1. Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
2. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
3. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.
4. Извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.
Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 448 настоящего Кодекса, указание на собственника (правообладателя) имущества.
5. В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.
6. В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.
7. В случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
- Судебная практика по статье 449. 1 ГК РФ
- Сроки проведения электронного аукциона
- Сроки проведения запроса котировок
- Сроки запроса предложений в электронной форме
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ
- Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
- Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
- Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион
- Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ
- Независимый регистратор
- Сроки и порядок отмены аукциона
- Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона
Судебная практика по статье 449. 1 ГК РФ
- Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ16-19612, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
- Решение Верховного суда: Определение N 301-ЭС17-229, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Из нашей статьи вы узнаете:
Каждый этап проведения закупки имеет свои сроки. Временные рамки закреплены в 44-ФЗ и зависят от способа проведения закупки. В статье — сроки проведения электронного аукциона, открытого конкурса в электронной форме, запроса котировок и запроса предложений.
Сроки проведения электронного аукциона
Астрал.Торги — инструменты и сервисы для успешной работы на электронных торговых площадках. Готовый набор услуг, от оформления ЭП до подачи заявки и участия в аукционе
Сроки проведения запроса котировок
С 1 апреля 2021 года действуют новые сроки проведения запроса котировок. Они были введены Федеральным законом № 449-ФЗ от 27 декабря 2019 года.
Сроки запроса предложений в электронной форме
Работа на электронных торговых площадках невозможна без электронной подписи. «Астрал-ЭТ» — универсальная электронная подпись, которая подходит для работы на большинстве ЭТП, а также на госпорталах и для электронного документооборота.
Ответы на часто задаваемые вопросы
В какой срок можно обжаловать действия закупочной комиссии заказчика?
Обжалование действий или бездействия закупочной комиссии заказчика по всем способам закупок возможно только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется.
Какую отчётность сдают заказчики по 44-ФЗ?
Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным.
За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.
При опоздании менее чем на 2 дня штраф составит:
- для должностных лиц — 5000 рублей;
- для юридических лиц — 15 000 рублей.
При опоздании более чем на 2 дня:
- для должностных лиц — 30 000 рублей;
- для юридических лиц — 100 000 рублей.
С 2022 года появится новый отчёт для заказчиков: об объёме российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Впервые сдать отчёт по закупкам по 44-ФЗ о выполнении минимальной доли необходимо будет не позже 1 апреля 2022 года. Если достичь минимальной обязательной доли закупок российских товаров не получится, в отчёте необходимо обосновать, почему.
Что будет, если нарушить срок исполнения контракта?
Если поставщик не исполнит контракт в срок, заказчик может:
- начислить неустойку — штрафы и пени;
- не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если банковской гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
- внести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков;
- взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесёт из-за нарушения условий контракта.
Что будет, если нарушить срок поставки товара?
Если товар не поставлен вообще, поставлен не полностью или не вовремя, заказчик может взыскать с поставщика неустойку — штрафы и пени. Для этого нужно направить поставщику претензию. Она составляется в письменном виде на официальном бланке
Если поставщик привёз товар с опозданием, но в полном объёме, он может согласиться с требованиями заказчика и выплатить неустойку. Если поставщик не согласен с начисленной суммой, то он может обратиться в суд. Если поставщик согласен с тем, что нарушил срок, но не хочет платить неустойку, её можно удержать из банковской гарантии или из обеспечения заявки.
Если товар вообще не доставлен, заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке. Такое право должно быть обязательно указано в договоре.
После принятия решения о расторжении контракта заказчик публикует его в ЕИС в течение трёх суток и отправляет извещение поставщику. Если в течение 10 суток с момента получения уведомления поставщик не выполняет своих обязательств, то договор автоматически признаётся расторгнутым. После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
3. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.
1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает возможность в судебном порядке по иску заинтересованного лица признавать недействительность торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом.
Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
В связи с приведенным разъяснением возникает вопрос о корректности квалификации торгов как сделки (в литературе такая квалификация торгов встречается нередко). Торги представляют собой комплекс действий различных субъектов (организатора торгов, участников торгов, победителя торгов), направленных на заключение договора. Иными словами, торги — это процедура, процесс заключения договора. При этом в ходе торгов могут совершаться правовые акты (сделки). Но торги в целом вряд ли можно признать сделкой. Поэтому корректнее было бы говорить о признании недействительными не торгов, а правовых актов (сделок), совершаемых в ходе торгов, и прежде всего протокола о результатах торгов. Однако отмеченная некорректность не влияет на суть дела. Под признанием недействительными торгов можно подразумевать признание недействительным протокола о результатах торгов как акта, закрепляющего итоги торгов и отражающего нарушение правил проведения торгов, коль скоро таковые имели место.
