- Аукцион по продаже муниципального имущества
- Продажа имущества, находящегося в оперативном управлении
- Списание имущества.
- Сдача имущества в аренду.
- Сдача в аренду без торгов.
- Проведение торгов.
- Особенности для автономного учреждения.
- Продажа имущества.
- Использование земельных участков.
- Ограничения в распоряжении отдельными видами имущества.
- Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.
- Аренда имущества образовательных организаций.
- Проведение торгов на право заключения договора аренды.
- Срок сдачи в аренду.
Аукцион по продаже муниципального имущества
Аукцион — самый распространенный способ приватизации муниципального имущества.
Приватизировать на аукционе можно только то имущество, в отношении которого покупатель не должен выполнить каких-либо условий. Есть и другие важные условия для такой приватизации.
Чтобы провести аукцион, нужно разместить информационное сообщение об этом на своем сайте и на www.torgi.gov.ru.
Неполнота информации в этом сообщении чревата отменой результатов аукциона.
Вместе с заявками участники представляют задатки. Их нужно вернуть проигравшим, а победителю засчитать в счет оплаты.
За нарушения порядка аукциона на любой из его стадий вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Проводите аукцион, чтобы продать (пп. 1 п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона о приватизации):
- недвижимость (кроме земельных участков без зданий);
- движимое имущество, кроме обращенного в собственность муниципального образования или унаследованного им;
- доли в ООО;
- акции, если вы не собираетесь проводить специализированный аукцион.
Все это имущество можно выставлять на аукцион, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.
Чтобы можно было провести аукцион:
- имущество должно быть в плане приватизации;
- решение об условиях приватизации должно предусматривать аукцион в качестве способа приватизации. Решением также определяется форма подачи предложений (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).
Информационное сообщение об аукционе разместите на своем сайте и на www.torgi.gov.ru
не менее чем за 30 дней до аукциона. На это указано в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о приватизации, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909.
Укажите в информационном сообщении следующее (п. п. 4 — 6 ст. 18 Закона о приватизации, п. 6 Положения о продаже государственного и муниципального имущества на аукционе):
- описание имущества, достаточное, чтобы его идентифицировать (адрес, кадастровый номер, площадь, назначение, этажность и т.д.). Если имущество аварийное, указывайте и этот факт. Неточное описание объекта либо неуказание на то, что имущество аварийное, может привести к тому, что суд признает недействительными аукцион и договор по иску победителя (п. 2 ст. 449 ГК РФ);
- срок приема заявок (не меньше 25 дней с даты публикации сообщения);
- размер задатка, который вносят участники аукциона (20% начальной цены);
- шаг аукциона, то есть величину, на которую участники будут постепенно увеличивать цену предложения (не более 5% начальной цены);
- порядок внесения и возврата задатков, включая реквизиты счета;
- указание на то, что сообщение является публичной офертой для договора о задатке;
- прочие обязательные сведения.
Если не разместить информационное сообщение хотя бы в одном из источников или указать в нем не всю информацию, то суды могут признать недействительными результаты аукциона и договор купли-продажи, заключенный по ним.
В этом случае нужно вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Принимайте заявки в двух экземплярах. К ним прилагаются документы с их описью. Они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью претендента-юрлица на каждом листе (п. 2 ст. 16 Закона о приватизации).
На каждом экземпляре заявки поставьте ее номер, а также дату и время принятия. Один верните заявителю. Регистрируйте заявки в журнале приема заявок.
Заявки принимаются в течение всего срока их подачи, который вы указали в информационном сообщении. Заявки, поданные по истечении срока, верните под расписку.
Примите задатки одновременно с заявками. При этом договор о задатке считается заключенным, когда претендент подал заявку и перечислил задаток (п. п. 6 — 9 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).
Если до конца приема заявок претендент отзовет свою заявку, верните ему задаток в течение пяти дней с даты отзыва. Если он отзовет ее после истечения срока приема, то верните задаток в течение пяти дней после окончания аукциона (п. п. 9, 13 ст. 18 Закона о приватизации).
Рассмотрите заявки в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока их приема. Оформите результаты протоколом о признании претендентов участниками аукциона. В него внесите (п. 11 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе):
- перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов;
- перечень отозванных заявок;
- имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона и не допущенных к участию в аукционе с указанием оснований отказа.
