Обеспечение исполнения контракта по 44 фз в 2021 году

Обеспечение исполнения контракта по 44 фз в 2021 году ТЭК

Требование предоставить обеспечение в закупках не новое. ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ обновляет требования для участников закупок с 2022 года.

Участие в госзакупках может принести организации выгодные контракты. Но прежде предстоит разобраться в процедуре, а также запастись некоторым количеством свободных денежных средств. Они понадобятся для того, чтобы внести обеспечение заявки. Если же поставщик станет победителем процедуры, придется потратиться и на обеспечение исполнения контракта.

  • Что изменилось в закупках по 44-ФЗ?
  • Изменения, планируемые в закупках по 44-ФЗ

За последние три месяца в законную силу вступило несколько новых правил в закупках по 44-ФЗ. Некоторые из них начнут действовать с 1 июля, а другие чуть позже.

Частью 64.1 ст. 112 Закона, введенной в апреле 2022 года и измененной в ноябре 2022 года установлено, что могут не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. Правило не применяется только в случае, если предусмотрена выплата аванса и при этом в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.

Итак, базовые понятия обеспечения исполнения контракта, и правила обеспечения исполнения контракта, которые временно (до 31.12.2) применяются с учетом ч. 64.1. ст. 112 Закона. Обязательное применение обеспечения контракта только, если выплачивается аванс без казначейского сопровождения

В целях стимулирования должника к исполнению и повышения гарантии выполнения им обязательств в гражданском праве применяются специальные меры по обеспечению исполнения обязательств. Они состоят в дополнительном обременении должника на случай неисполнения, резервирования имущества, за счет которого может быть произведено исполнение или возложение исполнении обязанностей вместо должника на третье лицо.

применяются 5 видов : 4 – к участнику, 1 – к обеим сторонам):

1) обеспечение заявки;

2) обеспечение контракта;

3) обеспечение гарантийных обязательств;

4) обеспечение обязательств сторон по контракту (заказчика и поставщика) – неустойка;

5) антидемпинговые обеспечительные меры.

Случаи, когда требовать обеспечение контракта не обязательно

Закупка электронным запросом котировок за исключением случаев, установленных п. 2 «б» ч. 10 ст. 24 Закона (продукции, которая закупается из-за расторжения контракта по ч. 9, ч. 15 ст. 95 Закона).

Закупка у единственного поставщика по п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона в случае, если правовыми актами, указанными данными пунктами, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения.

Закупка у единственного поставщика по пунктам 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44, 45, 46, 51-53, 55-58, 59 ч. 1 ст. 93 Закона. Исключение – закупка в электронной форме по ч. 12 ст.93 Закона.

Закупка у единственного поставщика по п. 47, п. 48 и контрактом не предусмотрен аванс.

Контрактом предусмотрено казначейское сопровождение (ч. 6.1 ст. 96 Закона).

Поставщик — казенное учреждение.

Закупаются услуги по предоставлению кредита.

Заключается контракт на независимую гарантию (актуально для участников закупки — бюджетных учреждений и ГУП, МУП).

Закупка для СМП и СО НКО и участник подтвердил опыт работы по контрактам. Сведения участник представляет с учетом следующих правил:

— информацию берет из реестра контрактов;

— необходимо представить 3 контракта, которые участник исполнил без неустоек;

— правопреемство не учитывается;

— засчитывают контракты, которые участник исполнил в течение 3 лет до даты подачи заявки;

— сумма цен 3 контрактов – не меньше НМЦК (максимального значения цены контракта).

(части 8 и 8.1 ст. 96 Закона).

В следующей статье мы рассмотрим правила применения обеспечения исполнения контракта.

Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:

Обеспечение исполнения контракта по 44 фз в 2021 году

Вопросы можно задать

Обеспечение исполнения контракта по 44 фз в 2021 году

Обеспечение исполнения контракта по 44 фз в 2021 году

С какого числа действует и каким документом изменили

Отдельными строками в план-график вносите закупки у едпоставщика, лекарства по назначению врача, закупки с лотами, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением и строительство, реконструкцию, капремонт

Отдельной строкой в план-график, кроме тех, которые были, вносите закрытые закупки и закупки по кредитам. А также малые электронные закупки

С 1 января 2021 года
Изменили

постановление от 30.09.2019 № 1279постановление от 06.08.2020 № 1193

С 1 апреля 2021 года

В плане-графике указываете номер соглашения о субсидиях

В итоговой строке больше не указываете номер соглашения о субсидиях

С 1 января 2021 года
Изменили постановление от 30.09.2019 № 1279
(постановление от 06.08.2020 № 1193)

Не детализируете финобеспечение по коду объекта строительства или имущества

Детализируйте объем финобеспечения по коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества

С 1 июля 2021 года
Изменили постановление от 30.09.2019 № 1279
(постановление от 07.11.2020 № 1799)

Порядок, по которому изменения вступают в силу, был прописан в самом изменяющем документе

Изменения по планированию, определению поставщиков, контролю, мониторингу, аудиту вступают в силу с 1 января года, следующего за тем, в котором приняли изменяющий документ

С 1 января 2021 года
Изменили часть 5 статьи 2 Закона № 44-ФЗ
(Закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

Комиссия проверяет участника на предмет незаконных вознаграждений по своему желанию

Комиссия обязана проверять, не давал ли участник незаконных вознаграждений за два года до закупки

С 1 января 2021 года
Изменили часть 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ
(Закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

Закупки у едпоставщика

Избирательные комиссии могут закупать у едпоставщика ТРУ для общероссийского голосования с апреля до 31 декабря 2020 года

Избирательные комиссии больше не могут закупать ТРУ у едпоставщика, в связи с тем, что срок действия пунктов закончился

С 1 января 2021 года
Убрали пункты 6, 7
и 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (Закон от 27.02.2020 № 27-ФЗ)

Заказчики закупают только бумажными малыми закупками у едпоставщика до 600 тыс. руб.

Заказчики будут закупать электронными малыми закупками у едпоставщика с НМЦК до 3 млн руб.

С 1 апреля 2021 года
Начнет действовать новая часть 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (часть 3.1 статьи 2 Закона № 449-ФЗ)

Информационного обеспечения у электронных малых закупок с НМЦК до 3 млн руб. между ЭТП и ЕИС нет

Предварительные предложения, которые участники электронных малых закупок разместили на ЭТП, будут видны и в ЕИС

С 1 октября 2021 года
Начнет действовать новая часть 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (пункт 2 статьи 2 Закона № 249-ФЗ)

Максимальная НМЦК для запроса котировок — 500 тыс. руб., закупать можно в пределах 10 процентов от СГОЗ и не более 100 млн руб.

НМЦК для запроса котировок увеличат до 3 млн руб., уберут верхнюю границу в 100 млн руб., ограничение 10 процентов от СГОЗ останется

С 1 апреля 2021 года
Начнет действовать новая статья 82.1
Закона № 44-ФЗ, статьи 82.2–82.6
утратят силу (пункт 1 статьи 2 Закона № 249-ФЗ)

Запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок

Запрос котировок можно будет отменить не позднее чем за час до окончания срока подачи заявок

С 1 апреля 2021 года
Изменили часть 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ
(Закон № 449-ФЗ)

Про торги:  Отзывы сотрудников ООО «РН-СтройКонтроль»

Закупки среди СМП и СОНКО

До 31 декабря 2020 года при проведении закупок среди СМП и СОНКО можно не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта (гарантийных обязательств), если не предусмотрена выплата аванса

С 2021 года действует обычный режим обеспечения исполнения контракта
и гарантийных обязательств для СМП. ОГО можно не устанавливать, ОИК устанавливаете от цены контракта

С 1 января 2021 года
Действует часть 64 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (статья 11 Закона № 98-ФЗ)

Актирование – приемка товара в электронной форме

При приемке товаров все документы готовили в бумажной форме

Заказчик обязан принимать товары и оформлять приемку в электронной форме

Квотирование – обязательная доля закупок у отечественного производителя

Можно закупать как у иностранного, так и у отечественного производителя товары в любом объеме