Пункт 1 комментируемой статьи не уточняет, нарушение каких правил может служить основанием для признания торгов недействительными. Очевидно, что таким основанием может быть не любое нарушение правил о торгах.
В указанном Обзоре содержатся, в частности, следующие заслуживающие внимания выводы, основанные на результатах рассмотрения конкретных дел:
— иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению;
— отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица;
— при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов;
— нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем при наложении ареста на имущество должника, не являются основанием для признания судом торгов недействительными, поскольку указанные нарушения не связаны с правилами проведения торгов;
— ссылка истца на неправильную оценку имущества, выставленного на публичные торги в рамках исполнительного производства, не может быть принята во внимание при оценке соблюдения порядка их проведения;
2. По смыслу п. 2 комментируемой статьи признание торгов недействительными автоматически влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Иными словами, признание недействительными торгов одновременно является и признанием недействительным договора. При признании недействительными торгов нет необходимости отдельно признавать недействительным договор, заключенный в результате торгов.
В то же время нет юридических препятствий для признания недействительным непосредственно договора, заключенного на торгах, без признания недействительными торгов. Дело в том, что точное соблюдение правил проведения торгов не гарантирует правомерности заключенного на них договора.
Одним из популярных и у заказчиков, и у поставщиков конкурентных способов закупки является аукцион.
Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается закупка, информация о которой размещается в ЕИС и победителем которой становится участник, предложивший наименьшую цену контракта.
Аукцион проводится на электронной площадке её оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на восьми электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р:
- Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
- Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
- Акционерное общество «Российский аукционный дом»
- Акционерное общество «ТЭК-Торг»
- Акционерное общество «Электронные торговые системы»
- Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»
- Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»
- Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»
Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.
Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.
Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Исключение составляют закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. Их закупать по результатам аукционов запрещено (ч.8 статьи 24).
Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.
Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ — двух миллиардов рублей, то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион
С 1 января 2022 года заявка на участие в электронном аукционе состоит из одной части и должна содержать информацию и документы, указанные в статье 43 Закона о контрактной системе:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
- документы, подтверждающие соответствие ТРУ требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
- решение об одобрении крупной сделки (при необходимости);
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям, установленным статьёй 31 44-ФЗ;
- декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 закона;
- реквизиты счёта участника закупки, на который будет перечисляться оплата по контракту;
- информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами по нац. режиму.
Заявка также может содержать иную информацию и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертёж, фотографию, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие такой информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для тех, кто зарегистрировался в ЕИС и аккредитован на электронной площадке.
Участник закупки вправе подать только одну заявку. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки присваивает ей идентификационный номер и подтверждает её получение. При этом подача заявки не означает автоматического направления её заказчику, потому что Законом №44-ФЗ установлены случаи, когда оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.
Так, возврату подлежат:
- заявки, поданные с нарушением порядка подписания заявки электронной подписью;
- лишние заявки (две и более от одного участника) при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. Оператор вернёт все заявки такого участника;
- опоздавшие заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- заявки с указанной ценой контракта;
- заявки с иностранным товаром, поданные на закупку, в извещении которой установлен запрет допуска иностранной продукции по статье 14 44-ФЗ;
- заявки, по которым нет денег на спец. счёте для обеспечения или номера реестровой записи в Реестре независимых гарантий о независимой гарантии, представленной для обеспечения закупки, а также если такая гарантия оформлена с нарушениями;
- заявки поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствующего в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
- заявки без приложения документов о соответствии дополнительным требованиям по ч.2 и 2.1 статьи 31 (если они установлены в извещении);
- заявки от участника, не являющегося СМП/СОНО, в случае, если закупка — с установлением преимущества для таких участников.
Поступившие от оператора электронной площадки заявки рассматривает Комиссия заказчика по осуществлению закупок.
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки, соответствующей извещению, или о её отклонении по основаниям, предусмотренным 44-ФЗ.
На основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения заявок, каждой не отклонённой заявке присваивается порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
После этого заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов аукциона. Этот протокол подписывается усиленными электронными подписями членов комиссии и лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляется оператору электронной площадки.
Победителем аукциона признаётся тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта при условии, что его заявка признана комиссией заказчика соответствующей требованиям, установленным документацией.
Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении, в порядке, установленном статьёй 49 Закона №44-ФЗ.
Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов (п.5 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ).
Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.
Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 49 Закона №44-ФЗ в соответствии с пунктом 2, которой не допускается подача участником закупки ценового предложения:
- равного ранее поданному своему предложению о цене контракта или большего, чем оно, а также предложения, равного нулю;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
Время приёма ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала торгов. Законом предусмотрено автоматическое увеличение времени приёма предложений на 4 минуты в случае подачи ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49. При этом общая продолжительность приёма ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Не позднее десяти минут с момента окончания времени приёма ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже, чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приёма ценовых предложений.
Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.