За неправомерный отказ вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а аукцион признать недействительным. Это означает, что и заключенный на нем договор тоже будет недействительным и придется вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167, ст. 449 ГК РФ).
Обратите внимание, что, если с документами, которые представил заявитель, нет описи, это не основание отказать в допуске, а вот если на документах претендента-юрлица нет печати, отказать можно.
Аукцион с одним участником признается несостоявшимся (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). В этом случае по своему выбору продавайте имущество посредством публичного предложения либо проводите повторный аукцион (Определение ВАС РФ от 11.01.2007 N 15795/06 по делу N А58-5118/05).
Вручите претендентам уведомление о допуске (недопуске) к аукциону под расписку или заказным письмом. Также разместите информацию об отказе в допуске на www.torgi.gov.ru и на своем сайте. На все это у вас есть один рабочий день с даты оформления протокола о признании претендентов участниками аукциона (п. п. 11 — 14 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).
Верните задатки в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. За просрочку предусмотрены пени (п. 16(1) Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).
Если у вас аукцион с открытой формой подачи предложений, назначьте из своих работников уполномоченного представителя. Также назначьте или наймите аукциониста (пп. «к» п. 3 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).
Определяйте победителя по правилам п. 15 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.
При закрытой форме подачи предложений аукционист не нужен, поскольку участники подают предложения о цене в запечатанных конвертах (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). Победителя в этом случае определяйте по правилам п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.
Итоги оформите протоколом в двух экземплярах. В нем укажите итоговую цену. Один экземпляр вручите победителю в день аукциона (п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе). За нарушение этих требований вас могут оштрафовать по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Продажа имущества, находящегося в оперативном управлении
Вы должны провести оценку такого имущества в двух случаях:
- если продаете его арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства, который имеет преимущественное право на покупку (ч. 3 ст. 4 Закона N 159-ФЗ);
- если на продажу требуется согласие собственника (ч. 1, 2 ст. 8 Закона об оценочной деятельности).
Для этого заключите договор с оценщиком или оценочной организацией. Это нужно сделать:
- казенному учреждению или предприятию по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);
- бюджетному учреждению по Закону N 223-ФЗ, если у него есть положение о закупках и услуги оценщика оплачиваются небюджетными средствами (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
- бюджетному учреждению по Закону N 44-ФЗ в остальных случаях (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
- автономному учреждению по Закону N 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона об оценочной деятельности.
По результатам оценки исполнитель обязан предоставить отчет об оценке. Цена, указанная в нем, является рекомендуемой для определения начальной цены торгов и считается достоверной в течение шести месяцев (ст. ст. 11, 12 Закона об оценочной деятельности).
Типового договора купли-продажи государственного или муниципального имущества нет. Возможно, такой договор утвердил ваш учредитель. Если нет, то укажите в проекте договора как минимум следующее:
- реквизиты решения собственника о согласии на продажу имущества. Если такого решения пока нет, оставьте пустую строку;
- условия, которые покупатель должен выполнить, если проводится конкурс, и неустойку за их нарушение;
- ссылку на охранное обязательство, если продается объект культурного наследия.
Если казенное предприятие продает недвижимость арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства, оно дополнительно также должно указать условия, подтверждающие преимущественное право покупателя (ч. 11 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).
Во всем остальном договор должен соответствовать общим правилам Гражданского кодекса РФ о купле-продаже и продаже недвижимости.
Имущество АУ: правила распоряжения (часть 1)
Имущество, находящееся у государственных и муниципальных учреждений (в том числе автономных) в оперативном управлении, может стать значимым источником дополнительного дохода либо затратным бременем. В предыдущих номерах журнала мы рассмотрели вопросы, касающиеся права собственности на имущество АУ, использования, изъятия этого имущества, а также согласования распоряжения им с его собственником. Теперь остановимся на особенностях списания, сдачи в аренду и продажи.
Списание имущества.
Под списанием в основном понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств (в том числе физического или морального износа) либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения (например, если объект похищен).
Правила списания имущества могут быть разными. Рассмотрим в качестве примера основные положения документа, действующего в Хабаровском крае (см. сноску 2 к настоящей статье).
