В первом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» 2019 года наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец рассказала о двух новых постановлениях Правительства РФ, внёсших изменения в правила выбора органом МСУ организации для управления домами. Подробнее читайте в статье.
- До 2019 года в конкурсе побеждала УО с наибольшим по стоимости количеством работ и услуг
- С 2019 года в конкурсе побеждает УО с наименьшим размером платы за перечень услуг
- При несостоявшемся конкурсе орган МСУ самостоятельно назначает УО из составленного перечня
- УО может удалиться из перечня, только получив назначение на дом от муниципалитета
- Взять на заметку
- Как выбрать управляющую организацию
- Суды о проведении открытого конкурса
- Конкурс по выбору управляющей организации
- Общие положения
- Основания для проведения открытого конкурса
- Порядок проведения открытого конкурса
- Организация проведения открытого конкурса
- Заключение договора управления многоквартирным домом
- Структура официального сайта по торгам torgi. gov
- Помощь и обучение по работе с официальным сайтом торгов
До 2019 года в конкурсе побеждала УО с наибольшим по стоимости количеством работ и услуг
Речь идёт о двух декабрьских постановлениях Правительства РФ: от 14.12.2018 № 1541 и от 21.12.2018 № 1616. Оба изменяют процедуру выбора управляющей организации для многоквартирных домов.
До вступления их в силу орган МСУ как организатор открытого конкурса по выбору УО сам устанавливал размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Управляющие организации, подавая заявку на участие в отборе, автоматически соглашались обслуживать дом по предложенной муниципалитетом цене.
Например, открытый конкурс по управлению несколькими домами в Ленинградской области выиграла УО, предложившая дополнительные работы и услуги общей стоимостью 999 квадриллионов 999 триллионов 999 миллиардов 999 миллионов 999 тысяч 999 рублей. АС Санкт-Петербурга и ЛО по делу № А56-10392/2014 не нашёл при этом нарушений.
Орган МСУ мог пойти и другим путём: самостоятельно установить размер стоимости дополнительных работ и услуг. Но в таком случае, если стоимость была известна заранее, участники заявляли максимальную цену, а победителем становился тот, кто принёс заявку первым.
Оспаривание результатов конкурса по выбору управляющей организации
С 2019 года в конкурсе побеждает УО с наименьшим размером платы за перечень услуг
ПП РФ № 1541 с 1 января 2019 года изменило подход к отбору управляющих организаций на открытом конкурсе. Во-первых, из документа убрано понятие «дополнительный перечень работ». Теперь есть только один основной перечень работ и услуг. Его утверждает организатор конкурса.
Во-вторых, победителем признается та компания, которая предлагает выполнить указанный перечень за наименьший размер платы. То есть участники конкурса теперь предлагают не сделать больше работ за одинаковую стоимость, а выполнить конкретный перечень работ и услуг за меньшие, чем другие УО, деньги. Побеждает тот, кто предложил наименьший размер платы.
При этом, согласно п. п. 59, 76–78 ПП РФ № 75 в редакции ПП РФ № 1541:
1. Участники отбора могут пошагово снижать размер платы на 0,1%, но не более, чем на 10% от начальной цены. В ином случае проводится новый конкурс, на котором начальная цена рассчитывается заново.
2. Если на конкурс никто не заявился, то стоимость работ и услуг повышается на 10%, но не выше муниципального тарифа более чем в 1,5 раза.
3. Если сразу несколько участников предлагают одинаковый минимальный размер платы, победителем конкурса признается участник, подавший заявку на участие -в конкурсе первым.
Также с 1 января 2019 года появились два новых требования к участникам конкурса:
- отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчётных периода, подтверждённое актами сверки либо решением суда;
- и отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года
При несостоявшемся конкурсе орган МСУ самостоятельно назначает УО из составленного перечня
Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 изменило порядок определения управляющей организации для домов, по которым конкурс не состоялся из-за отсутствия участников. Согласно новым правилам ПП РФ № 1616, в таком случае управляющую организацию назначает орган местного самоуправления.