Закупаете с учетом минимальной доли в процентах по перечню товаров у отечественного производителя в 2021 году и сдаете ежегодный отчет

С 1 января 2021 года
Действует часть 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ
(Закон № 249-ФЗ)

Содержание
  1. Изменения, планируемые в закупках по 44-ФЗ
  2. Осуществлять закупку продукции и получать услуги СМИ у единственного поставщика разрешат всем госзаказчикам
  3. Будет произведена корректировка правила нацрежима в части товаров
  4. Что изменилось в закупках по 44-ФЗ?
  5. С 14 мая федеральные заказчики обязаны производить оплату за 10 дней
  6. С 11 июня уменьшилось число банков, в которых участникам закупок можно открыть спецсчета
  7. С 1 июля упраздняется требование к поставщикам указывать в заявке ИНН своих учредителей
  8. С 1 июля изменяются правила включения в РНП
  9. С 5 июля 2021 года подать жалобу в ФАС можно через ЕИС
  10. Произошли изменения правил осуществления закупок конкретных товаров или услуг
  11. Обеспечение исполнения контракта
  12. Обеспечение заявки (ОЗ)
  13. Гарантийные обязательства
  14. Возврат и утрата обеспечения заявки
  15. Обеспечение исполнения контракта (ОИК)

Изменения, планируемые в закупках по 44-ФЗ

В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

  • не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.

С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:

  • до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • до 10 рабочих дней — при остальных закупках.

Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

Осуществлять закупку продукции и получать услуги СМИ у единственного поставщика разрешат всем госзаказчикам

В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:

  • печатные или электронные издания;
  • доступ к этим электронным изданиям.

При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.

Будет произведена корректировка правила нацрежима в части товаров

Согласно предложению Минпромторга планируется осуществление корректировки правил нацрежима по Постановлению правительства № 616, что приведёт к тому, что часть «запрещёной» продукции будет переведена в перечень продукции с ограниченным доступом. Таким образом, из списка «запретных» товаров будут исключены:

  • текстильные ткани;
  • обувь и одежда;
  • телекоммуникационное оборудование.

При этом часть товарных групп запретят закупать у иностранных производителей, а именно:

  • мостовые и козловые краны;
  • пассажирские лифты;
  • промышленные кондиционеры.

При этом будут расширены основания для произведения закупки товаров из перечней постановления № 616 без ограничений — у единственного поставщика. Заказчики смогут купить любой товар, при условии, что:

  • закупается 1 единица товара стоимостью не выше 300 тыс. руб.;
  • закупается совокупность таких товаров, а их суммарная стоимость менее 1 млн руб., за исключением ряда продукции.

Кроме того, упразднится данный запрет и при наступлении необходимости экстренной или аварийной закупки. При закупке подтверждение страны теперь будет производиться не выпиской из реестра, а просто номером. В некоторых случаях в составе заявки достаточно включить декларацию о стране происхождения товара.

Что изменилось в закупках по 44-ФЗ?

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 заказчики федерального уровня и подведомственных учреждений обязаны включать в контракт новое условие — возможность подписания электронного вида документа о приёмке в ЕИС. Список ведомств включает в себя такие организации как, например, МВД РФ, Управление делами президента, ФСИН и т.д.

С 14 мая федеральные заказчики обязаны производить оплату за 10 дней

Данное правило вводится нормами Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667. Однако, имеется исключение – контракты, которые заключены с целью обеспечения безопасности государства и обороны страны.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Подробнее читайте Установлен предельный срок оплаты государственных контрактов

Кроме того, текст Постановления утверждает новый срок оплаты по контрактам, исполняемым в декабре 2021 года:

  • ​В случае, если срок исполнения контракта с 1 по 20 число включительно, то заказчик обязан произвести оплату не позже, чем за 1 рабочий день до конца года. При этом допускается использование денежных лимитов на текущий год, а при оплате в следующем году – новые лимиты.
  • В случае, когда срок исполнения контракта приходится на период с 21-го по 31-е число последнего месяца года включительно, то оплату производят в следующем году в пределах лимитов на следующий год.