1. Краевым автономным учреждениям нужно согласовывать с учредителем списание только недвижимого, особо ценного движимого имущества, а также имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эту цель. Другое имущество, приобретенное учреждением на доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ), учреждение списывает самостоятельно, направляя учредителю соответствующее уведомление.
Списание имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения.
2. Списанию подлежит следующее имущество, относящееся к объектам основных средств и интеллектуальной собственности:
- изношенное по истечении установленных сроков эксплуатации и (или) непригодное для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
- изношенное до истечения установленных сроков эксплуатации и (или) непригодное для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
- морально устаревшее, если оно не может быть реализовано за плату или передано для дальнейшего использования другим учреждениям, предприятиям, организациями либо в муниципальную собственность;
- утраченное, уничтоженное или пришедшее в негодность в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций;
- утраченное, уничтоженное или пришедшее в негодность в результате хищения, недостачи, порчи, повлекших выбытие имущества либо полную или частичную утрату им своих потребительских свойств, а также вследствие невозможности установления его местонахождения;
- объекты недвижимого имущества, признанные аварийными, подлежащие сносу;
- объекты, подлежащие сносу или демонтажу в целях создания объектов капитального строительства путем нового строительства.
При этом амортизация, начисленная в размере 100% стоимости имущества, может служить основанием для списания только в случае, если имущество не пригодно для дальнейшей эксплуатации.
3. Определяют непригодность имущества к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность проведения его восстановительного ремонта, собирают и оформляют необходимую документацию для списания, а также принимают решение об этом постоянно действующие комиссии по списанию краевого имущества, созданные в учреждениях. Данные комиссии готовят пакет документов по установленному перечню и направляют его в краевой отраслевой орган госвласти (при списании движимого имущества) или краевой орган власти по управлению государственным имуществом (при списании недвижимости) для согласования действий. В указанных органах власти согласование также осуществляют специально созданные комиссии.
4. Средства, полученные автономными учреждениями от реализации списанного имущества, остаются в их распоряжении.
Сдача имущества в аренду.
Но из этого правила есть исключения (см. п. 1 – 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Сдача в аренду без торгов.
Так, без конкурса и аукциона имущество автономного учреждения можно сдать в аренду:
- государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам;
- другим государственным или муниципальным учреждениям;
- некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям и фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья;
- медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, автономное учреждение здравоохранения может без торгов сдать коммерческой медицинской организации площади в аренду для размещения специализированного медкабинета);
- адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
- для размещения объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).
Доход, полученный автономным учреждением от сдачи в аренду имущества, не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение.
Обратим внимание, что в число исключений входит случай, когда имущество сдается на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев. Это, в частности, позволяет учреждению без конкурса и аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.
Отдельные исключения предусмотрены в отношении имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Сюда относятся и автономные образовательные учреждения. Их имущество сдается в аренду без конкурсов или аукционов в случае заключения договоров:
1) с медицинскими организациями – для охраны здоровья своих обучающихся и работников;
2) с предприятиями общественного питания – для создания необходимых условий для организации питания своих обучающихся и работников;
3) с физкультурно-спортивными организациями – для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
- деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
- договором аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственным обществам по договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, по истечении срока действия договор с арендатором, надлежаще исполнившим свои обязанности, заключается на новый срок без проведения торгов, если иное не установлено договором. При этом в силу ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции одновременно должны соблюдаться такие условия:
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять три года (уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора).
Если продано недвижимое имущество АУ, полученные средства должны направляться в бюджет. Согласно букве закона такой будет и судьба дохода, полученного АУ от продажи недвижимости, ранее купленной на внебюджетные средства.
Учреждение не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок кроме случаев, перечисленных в ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции:
1) принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором.
Если учреждение по каким-либо другим основаниям откажет в заключении договора аренды на новый срок и подпишет в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора новый договор с другим лицом, прежний арендатор, надлежаще исполнявший свои обязанности, в соответствии с гражданским законодательством может потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор (ч. 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Проведение торгов.
1. Решение должно приниматься комиссионно – в составе соответствующей конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее 5 человек.
2. Извещение о торгах необходимо разместить на официальном сайте torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней (при конкурсе) и 20 дней (при аукционе) до дня окончания подачи заявок на участие.