- решает, какой перечень работ и услуг и за какой размер платы будет выполнять управляющая организация исходя из минимального перечня и установленного органом МСУ тарифа;
- назначает управляющую организацию, которая будет это делать.
УО выбирается из особого перечня, в который попадают компании, подавшие соответствующую заявку, а также все компании, которые начиная с 1 января 2019 года участвуют в любом открытом конкурсе по отбору управляющей организации (п.п. 52, 53 ПП РФ № 75).
Организации включаются перечень в хронологическом порядке: по дате заявления или дате составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Сформированный перечень размещается в ГИС ЖКХ.
УО может удалиться из перечня, только получив назначение на дом от муниципалитета
Согласно п. 8 ПП РФ № 1616, при определении управляющей организации для управления многоквартирным домом орган МСУ выбирает из перечня ту, которая управляет наименьшим количеством домов, переданных ей ранее в управление согласно нормам ПП РФ № 1616.
То есть сравнивается не общее количество домов в управлении, а только количество тех домов в управлении, которыми компания управляет на основании решения о выборе её в качестве управляющей из перечня.
Если 2 и более управляющие организации управляют на основании выбора их из перечня равным количеством домов, орган МСУ выбирает УО, которая находится в списке впереди остальных претендентов.
Подать заявку об исключении из перечня УО может только в том случае, если взяла в управление хотя бы один дом на основании выбора её органом МСУ из перечня (п. 8 ПП РФ № 1616).
Как провести собрание собственников по выбору УО в новостройке
Взять на заметку
Два новых постановления Правительства РФ изменили подход к выбору управляющих организаций для многоквартирных домов:
- где собственники не выбрали или не реализовали форму управления,
- от которых отказались управляющие организации,
- по которым открытый конкурс по выбору УО не состоялся.
В рамках проведения конкурса больше не учитывается перечень дополнительных услуг УО: победителем становится та организация, которая готова выполнять утверждённые муниципалитетом работы и услуги за наименьшую плату.
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №RT17112200015
Начальная максимальная цена, руб.
● Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/ сооружений/помещений и прилегающих территорий филиалов ПАО «Ростелеком», расположенных на территории Сибирского федерального округа Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/ сооружений/помещений и прилегающих территорий филиалов ПАО «Ростелеком», расположенных на территории Уральского федерального округа
прием заявок до 30 ноября 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №RT20102200026
● Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/ сооружений/помещений и прилегающих территорий филиалов ПАО «Ростелеком», расположенных на территории Уральского федерального округа
Найдено в документах ● Производственное здание гаражного типа для обслуживания ЛКСС. — 1 шт
прием заявок до 30 сентября 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №RAD000-22000183100061
цена не указана
● Оказание услуг по круглосуточной эксплуатации и техническому обслуживанию лифтов, установленных в здании Ижевского МСЦ
Найдено в документах ● Оказание услуг по круглосуточной эксплуатации и техническому обслуживанию лифтов, установленных в здании Ижевского МСЦ — 12 усл ед
прием заявок до 4 августа 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №COM20022300094
● Электронный аукцион по продаже недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Воронежской области и закрепленного на праве оперативного управления за бюджетным учреждением здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» Часть жилого дома со встроенным нежилым помещением – Запрудненский ФАП, назначение: нежилое, площадь: 86,6 кв.м, этаж № 1, кадастровый номер: 36:13:0800002:206, адрес (местоположение): Воронежская область, Каширский район, с. Запрудское, ул. Ленина, д. 26А/1.