С 11 июня уменьшилось число банков, в которых участникам закупок можно открыть спецсчета

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2021 и № 1707 от 24.07.2021 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

С 1 июля упраздняется требование к поставщикам указывать в заявке ИНН своих учредителей

Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.

С 1 июля изменяются правила включения в РНП

Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.

Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.

Про торги:  Тендеры площадки тэк торг

С 5 июля 2021 года подать жалобу в ФАС можно через ЕИС

Подать жалобу можно как на заказчика, так и на его комиссию или же на уполномоченный орган. Для подачи жалобы необходимо быть участником электронной закупки, зарегистрированным в системе.

При этом следует учитывать, что:

  • Заполнение формы жалобы производится автоматически, достаточно указать только идентификационный код закупки;
  • Правильность заполнения и соблюдение сроков также носят автоматический характер;
  • Все поданные жалобы и принятые по ним решения автоматически вносятся системой в Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок.

Произошли изменения правил осуществления закупок конкретных товаров или услуг

Согласно новым правилам, запрещается в одном контракте или лоте объединять медицинские изделия разных видов в соответствии с номенклатурной классификацией из Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Была введена предельная НМЦ, в случае её превышения, закупка медицинских изделий одним лотом невозможна. Отмечается, что размер предельно допустимой цены напрямую зависит от прошлогодней суммы закупок этого лекарства:

  • Если потратили менее 50 млн рублей, НМЦ = 600 000 руб.
  • От 50 до 100 млн рублей, НМЦ = 1 млн руб.
  • Более 100 млн — 1,5 млн руб.

Обеспечение исполнения контракта

Участник, который одержал победу в закупке, перед заключением контракта обязан внести обеспечение его исполнения. Это тоже страховка для заказчика, но теперь уже от того, что поставщик не исполнит условия контракта или сделает это ненадлежащим образом. Что касается формы обеспечения исполнения контракта, то это могут быть денежные средства или банковская гарантия.

Если участник не внесет обеспечение контракта в установленный срок, то будет считаться уклонившимся от исполнения своих обязательств. Срок внесения обеспечения контракта зависит от того, каким способом определялся поставщик. Самый длинный срок — 20 дней — установлен для запроса котировок. Отсчет следует вести с того дня, когда был подписан протокол рассмотрения и оценки заявок. Если поставщик определялся открытым конкурсом, то на внесение обеспечения контракта у него есть 10 дней. Исчисляется этот срок со дня размещение в ЕИС протокола рассмотрения и оценки конкурсных заявок. А вот если поставщик победил в электронном аукционе, действовать придется оперативнее. На внесение обеспечения у него есть всего 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта заказчиком. Следует учесть, что срок исчисляется не в рабочих, а в календарных днях.

Обратите внимание: все условия о внесении обеспечения исполнения контракта должны быть включены в его проект. И еще один важный момент — у заказчика нет права подписать контракт с победителем закупки до тех пор, пока тот не внесет обеспечение.

На основании части 8 статьи 96 закона 44-ФЗ, обеспечение контракта не вносится в случаях:

  • если поставщик является государственным или муниципальным казенным учреждением;
  • если предметом закупки выступают услуги по предоставлению кредита;
  • если ГУП, МУП либо бюджетное учреждение заключает контракт на выдачу банковской гарантии.

Напоследок совет поставщикам: готовьте обеспечение контракта заранее. Это касается как банковской гарантии, так и денежных средств. Ведь если вы не уложитесь в отведенный законом срок, это повлечет для вас негативные последствия.

Обеспечение заявки (ОЗ)

ОЗ – гарантия того, что участник подпишет контракт, если победит в закупке. Подобное обеспечение должны предоставить все участники на этапе подачи заявки (есть ряд исключений).

Участник предоставляет ОЗ:

Обеспечение, предоставляемое в виде денежных средств на специальном счёте, заблокируют на этапе участия в закупке. После завершения торгов, если участник не победил, денежные средства разблокируют в полном объёме; если победил, спишут сумму в размере 1% от НМЦК закупки (максимум — 5 тыс. руб.), а остаток от обеспечения разблокируют.