3. Конкурс может проводиться только в отношении 10 видов имущества, которые по большей части характеризуются некой технической сложностью, – объект железнодорожного транспорта, коммунальной инфраструктуры, гидротехническое сооружение и т. д. Однако для этих видов имущества по решению организатора торгов допускается применять и аукцион.
Различие между аукционом и конкурсом заключается в следующем. При аукционе единственный критерий оценки заявок – это предлагаемая участником торгов цена аренды. При конкурсе же могут использоваться и другие критерии, к которым в силу п. 77 Правил № 67, например, относятся:
- объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
- период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
- цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору.
4. Организатор торгов вправе установить требование о внесении участниками торгов задатка и определить его размер. На практике он обычно составляет 10% начальной (минимальной) цены аренды.
5. Не допускается заключение договора ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Аналогично нормам федерального законодательства о контрактной системе данный срок призван обеспечить возможность участникам торгов, не ставшим победителями, обжаловать результаты торгов в ФАС.
Особенности для автономного учреждения.
Кроме того, в силу гражданского законодательства договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 609 ГК РФ). Исключением здесь становится ситуация, когда договор аренды здания или сооружения заключается на срок менее 1 года (п. 2 ст. 651 ГК РФ). В связи с этим распространена практика заключения арендодателями (в том числе автономными учреждениями) договора аренды на 11 месяцев.
Наконец, в силу бюджетного и гражданского законодательства доход, полученный автономным учреждением от сдачи в аренду имущества, не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение (абз. 2 п. 3 ст. 41 БК РФ, ч. 8. ст. 2 Закона № 174-ФЗ). А вот финансироваться из бюджета такое имущество не будет: в соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях при сдаче с согласия учредителя в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных на эту цель, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредитель не осуществляет (ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Продажа имущества.
Продажа автономным учреждением имущества проходит в основном по тем же правилам, что и сдача в аренду. Здесь действуют общие исключения, когда продажу можно осуществить без конкурса или аукциона (п. 1 – 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС (см. сноску 10). При продаже имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется оценка рыночной стоимости такого имущества (см. сноску 11). Однако к ситуации продажи не применимы рассмотренные выше специфические исключения, относящиеся к сдаче в аренду имущества государственных и муниципальных автономных образовательных учреждений.
Согласно бюджетному законодательству доход от продажи автономным учреждением имущества не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества. Если же продана недвижимость, полученные средства должны направляться в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ). По букве закона, такой же будет судьба дохода, полученного автономным учреждением от продажи недвижимого имущества, ранее приобретенного на внебюджетные средства (например, служебной квартиры для персонала). Ведь из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества этих учреждений станут доходом бюджета.
Государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) уделяют имущественным вопросам особое внимание. В прошлых номерах мы рассмотрели некоторые аспекты этой темы: возникает ли у учреждения право собственности на имущество, каковы пределы самостоятельности АУ в распоряжении последним. Кроме того, мы разобрали правила использования, сдачи в аренду, изъятия и списания имущества, отдельно остановились на нормах, касающихся особо ценного движимого имущества, и на том, как согласовывать распоряжение имуществом с собственником. В заключительной части цикла речь пойдет об использовании автономными учреждениями закрепленных за ними земельных участков и ограничениях в распоряжении отдельными видами имущества.
Использование земельных участков.
По гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе (если иное не предусмотрено законом) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. При этом недвижимость, созданная этим лицом для себя, является его собственностью (п. 2 ст. 269 ГК РФ). Правда, в случае с автономным учреждением следует учитывать: в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ собственником любого имущества учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование и любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Поэтому если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке какое-то здание или сооружение (например, котельную), его собственником все равно будет учредитель АУ со всеми вытекающими последствиями, связанными с пределами самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом (см. вторую часть статьи, опубликованную в № 6, 2017).
Если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке, допустим, котельную, ее собственником все равно будет учредитель АУ.
Например, вид разрешенного использования земельного участка автономного лечебного учреждения – «Здравоохранение» (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи), чему соответствует код 3.4. В него, в свою очередь, включены два подкода:
- 3.4.1 «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории);
- 3.4.2 «Стационарное медицинское обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах (больницы, родильные дома, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре); а также станций скорой помощи.