прием заявок до 21 марта 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №РН30205036
● 2/23-УД Оказание услуг по обслуживанию административных зданий ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ АО «КНПЗ»
Найдено в документах ● Услуги по обслуживанию помещений комплексные
прием заявок до 7 марта 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №475908
● Оказание услуг, связанных с организацией и проведением обучения по программе повышения квалификации «Расчет тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения: практика и нововведения»
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №РН30205305
● Оказание газоспасательных услуг (1/24-УПБиОТ)
Найдено в документах ● Затраты на содержание служебных помещений: — 1 шт
прием заявок до 6 марта 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №ГП326391
● Возмездное оказание услуг по приему, учету, хранению и выдаче товарно-материальных ценностей на Складах «Харб: Площадка складирования ТМЦ», «Центральный склад СРМ»
Найдено в документах ● В случае привлечения Подрядчиком/Субподрядчиком в целях выполнения договорных объёмов работ транспорта, спецтехники или оборудования с водительским и/или обслуживающим персоналом третьих лиц (включая субподрядные организации) на основе договора аренды без соответствующего согласования с Заказчиком, Подрядчик уплачивает Заказчику штраф из расчёта указанной суммы за каждый объект аренды, не согласованный в установленном порядке, в размере — 1 шт
прием заявок до 5 марта 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №РН30205123
● Оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, оборудования, зданий и помещений
прием заявок до 3 марта 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №РН30206740
● Запасные части для транспортных средств марки ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ для региона Республика Башкортостан на 2024 год
Найдено в документах ● Прокладка крышки корпуса клапана управления — 1 шт
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №476483
● 12-02-2023 Оказание услуг по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты зданий
прием заявок до 2 марта 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №РН30205976
● Запчасти автомобильные доп. перечень на 2024г.
прием заявок завершен 1 марта 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №5352445
● Закуп сантехнических материалов для ООО «Абзаково»
Найдено в документах ● Смеситель Frap F4101-2 или F4101-1, для кухни высокий излив. Назначение: для кухни (мойки). Управление рычажное. Материал корпуса-латунь. Покрытие-хром. Вид излива- традиционный. Запорный клапан- керамический картридж. Особенности- аэратор. Монтаж- горизонтальный.. Количаство монтажный отверстий-1. — 5 усл ед
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №COM07022300106
● Проведение открытого аукциона 01-ОА/2023 на право заключения договора аренды объекта федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ «НПО» Тайфун» на праве оперативного управления Передача за плату во временное владение и пользование (в аренду) нежилых помещений №№:1, 8-15, 17–20, 28, 30–33 общей площадью 346,4 м², находящихся в федеральной собственности РФ и закрепленных за ФГБУ «НПО «Тайфун» на праве оперативного управления, расположенных по адресу: Калужская обл., г.Обнинск, ул. Королева, 6, Здание 1-Б (главный корпус), 6-й этаж.
прием заявок завершен 28 февраля 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №474015
● Оказание услуг по очистке кровли зданий участка по обслуживанию комплекса «Энергетик» от снега и сосулек 2023г.
Найдено в документах ● Оказание услуг по очистке кровли зданий участка по обслуживанию комплекса «Энергетик» от снега и сосулек 2023г. — 1 шт
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №ГП326247
● Выполнение проектно-изыскательских работ на объекте: Восточно-Тазовское месторождение. Объекты добычи. Куст скважин 1. Скважины №№1136, 1137, 1138.
прием заявок завершен 27 февраля 2023
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №2550773
● Оказание услуг по содержанию и обслуживанию гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Щёлково
Найдено в документах ● Оказание услуг по содержанию и обслуживанию гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Щёлково / Оказание услуг по содержанию и обслуживанию гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Щёлково — 1 шт
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №RT17022300026
● Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/сооружений/помещений и прилегающих территорий Макрорегионального филиала «Центр» в Московской области ПАО «Ростелеком» Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/ сооружений/помещений и прилегающих территорий Макрорегионального филиала «Центр» в Московской области ПАО «Ростелеком»
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №2550456
● Оказание услуг (выполнение работ) по содержанию жилых помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением МБУ Прогресс-Рошаль (Г2)
Найдено в документах ● оказание услуг (выполнение работ) по содержанию жилых помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением МБУ Прогресс-Рошаль — 1 шт
Закупка на управление МКД и услуги ЖКХ №2550457
● Оказание услуг (выполнение работ) по содержанию жилых помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением МБУ Прогресс-Рошаль (Г3)
ФАС РФ проанализировала действующее законодательство и сложившуюся судебную практику и делится своим мнением: когда нужно проводить конкурс по выбору управляющей организации.
