не разрешается
взвешивать на весах грузы, масса которых
меньше или больше установленных пределов
взвешивания, ставить гири на платформу
и определять массу груза вычитанием,
вскрывать тару и упаковывать товары на
платформе, оставлять груз на платформе.
Весы
настольные циферблатные РН-3Ц13 позволяют
взвешивать груз массой от 20г до 3кг без
использования гирь.
Особенности
устройства весов:
круглый двусторонний циферблат имеет
600 делений с ценой деления 5г. Рычажная
система представлена грузоприемным
рычагом, который нижней частью опирается
на конец главного рычага, а в верхней
части соединен со струной, удерживающей
его от опрокидывания. К грузоприемному
рычагу крепится квадрант, который
состоит из противовеса и призм, и служит
для уравновешивания груза, расположенного
на площадке весов.
Под
товарной площадкой находятся и масляный
успокоитель, и тарировочная камера.
Для
установки весов в горизонтальное
положение служат четыре винтовые ножки
и уровень. Для запирания рычажной системы
при транспортировке служит изолир, а
для исключения массы тары при взвешивании
товара в таре – тарокомпенсатор.
Весы
устанавливают в горизонтальное положение
по уровню. Для приведения рычажной
системы в рабочее состояние нужно ручку
изолира повернуть против часовой стрелки
до отказа. Кратковременным нажатием
руки на платформу выводят весы из
равновесия. После двух-трех колебаний
стрелка должна остановиться на нулевой
отметке. Если груз взвешивается в таре,
то вначале на товарную площадку
устанавливают тару (массой до 400гр.) и,
вращая ручку тарокомпенсатора против
часовой стрелки, устанавливают стрелку
весов на нулевое деление. Кладут товар
в тару. Весы покажут чистый вес товара.
По окончании взвешивания ручку
тарокомпенсатора возвращают в
первоначальное положение.
Весы товарные гирные рп-500г13 и шкальные рп-500ш13. Устройство, правила установки и взвешивания.
Товарные
весы предназначены для взвешивания
тяжелых и крупногабаритных грузов при
приемке и отпуске товаров. В торговле
применяют передвижные весы с наибольшими
пределами взвешивания от 50кг до 3т.
По
способу снятия показаний их подразделяют
на гирные, шкальные и циферблатные.
Товарные весы устроены по принципу
применения неравноплечих рычагов.
Наибольшее распространение находят
«сотенные» весы, т.е. с соотношением
плеч рычагов 1:100. На них груз массой в
100кг уравновешивается гирей в 1кг. К ним
относятся типы: РП – 500Г13, РП – 500Ш13, РП
– 500Ц13.
Весы
рычажно-механические передвижные с
визуальным местным отсчетом, предназначены
для взвешивания грузов массой от 25 до
500кг. Состоят из трех основных частей:
грузоприемного устройства, весового
рычажного механизма и коромыслового
указателя.
Грузоприемное
устройство
– металлическая платформа, которая при
помощи четырех ножек опирается на
подвижные серьги грузоприемных призм
платформенных рычагов. Большой и малый
рычаги соединены между собой серьгой,
которая при помощи опорных призм
опирается на подушки, что позволяет
платформе плавно качаться. Большой
рычаг через тягу соединяется с коротким
плечом коромысла, на котором расположен
тарировочный груз для приведения
ненагруженных весов в равновесие. На
длинном плече коромысла имеется основная
шкала с дополнительной линейкой, по
которой перемещаются несъемные гири.
Цена деления основной шкалы – 20кг,
дополнительной – 200г. Имеются подвижный
и неподвижный указатели равновесия.
Для закрытия коромысла весов служит
арретир. На коромысле весов указан год
выпуска весов, заводской номер, наименьший
и наибольший пределы взвешивания и
ставится поверительное клеймо. На стойке
весов имеется отвес, состоящий из цепочки
с подвешенным грузиком и заостренным
неподвижным стержнем. Если их острия
совпадают, значит, весы установлены
горизонтально.
Устройство
гирных (шкально-гирных) весов аналогично
устройству шкальных весов РП -500Ш13,
только вместо основной шкалы с
дополнительной линейкой, они имеют
гиредержатель (гиредержатель с
дополнительной шкалой).
Правила
взвешивания на товарных весах.
Перед взвешиванием товаров необходимо
убедиться, что весы установлены
горизонтально по уровню или отвесу и
сохраняют равновесие при открытом
арретире.
- Груз
укладывают на середину платформы, а
при большом его количестве размещают
равномерно. - Груз
не должен касаться посторонних предметов,
колонки весов или свисать с платформы. - Взвешивание
производят при открытом арретире. - Взвешивание
считается законченным, если после
двух-трех колебаний указатели равновесия
останавливаются на одном уровне. Арретир
закрывают и осторожно снимают груз. - Результат
взвешивания в зависимости от вида весов
определяется следующим образом:
РП
— 500Ш13 Масса груза = показания по основной
шкале + показания по дополнительной
шкале
РП
– 500Г13 Масса груза = масса гирь +
показания по шкале коромысла
- При
взвешивании необходимо соблюдать
пределы взвешивания. По окончании
взвешивания передвижные гири следует
сдвинуть на нулевое деление, а условные
гири снять с гиредержателя. - При
взвешивании тяжелых грузов в крупной
таре необходимо пользоваться трамплинами.