Независимый регистратор
Для того чтобы обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем на электронной площадке, и для защиты своих прав и законных интересов ФАС России рекомендует при проведении электронной закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» (письмо ФАС России от 25.02.2019 № МЕ/13989/19).
ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включённых в утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом №44-ФЗ, так и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении данной видеозаписи фиксирует также доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя
Использование функционала ГИС «Независимый регистратор» позволяет участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком.
Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки. При этом необходимо отметить, что скриншоты снимков экрана не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.
Сроки и порядок отмены аукциона
Закон №44-ФЗ даёт заказчику право отменить любую конкурентную закупку. В соответствии со статьёй 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:
- уменьшения лимитов бюджетных средств;
- обнаружения ошибок в документации о закупке;
- получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
- необходимости исполнения решения суда.
При отмене закупки заказчик не несёт ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.
Для отмены электронного аукциона заказчик формирует с использованием ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в ЕИС. С момента размещения указанного извещения в ЕИС закупка считается отменённой.
Если закупка была отменена, то денежные средства, заблокированные для обеспечения заявки, возвращаются на спецсчёт участника.
Электронный аукцион может быть отменён не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.
Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона
В соответствии со статьёй 51 Закона №44-ФЗ по результатам электронной закупки контракт заключается с победителем торгов, а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
При проведении электронного аукциона контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Разберем правила заключения контракта по результатам любой электронной процедуры.
По результатам электронной закупки контракт заключается с ее победителем, а если он уклоняется от подписания, со следующим участником. В конкурсе или аукционе контракт можно заключить не раньше 10 дней с даты размещения в ЕИС, а после проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений не раньше 7 дней. Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины. Самый поздний срок для заключения контракта — 20 дней.
Дальше заказчик действует по ситуации:
Как только заказчик подпишет контракт своей подписью и разместит его в ЕИС, контракт считается заключенным. В течение рабочего дня после этого банк разблокирует обеспечение заявки на спецсчете.
Если победитель уклоняется от заключения контракта
Победителя признают уклонившимся, если он:
- не подписал контракт и не направил протокол разногласий в срок,
- не предоставил обеспечение контракта,
- не исполнил антидемпинговые требования (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% от НМЦ.
Заказчик не позднее следующего рабочего дня составляет и размещает в ЕИС и на ЭТП протокол о признании победителя уклонившимся, указывая информацию:
- о месте и времени его составления,
- о победителе-уклонисте,
- основание для такого признания,
- реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, не покрытых суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
Затем заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Проект контракта с условиями из заявки второго участника также отправляют в течение 5 дней с даты уклонения первого победителя.
Следующий участник вправе подписать проект контракта или отказаться от этого. Он действует по той же схеме, что и первоначальный победитель:
- Подписывает контракт или направляет протокол разногласий,
- Предоставляет обеспечение контракта, если установлено такое требование.
- Деньги за право заключить контракт (если перешел через ноль).
Если такой победитель согласился подписать контракт, но не предоставил обеспечение, он признается уклонившимся со всеми санкциями — риск попасть в РНП и возмещать ущерб заказчику.
Электронная закупка признается несостоявшейся, если второй победитель отказался от заключения контракта или уклонился от заключения контракта.
Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня. Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней. Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.
У нас прошел аукцион, протокол подведения итогов — 11.04.2019. Проект контракта поставщику отправили 16.04.2019, он прислал подписанный контракт 17.04.19. Ст. 83.2 ч.7 обязывает подписать в течение 3-х дней (срок: 19.04.2019), ст. 83.2 ч. 9 — не ранее 10 дней (срок: 22.04.2019). Получается, какой срок не выбрать — нарушение. Что можно предпринять в такой ситуации?
Согласно закону, при размещении протокола по итогам электронного аукциона 11.04.2019 самая ранняя дата подписания контакта — 22.04.2019 (10 календарных дней заканчиваются 21.04.2019). Три рабочих дня, в течение которых должен быть подписан контракт заказчиком заканчиваются также 22.04.2019 года. Эта дата определяется следующим образом: 17.04.2019 был размещен подписанный победителем проект контракта, трехдневный срок начинает течь со следующего дня, то есть с 18.04.2019, а заканчивается 22.04.2019.
Соответственно, если Вы подпишете и разместите в ЕИС контракт 22.04.2019 года, нарушения сроков не произойдет.
Согласно части 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019), в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке, обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Согласно части 9 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.
Начало течения срока (периода времени) может определяться датой, событием, действием контрагента или иным обстоятельством, предусмотренным договором или законом (ст. 191, п. 1 ст. 314 ГК РФ). При расчете срока не учитывается день, указанный как начало срока (конкретная дата либо день, когда совершено действие или произошло событие). Считать нужно со следующего календарного дня (ст. 191 ГК РФ). Причем не имеет значения, рабочий это день или нет.