Управление МКД от застройщика до выбора способа управления
Как выбрать управляющую организацию
Организация, управляющая МКД, должна обеспечить благоприятные и безопасные условия для проживания в доме, содержать общее имущество и решать вопросы пользования им (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Орган местного управления устраивает открытый конкурс по выбору управляющей организации, если:
- за один год собственники помещений не выбрали способ управления,
- не реализовали принятое решение.
Открытый конкурс проводится и когда до окончания срока действия договора управления МКД, который заключили по результатам открытого конкурса, не выбрали способ управления этим домом или не реализовали принятое решение.
Не проводить открытый конкурс можно только в одном случае: если собственники до дня проведения конкурса выбрали способ управления МКД и успели реализовать своё решение.
Получается, в такой ситуации у собственников, чья доля составляет меньше 50% от общего числа собственников, нет возможности выбрать управляющую организацию самостоятельно, без проведения открытого конкурса.
Порядок проведения конкурса описан в постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 – конкурс проводится в форме торгов. Такой конкурс потому и называется открытым, что обеспечивает равноправие управляющих организаций – каждая может претендовать на управление МКД.
Читайте, какие документы нужно отнести в ГЖИ, после того как вы начали управлять МКД
Суды о проведении открытого конкурса
Суды поддерживают позицию по проведению открытого конкурса. Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23.05.2016 N Ф05-5150/2016 по делу N А40-102529/15 приходит к выводу, что, когда доля собственников в праве общей собственности менее 50 %, управляющая организация выбирается на открытом конкурсе. После с ней заключается договор управления.
Более того, если в доме, где доля государства в праве общей собственности на общее имущество больше 50 %, не были проведены торги по выбору управляющей организации, это можно расценивать как нарушение Закона о защите конкуренции.
Этой же позиции придерживается Верховный Суд РФ (определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 305-КГ16-7957 по делу N А40-108228/2015).
Как переоформить лицензию на управление МКД?
Конкурс по выбору управляющей организации
Ещё один интересный вопрос касается грамотного использования юридических терминов. Есть позиция, согласно которой нужно разделять понятия «более 50 % жилых помещений» и «все жилые помещения» из частей 1, 2 ст. 163 ЖК РФ.
Сторонники этой точки зрения считают, что проводить открытый конкурс по выбору управляющей организации не обязательно, если все жилые помещения находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Закон напрямую указывает, что конкурс необходим, если доля государства в праве общей собственности больше 50 %, но не 100%.
ФАС РФ эту позицию не поддерживает. Ведомство считает, что проводить открытый конкурс по выбору управляющей организации необходимо даже когда все жилые помещения в МКД находятся в собственности у государства. Своё мнения ФАС РФ подкрепляет судебной практикой.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2014 по делу N А45-6115/2013 можно найти вывод о том, что управлять МКД, где доля государства в праве общей собственности 100 %, можно только по результатам открытого конкурса. А если конкурс не состоялся, то без его проведения.
Если не провести открытый конкурс, это приведёт к ограничению конкуренции управляющих организаций, то есть нарушит ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Поэтому необходимо проводить открытые торги в домах, где доля государства в праве общей собственности на общее имущество в МКД больше 50 %, в том числе 100 %.
Об этом свидетельствуют судебные акты:
Деятельность УК 10 сентября 2015
Необходимость, порядок и сроки проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. О правилах проведения и процедуре конкурса и поговорим.
Общие положения
Основанием для проведения открытого конкурса служит ст. 162 ЖК РФ. При этом следует помнить, что собственники помещений в МКД правомерны провести собрание по выбору способа управления своим домом до и во время проведения открытого конкурса, пока не объявят его победителя.