С 2022 года участник сможет подать заявку, только если у него есть установленное заказчиком обеспечение. До конца 2021 года участник сразу направляет заявку, и потом, до окончания срока подачи заявок, денежные средства зачисляются на специальный счёт (либо выпускается банковская гарантия), а затем она включается в реестр.

В Законе № 44-ФЗ прописаны требования к размеру ОЗ: от 0,5% до 5% от НМЦК. В этом диапазоне заказчик самостоятельно устанавливает точный размер обеспечения в конкретной закупке.

Если НМЦК не превышает 1 млн рублей, заказчик может не устанавливать обеспечение заявки. Если ранее данное основание было закреплено в отдельном нормативном правовом акте, то с 2022 года оно указано в Законе № 44-ФЗ.

ОЗ, если НМЦК не превышает 20 млн рублей:

ОЗ, если НМЦК свыше 20 млн рублей:

С 2022 года обеспечение заявки составит:

  • 0,5% от НМЦК предоставляют предприятия УИС, организации инвалидов с учётом минимального размера обеспечения
  • не предоставляют обеспечение заявок государственные, муниципальные учреждения

Подача заявки с предоставлением обеспечения в виде денежных средств автоматически подтверждает согласие участника закупки на блокировку денежных средств на специальном счёте в размере обеспечения заявки.

Если участник закупки для обеспечения заявки выбрал независимую гарантию, ему нужно учесть особенности её получения. С 2022 года можно использовать только независимую гарантию: банковская гарантия упраздняется.

Процесс получения и использования независимой гарантии отличается от порядка работы с банковской гарантией. Рассмотрим особенности независимой гарантии:

  • банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ (банк должен быть обязательно включён в перечень банков на сайте Минфина)
  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), которые являются участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса по ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и соответствуют установленным Правительством РФ требованиям
  • Евразийский банк развития (если участник закупки – юрлицо, зарегистрированное на территории государства — члена ЕЭС, кроме РФ, или физлицо, являющееся гражданином государства — члена ЕЭС, кроме РФ)

Российский участник закупки, чтобы получить независимую гарантию, может обратиться организации 3-ёх типов. Иностранный (евразийский) участник – в Евразийский банк развития.

Чтобы получить независимую гарантию, необходимы дополнительные расходы, чтобы организовать работу комиссии уполномоченной организации и оплатить выдачу гарантии. Такие расходы участнику закупки не возместят. Но, если поставщик вносит денежное обеспечение на специальный счёт и становится победителем закупки, эта сумма будет полностью разблокирована.

  • она должна содержать обязательные реквизиты, включая идентификационный код закупки
  • срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве ОЗ, составляет не менее 1-го месяца с даты окончания срока подачи заявок
Про торги:  ПАО "АКЦИОНЕРНАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "БАШНЕФТЬ"

Участник должен самостоятельно проверять информацию, необходимую для включения в независимую гарантию, ещё на этапе проекта. Если обнаружены несоответствия информации требованиям ст. 44 Закона № 44-ФЗ, исполнителю нужно обратиться в организацию, которая занималась выпуском гарантии.

Обратите внимание: сведения о независимых гарантиях включаются в закрытый реестр независимых гарантий. Информация будет доступна участнику в личном кабинете ЕИС.

Гарантийные обязательства

Гарантийные обязательства фактически являются частью ОИК.

Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) устанавливается в размере до 10% от НМЦК закупки. Участник предоставляет ОГО на выбор:

  • в виде денежных средств на счёт заказчика
  • в виде независимой гарантии до проведения приёмки по контракту или до проведения приёмки по конкретному этапу контракта

ОИК, включая положения о предоставлении данного обеспечения с учётом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и ОГО не применяются в случае:

  • Заключения контракта с казённым учреждением.
  • Осуществления закупки услуги по предоставлению кредита.
  • Заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта, предмет которого – выдача независимой банковской гарантии.

Участник закупки должен ориентироваться в требованиях, указанных в извещении, проекте контракта и своевременно предоставлять все обеспечения, которые предусмотрены закупочной процедурой.