Запрещается вскрывать тару и упаковывать
товары на площадке весов, оставлять
груз на платформе. - При
взвешивании на гирных весах необходимо
пользоваться только условными гирями,
предназначенными для данных весов.
Цель
работы: Изучить
техническую характеристику, устройство,
взаимодействие основных частей,
произвести установку весов по уровню,
проверить равновесие ненагруженных
весов и при необходимости провести
тарирование их, произвести взвешивание
на весах, рассчитать количество весов.
Оборудование:
Весы РП-100Ш13, материал для взвешивания.
- Изучить
назначение, техническую характеристику,
устройство, принцип действия шкальных
весов. - Выполнить
экспериментальную часть работы
(рассчитать количество весов). - Ответить
на контрольные вопросы.
1. Изучить назначение,
техническую характеристику, устройство,
принцип действия шкальных весов.
1.1 Назначение и
область применения весов. Весы РП-100Ш13
предназначены для определения массы
при приеме и отпуске товара в магазинах
складах, предприятиях общественного
питания.
1.2. Техническая
характеристика весов. Заполнить таблицу
2.3. технической характеристики весов.
Таблица 2.3 –
Техническая характеристика весов
РП-100Ш13
Устройство весов
и взаимодействие основных частей изучите
с помощью схемы, приведенной на рисунке
2.3 и наглядных пособий, находящихся в
лаборатории (действующих весов, плакатов).
Рычажная система,
на которую опирается платформа 6, состоит
из двух рычагов 11 и 14 (укажите, какого
рода рычаги), соединенных между собой
серьгой 12. Концевая призма большого
платформенного рычага через серьгу
соединена с грузоприемной призмой
коромыслового указателя 4 (главный
рычаг, укажите, какого рода). Коромысловый
шкальный указатель имеет две шкалы —
основную и дополнительную, по которым
перемещаются гири. Весы снабжены
арретиром, тарировочными грузами и
уровнем.
1.4. Принцип действия
весов.
Принцип действия
весов основан на взаимодействии
подплатформенных рычагов с главным
рычагом. Нарисовать схему рычагов,
объяснить уравновешивание груза на
весах.
2. Правила эксплуатации
весов.
Установите весы
на рабочем месте с помощью уровня.
Откройте замки платформы. Установите
основную и дополнительную гири на
нулевую отметку. Откройте арретир,
проведите тарирование весов. Груз при
взвешивании помещайте и снимайте с
платформы при закрытом арретире, без
ударов и толчков. После взвешивания не
оставляйте весы под нагрузкой.
Пропускную
способность и количество весов определить
по формулам. Результаты
работы оформить отчетом, в который
включить: описание назначения, технической
характеристики, характеристики основных
узлов, принципа действия весов, правил
эксплуатации, рисунков, выводов по
работе.
1
– указатель равновесия; 2 – основная
шкала; 3 – грузоприемная призма;
4
– коромысло; 5 – дополнительная шкала;
6 – грузоприемная платформа;
7
– концевая призма коромысла; 8 – серьга;
9 – концевая призма большого
подплатформенного рычага; 10 – опорная
призма малого подплатформенного рычага;
11 – малый подплатформенный рычаг; 12 –
серьга;
13
– соединительные призмы; 14 – большой
подплатформенный рычаг;
15
– опорная призма большого подплатформенного
рычага
Рисунок
2.3 – Схема весов рычажных передвижных
шкальных РП-100Ш13
- Каково
назначение и область применения шкальных
весов? - На
каком принципе основаны шкальные весы? - Из
каких основных узлов состоят шкальные
весы? Объяснить их взаимодействие. - На
каком принципе основано устройство
весов? Объяснить уравновешивание груза
на весах. - Какие
правила эксплуатации необходимо
соблюдать при обслуживании весов? - Где
расположены поверительные клейма на
весах? Какие обозначения на клейме? - Как
рассчитать пропускную способность
весов? - Как
рассчитать количество весов? - Какие
преимущества и недостатки шкальных
весов?
Кто поверяет Весы товарные шкальные (РП-500Ш13м (г. Бобруйск), РП-1Ш13м (г. Бобруйск), РП-2Ш13м (г. Армавир), РП-3Ш13м (г. Кокчетав))
Весы – измерительный прибор, позволяющий определять вес груза. На различных предприятиях, торговых точках, в супермаркетах, ресторанах, столовых используются различные модели торговых весов: настольные, со стойкой, электронные с возможностью печати этикеток. Чтобы выбрать подходящее оборудование, необходимо ориентироваться в классификации весов. Рассмотрим данный вопрос более подробно, чтобы выбор весов был для вас простым.