Участником конкурса может стать ИП или юридическое лицо. Предметом конкурса выступает право заключения договора управления МКД. Объектом торгов является стоимость обязательных и дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Победителем открытого конкурса станет та управляющая компания, которая за указанный организатором размер платы предложит наибольший объём работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Здесь нужно отметить, что согласно последним изменениям в Правилах проведения открытого конкурса по выбору УК, закреплённым в Постановлении Правительства РФ от 04.03.2015 № 191, в конкурсной документации должен содержаться список дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту с требованиями к объёмам, качеству и периодичности их выполнения. Организатор конкурса самостоятельно определяет расчётную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.
Как управлять многоквартирными домами-новостройками
Основания для проведения открытого конкурса
Открытый конкурс по выбору управляющей компании для управления МКД проводится, если:
- Не проводилось собрание жильцов по этому вопросу.
- Собрание проводилось и решение жильцов принято, но не реализовано.
- По прошествии 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся собрания жильцов повторное не проводилось или проводилось, но решение на нем не было принято.
- Большинство жильцов МКД не заключило договоры по ст. 164 ЖК РФ.
- Жильцы не отправили в соответствующий орган документы, необходимые для государственной регистрации специального потребительского кооператива.
- Не заключены договоры управления по ст. 162 ЖК РФ.
- Построен новый МКД и выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию.
Порядок проведения открытого конкурса
Если открытый конкурс проводится в отношении новостройки, то, согласно ч. 13 ст. 161 ЖК РФ, в течение 20 дней с момента выдачи разрешения на ввод её в эксплуатацию орган местного самоуправления размещает информацию о его проведении на официальном сайте. В течение 40 дней со дня информирования о торгах организатор проводит конкурс.
В течение 10 дней с момента проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает всех жильцов о его результатах и об условиях договора управления МКД. Жильцы должны заключить данный договор с избранной управляющей компанией. Договор управления заключается индивидуально с каждым жильцом. Собственники помещений выступают стороной заключаемого договора, если они составляют свыше 50% от общего числа жильцов МКД.
Также открытый конкурс по выбору управляющей компании проводится, если у предыдущей управляющей компании решением суда аннулирована лицензия на основании рассмотрения заявления органа ГЖН. Согласно ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса, в 15-дневный срок со дня получения уведомления от органа ГЖН об аннулировании лицензии орган местного самоуправления созывает собрание жильцов МКД для решения вопроса о выборе способа управления. Если на общем собрании не принято решение, или оно не проведено, или не набрался кворум, то проводится открытый конкурс.
Инструкция по проведению ОСС в форме очно-заочного голосования
Организация проведения открытого конкурса
Организатор открытого конкурса за 5 рабочих дней до информирования о его проведении должен определить состав и порядок работы конкурсной комиссии, создать её и назначить председателя, а также утвердить протокол. Организатор конкурса может одновременно создать несколько постоянно действующих комиссий, которым выдаются полномочия сроком на 2 года.
В извещении о проведении конкурса содержатся:
- основание со ссылкой на нормативные правовые акты;
- название и реквизиты организатора;
- характеристика конкурсного объекта;
- перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту;
- размер платы за содержание и ремонт общего имущества;
- перечень коммунальных услуг, предоставляемых УК;
- адрес официального сайта;
- срок, место и порядок предоставления конкурсной документации и заявок на участие;
- место, дата и время рассмотрения заявок и вскрытия конвертов с заявками;
- место, дата и время проведения конкурса;
- размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Не позднее чем за 25 дней до начала вскрытия конвертов с заявками от участников организатор открытого конкурса должен оповестить о дате его проведения:
- всех собственников и нанимателей помещений в МКД;
- всех принявших помещения от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию по передаточному акту или другому документу о передаче.
Для того, чтобы стать участником открытого конкурса, нужно подать заявку по форме. Срок подачи заявок составляет 25 дней. Приём заявок прекращается непосредственно перед началом вскрытия конвертов.
Заявка на участие в конкурсе содержит:
- Название, организационно-правовую форму, юридический и почтовый адрес, выписку из ЕГРЮЛ — для юридического лица.
- ФИО, паспортные данные, место регистрации, выписку из ЕГРИП — для ИП.