Возврат и утрата обеспечения заявки

Заказчик не осуществляет возврат независимой гарантии, предоставленной, чтобы обеспечить заявку на участие, лицу или гаранту.

Взыскание по независимой гарантии производят, если:

Если в закупках, проводимых в течение 1-го календарного квартала на одной электронной площадке по 3-ём и более заявкам одного участника закупки, комиссии по закупам решили, что заявки не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки, отдельным основаниям, указанным в итоговом протоколе (непредоставление документов, несоответствие участника закупки требованиям), то:

  • осуществляется перечисление в бюджет заблокированных на спецсчёте участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой 3-ей такой заявки
  • или предъявляется требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой 3-й такой заявки

Фактически участники уже работают в таком порядке, но требования закона теперь распространяются на 3-кратное отклонение по 2-м частям заявок в течение 1-го квартала на одной ЭТП.

  • Участник закупки отозвал заявку.
  • С участником закупки заключён контракт.
  • Отменена закупка.
  • Получено решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком от контрольного органа в сфере закупок.
  • Получено решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта. По ст. 104 Закона № 44-ФЗ при включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков из-за его уклонения от заключения контракта, заказчик должен предъявить ему требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, которая была предоставлена участником для обеспечения заявки.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК)

На этапе заключения контракта от участника могут потребовать предоставить ОИК – гарант того, что участник закупки, ставший победителем, исполнит условия контракта.

ОИК предоставляется так же, как и ОЗ, — на выбор: в виде денежных средств или в виде независимой гарантии (в виде банковской гарантии до 2022 года). Размер ОИК устанавливается в диапазоне 0,5% – 30% от НМЦК (стандартный вариант), но, если закупка проводится среди СМП и СОНКО, обеспечение устанавливается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт.

Если участники из числа СМП, СОНКО подтвердят свою добросовестность (даже если по закупке применяются антидемпинговые меры), они вправе не предоставлять ОИК и обеспечение гарантийных обязательств.

Подтверждение добросовестности участника закупки – наличие информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками, которая подтверждает исполнение данным участником в течение 3-ёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-ёх контрактов (с учётом правопреемства), исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пени). При этом цена 1-го из таких контрактов должна быть не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В остальных случаях участники предоставляют ОИК, если оно установлено, денежными средствами или независимой (банковской) гарантией.

При выборе обеспечения:

  • в виде денежных средств участник должен до подписания контракта перечислить необходимую сумму на счёт заказчика. Рекомендуем перечислять сумму заранее, выделяя на операцию 1 банковский и 1 рабочий день
  • в виде гарантии убедитесь, что гарантия включена в реестр на момент подписания контракта. Срок действия гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, обеспечиваемых такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на 1 месяц.

ОИК, перечисленное в виде денежных средств, заказчику необходимо вернуть в срок:

  • не позднее 15-ти дней при закупке для СМП и СОНКО
  • не позднее 30-ти дней при закупке на общих основаниях с момента исполнения поставщиком своих обязательств по договору

В процессе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ ОИК и/или предоставить заказчику взамен ранее предоставленного новое меньшего размера, если он уже исполнил часть своих обязательств. Зачастую участнику актуально заменить денежное обеспечение на гарантию.

Серьезность своих намерений бороться за контракт поставщики должны подтвердить внесением обеспечения заявки. После окончания процедуры закупки добросовестным ее участникам эти средства будут возвращены. Для заказчика это своеобразная страховка от того, что поставщик нарушит правила игры. Ведь если он уклонится от заключения контракта, обеспечение заявки ему не вернут.

Обеспечение аукционной заявки имеет принципиальное отличие от конкурсной. При участии в конкурсе поставщик может выбрать сам вариант предоставления обеспечения: денежные средства на счет заказчика либо банковская гарантия. В случае проведения открытого аукциона выбора у участников нет — обеспечение заявки блокируется в личном кабинете поставщика на ЭТП, которая проводит закупку. Если аукцион закрытый, то действуют те же правила, что и для конкурса.

Оцените статью
ТЭК Торги