Важным «пределом закона», касающимся распоряжения автономным учреждением своим земельным участком, является и то, что лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими участками (п. 3 ст. 269 ГК РФ). Иными словами, автономное учреждение не может не только продать, но и сдать в аренду часть земельного участка для размещения, например, стационарной или временной торговой точки. Исключения предусмотрены лишь для двух ситуаций.
1. Заключение соглашения об установлении сервитута, то есть пользовании земельным участком автономного учреждения иным лицом в установленных законом случаях (использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ и т. д.) (п. 3 ст. 269, ст. 274 – 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ).
2. Передача земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела на основании земельного законодательства. Однако возможность такой передачи по договору безвозмездного пользования, в частности, предусматривается для работников только федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, на время установления с этими работниками трудовых отношений (п. 2 ст. 24 ЗК РФ). Поэтому к автономным учреждениям данное исключение практического отношения не имеет.
Ограничения в распоряжении отдельными видами имущества.
Автономное учреждение не может не только продать, но и сдать в аренду часть предоставленного земельного участка для размещения, например, стационарной или временной торговой точки.
К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города»Руководитель автономного учреждения»
Регистрируясь на сайте, Вы принимаете
Поговорим о сдаче имущества в аренду, его продаже, а также об особенностях пользования бюджетными учреждениями закрепленными за ними земельными участками.
Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.
Без проведения конкурса или аукциона учреждение может сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.
Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.
Аренда имущества образовательных организаций.
Исключения предусмотрены в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о конкуренции). К таким организациям как раз относятся бюджетные образовательные учреждения. Сдача в аренду имущества этих учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения договоров аренды: 1) с медицинскими организациями – в целях охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 2) с организациями общественного питания – в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3) с физкультурно-спортивными организациями – в целях создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Проведение торгов на право заключения договора аренды.
1. Решение следует принимать комиссионно – в составе соответствующей конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек.
2. Извещение о торгах необходимо разместить на официальном сайте торгов (torgi.gov.ru) не менее чем за 30 дней (при проведении конкурса) и 20 дней (при проведении аукциона) до дня окончания подачи заявок на участие.
3. Конкурс может проводиться только в отношении десяти видов имущества, которые большей частью характеризуются некой технической сложностью – объект железнодорожного транспорта, гидротехническое сооружение, объект коммунальной инфраструктуры и т. д. Однако в отношении этих видов имущества по решению организатора торгов допускается и проведение аукциона. Сразу же скажем несколько слов про различия между аукционом и конкурсом. При аукционе единственный критерий оценки заявок – предлагаемая участником торгов цена аренды. При конкурсе же кроме данного критерия могут использоваться и другие: объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору; период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором; цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору; и т. д. (п. 77 и 77.1 Приказа № 67).
4. Организатор торгов вправе установить требование о внесении участниками торгов задатка и определить его размер. Отметим, что на практике, как правило, этот размер устанавливается равным 10% от начальной (минимальной) цены аренды.
5. Не допускается заключение договора ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Аналогично нормам федерального законодательства о контрактной системе данный срок призван обеспечить возможность участникам торгов, не ставшим победителями, обжаловать результаты торгов в ФАС.
Срок сдачи в аренду.
Обратим внимание, что в соответствии с гражданским законодательством договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (ч. 2 ст. 609 ГК РФ). Исключением является ситуация, когда речь идет о договоре аренды здания или сооружения, составленном на срок менее одного года (ч. 2 ст. 651 ГК РФ ). Поэтому по причине стремления «упростить жизнь» распространенной практикой является указание арендодателями (в том числе бюджетными учреждениями) срока договора аренды на 11 месяцев.
В соответствии с бюджетным законодательством в случае продажи имущества бюджетным учреждением доход от такой продажи не является доходом бюджета и поступает учреждению в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества, а если же было продано недвижимое имущество, то полученные средства должны быть направлены в бюджет (абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).
Стоит отметить: по букве закона такая же судьба должна постигнуть и доход, полученный бюджетным учреждением от продажи недвижимого имущества, которое оно приобрело ранее на внебюджетные средства (например, служебные квартиры для персонала). Это обусловлено тем, что из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений – следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества данных учреждений являются доходами бюджета (абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).