- номер телефона;
- документ, подтверждающий правомочность участника на осуществление действий от имени юридического лица или ИП;
- реквизиты банковского счета;
- документы (заверенные копии), подтверждающие соответствие участника установленным конкурсным требованиям:
- О внесении средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
- О соответствии участника требованию, установленному пп. 1 п. 15 настоящих Правил.
- Бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
Заключение договора управления многоквартирным домом
Победитель открытого конкурса в течение 10 рабочих дней с момента утверждения протокола конкурса предоставляет организатору подписанный им проект договора управления МКД. А в течение 20 дней с этого же момента он должен передать подписанные им проекты договора управления МКД жильцам для подписания указанных документов с их стороны. Если победитель не осуществит этот алгоритм действий в указанный срок, то будет считаться уклонившимся от заключения договора управления МКД.
Основные условия договора управления МКД
В таком случае шанс стать победителем предоставляется другому участнику конкурса с наибольшим после победителя объёмом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД за назначенную организатором плату. Если и этот участник за указанный период времени не успеет предоставить подписанный договор управления, то организатор вправе через суд заставить его выполнить свои обязательства. Если победитель является единственным участником конкурса, то в случае его уклонения от своих прямых обязанностей, организатор вправе через суд заставить его заключить договор управления МКД или, в противном случае, взыскать с него возмещение убытков.
Torgi.gov.ru — официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по аренде и продаже государственного и муниципального имущества, земельных участков, недр, природных ресурсов, реализации имущества должников. Виды торгов на официальном сайте, контакты технической поддержки, помощь по работе с сайтом.
Перейти на официальный сайт торгов
» Torgi.gov.ru официальный сайт торгов
Официальный сайт торгов torgi.gov.ru был определен Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 и начал работу 1 января 2013 года.
В отличие от официального сайта по госзакупкам, где размещаются закупки товаров, работ и услуг (тендеры), на официальный сайт torgi.gov.ru публикует имущественные торги российского государства.
На сайте можно найти торги по 17 группам. Просмотр извещений и документации по торгам доступен без дополнительной оплаты и регистрации. Сами торги проводятся на электронных торговых площадках, где нужно пройти аккредитацию и подать заявку, чтобы выиграть электронные торги.
Официальный сайт торгов РФ обслуживается Минэкономразвития и Минсвязи РФ. Поддержку сайта торги гов осуществляет ПАО Ростелеком.
С января 2013 по ноябрь 2019 года на сайте torgi.gov.ru было объявлено более 3 млн. торгов на сумму более 900 триллионов рублей.
- 440 тыс. торгов по аренде и продаже земельных участков
- 436 тыс. торгов по аренде, владению и пользованию имуществом
- 219 тыс. торгов по продаже государственного и муниципального имущества
- 181 тыс. торгов по реализации имущества должников
- 112 тыс. торгов по отбору управляющей компании
- 86 тыс. торгов по аренде лесных участков и продажа лесных насаждений
Далее с большим отрывом по количеству лотов идут торги по пользованию участками недр, рыболовству, охоте, водопользованию, размещению рекламных конструкций.
Минимальное количество торгов было проведено по продаже объектов электроэнергетики, а по одному из видов торгов – лицензиям на оказание услуг связи, так и не было объявлено ни одного лота.
Структура официального сайта по торгам torgi. gov
Сайт содержит следующие разделы:
Помощь и обучение по работе с официальным сайтом торгов
Официальный сайт торги гов слабо развивается. Так, новости сайта обновляются раз в полгода, а техническая и функциональная составляющие оставляют желать лучшего.
Если вы испытываете сложности при работе с официальным сайтом торгов, мы готовы оказать помощь, провести обучение, предложить сопровождение электронных торгов.