Классификация торговых весов
Весы, применяемые для взвешивания различных видов продукции, отличаются по принципу функционирования, способу установки, месту монтажа, типу отсчета и снятия итоговых показаний и другим признакам. В зависимости от этого существуют различные классификации измерительных приборов:
- по конструкционным особенностям;
- по уровню и характеру автоматизации;
- по частоте манипуляций;
- по разновидности указателя;
- по виду грузоприемника;
- по способу монтажа и размещения;
- по отсчету результата;
- по характеру снятия итогов;
- по особенностям дисплея;
- по виду датчика;
- по типу сканера;
- по возможности синхронизации с внешними устройствами;
- по источнику питания;
- по комплектации.
По конструкционным особенностям весовое оборудование делится на электромеханическое и стандартное рычажное. Особой популярностью пользуются современные модели с тензометрическими датчиками. Они принимают усилие размещенного на платформе груза, фиксируют показатель, трансформируют его в электросигнал. Поэтому в электронных моделях устанавливается преобразователь и виброчастотный датчик.
По уровню автоматизации весы бывают механические, полуавтоматические, а также полностью автоматические.
По частоте производимых операций оборудование бывает дискретного действия (для работы с повторяющимися циклами взвешивания), единичного (показания снимаются после каждого этапа), непрерывного (подходит для жидкости и сыпучих материалов).
По разновидности указательного механизма измерительное оборудование может быть: шкальное, гирное, циферблатное, шкально-гирное, оптическое, циферблатно-гирное, электронное, индикаторное).
По способу размещения выделяют модели стационарные, универсальные настольные, удобные передвижные, надежные напольные, встроенные, а также врезные. Стационарное оборудование после установки переместить без демонтажа не получится. Передвижные модели удобны, когда весы нужно перевозить, к примеру, на выездной торговле. Настольные весы, как правило, надежно фиксируются на прилавке. Встроенные – монтируются в различные приборы или внутри транспортного средства, врезные устанавливаются так, чтобы их платформа была на уровне с покрытием пола.
По типу грузоподъемника весоизмерительная техника подразделяется на платформенную и лотковую, также существуют бункерные модели.
По характеру отсчета результата – визуальные и с оформлением в виде документов. В первом случае показания выводятся на дисплей или циферблат, во втором – показания распечатываются на этикетке или чеке.
По методу снятия результата весоизмерительное оборудование бывает с местным и дистанционным механизмом.
Остальные виды классификации обусловлены дополнительными свойствами. Так, по конструкционным характеристикам датчика весы могут быть виброчастотными и тензометрическими. По разновидности дисплея: ж/к, светодиодными, флюоре-, люминесцентными.
По возможности подсоединить внешние устройства оборудование может быть с интерфейсом (специальным разъемом), без интерфейса. Некоторые модели весов могут синхронизироваться с кассой, сервером, принтером.
По источнику питания оборудование может работать от сети 220 В, с подключением с помощью адаптера, от автономной сети, от системы универсального типа, предполагающей подключение и от переменного, и от постоянного тока. Здесь оказывают влияние возможностей того или иного производства.
Комплектация весоизмерительного оборудования также может быть разной: весы-касса, весы с термопечатью чеков, весы-сканер-касса-ПК.
Индексация торговых весов
Каждой модели и разновидности весоизмерительного оборудования, которое эффективно применяется в торговле, присваивается свой буквенно-цифровой индекс. Такая индексация торговых весов отображает технические характеристики конкретного оборудования и условия эксплуатации.
При этом 1-ой идет буква, описывающая устройство техники (Т, Р — тензометрические весы, рычажные). 2-ой буквенный показатель определяет способ установки оборудования (П, Н, С – передвижные, настольные, стационарные).
Далее идет цифра – НПВ (максимально допустимый вес). Если грузоподъемность весов до 1000 кг – показатель указывается в килограммах, если более – в тоннах. Далее буквенное обозначение говорит о типе указателя: Ш, Г, Ц — шкальные, гирные, циферблатные. Число 1 или 2 после этой буквы показывает характер отсчета: зрительный или документальный соответственно. И, наконец, последняя цифра 3 или 4 –снятие отсчета (местный или дистанционный).
Индекс, как правило, размещается на корпусе или циферблате весового оборудования. Например:
РС10Ц13 – рычажные стационарные весы, максимальный предел взвешивания составляет 10 кг, циферблатные, с визуальным типом отсчета, местным отображением показаний.
РП500Г13 – рычажные передвижные весы, максимальный предел взвешивания составляет 500 кг, гирные, с визуальным типом отсчета, снятие результатов – местное.
ВТНт10Д14 – электронные тензометрические весы, настольные торговые, максимальный предел веса – 10 кг, отсчет визуальный, снятие показаний дистанционное.
Иногда в конце добавляется дополнительная буква, которая указывает на особенные характеристики оборудования: М, Б – платформа малая либо большая, А – автомобильные и др. Например:
РС800Ц24А – рычажная стационарная модель весов, максимальный предел взвешивания – 800 кг, циферблатные, документальная регистрация итогов, передача результата дистанционная, автомобильные.
Зная классификацию весов и умея расшифровывать индексацию, вы без труда выберете нужную модель в широком ассортименте продукции. А наши специалисты всегда готовы помочь и проконсультировать вас по интересующим вопросам.