ФАС России в связи с поступающими запросами территориальных органов по вопросу, связанному с обязанностью органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее — МКД), в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в МКД составляет более чем пятьдесят процентов, проведя анализ практики, сложившейся в антимонопольных органах по данному вопросу, а также проанализировав судебную практику, считает необходимым сообщить следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в МКД составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно положениям части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Как указано выше, положениями части 2 статьи 163 ЖК РФ прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления проводить открытый конкурс при выборе управляющей организации для заключения договора управления многоквартирным домом в случае, если доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в таком доме составляет более чем пятьдесят процентов.
Следовательно, в случае, если доля физических лиц – собственников жилых помещений в доме составляет менее 50% от общего числа собственников, то физические лица лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований. При этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен статьями 161-162 ЖК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и заключается в осуществлении публичных процедур путем проведения торгов (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 № Ф05-3784/2016 по делу № А40-108228/2015).
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75.
В силу абзаца 1 пункта 39 Правил проведения открытого конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
ЖК РФ для случаев, в которых собственники помещений в многоквартирном доме не могут самостоятельно выбрать способ управления таким многоквартирным домом, а именно в силу наличия менее 50% голосов, с целью соблюдения прав собственников установлен особый порядок выбора управляющей организации, с использованием публичных процедур, обеспечивающий равный доступ на рынок управления многоквартирными домами всех заинтересованных хозяйствующих субъектов с соблюдением принципов состязательности и публичности.
Согласно пункту 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Суды (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-5150/2016 по делу №А40-102529/15) делают вывод о том, что системный анализ вышеуказанных норм жилищного законодательства свидетельствует о том, что в случае, когда собственники помещений не обладают квалифицирующим большинством, выбор способа управления многоквартирным домом, производящийся с участием публичного собственника, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.
Любое иное участие публичного образования в управлении многоквартирным домом, например, участие в общем собрании собственников, тождественно самостоятельному принятию решения. Указанные действия публичного образования свидетельствуют о реализации принадлежащих ему прав в целях поддержки конкретного хозяйствующего субъекта (предоставления преимущества).
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), муниципальная преференция — предоставление органами местного самоуправлении, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которое приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем пятьдесят процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции (см. Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 № 305-КГ16-7957 по делу № А40-108228/2015).
3. Частью 1 статьи 163 ЖК РФ предусмотрено, что порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
На практике встречается позиция, в соответствии с которой необходимо различать понятия «более чем пятьдесят процентов жилых помещений» и «все жилые помещения», которые содержатся в частях 1, 2 статьи 163 ЖК РФ. Указанная позиция основана на том, что данные понятия имеют существенное значение при рассмотрении вопроса об обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации. Так, по мнению сторонников данной позиции, при нахождении всех жилых помещений в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования проведение конкурса в силу прямого указания закона не предусматривается, а в случае нахождения в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования более 50% (но не 100%) помещений уже указывается на необходимость проведения конкурса.
По мнению ФАС России, которое находит свое подтверждение в судебной практике (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2014 по делу № А45-6115/2013), управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется также только путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, следовательно, такое бездействие свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В случае, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, договоры управления многоквартирными домами, в которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов (в том числе 100 процентов), могут быть заключены только по результатам открытого конкурса.
Данный вывод ФАС России подтверждается, в том числе следующими судебными актами: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.05.2013 по делу № А28-4213/2012, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2016 № Ф02-3403/2016 по делу № А78-9711/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2015 № Ф03-4585/2015 по делу № А73-15305/2014, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2015 № Ф07-6440/2015 по делу № А56-60300/2014.
Рассмотрен вопрос об обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору организации для управления многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в доме составляет более 50%. В частности, указано следующее.
Если доля физлиц — собственников жилых помещений в доме составляет менее 50% от общего числа собственников, то они лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований. При этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75. Проводятся торги.
Если орган местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более 50% в праве общей собственности на общее имущество в доме) выбрал управляющую компанию без проведения торгов, то такие действия являются предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту в отсутствие на то законного основания. Это не соответствует Закону о защите конкуренции.
Также отмечено, что договоры управления многоквартирными домами, в которых доля Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество составляет более 50% (в т. ч. 100%), могут быть заключены только по результатам открытого конкурса.