Распоряжением Правительства РФ № 3260-р от 31 декабря 2019 года был утвержден Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2020-2022 гг. В документе на 253 страницах указано, что в частные руки планируется передать свыше 1 тыс. объектов государственной казны, доли РФ в 13 обществах с ограниченной ответственностью (ООО), 86 унитарных предприятий, ценные бумаги 186 акционерных обществ. За счет приватизационных мероприятий бюджет планирует ежегодно зарабатывать по 3,6 млрд руб. Сейчас Россия владеет долями / акциями в 1130 компаниях и является собственником 700 унитарных предприятий (по состоянию на 1 января 2019 года).
Продолжение истории после рекламы
Известно, что государство больше всего заинтересовано в приватизации унитарных предприятий и долей / акций в компаниях, ведущих деятельность в сфере науки, здравоохранения, полиграфии, сельского хозяйства и операций с недвижимостью. Среди объектов, которые хотят передать в частные руки – конюшни, племенные заводы, совхозы, ряд издательств (например, «Уральский рабочий», «Советская Кубань»), научно-технические предприятия («РостехИнтеграция», «Северная Заря»), многочисленные заводы и энергетические предприятия.
И если часть государственных компаний прибыльна, то другие кажутся убыточными (или околоубыточными). В Прогнозном плане сказано, что Правительство РФ видит в качестве инвесторов кого угодно: от отечественных капиталовкладчиков до иностранных бизнесменов. Вопрос в том, будут ли государственные активы привлекательны для инвесторов, и удастся ли федеральным властям осуществить задуманное.
План выполнят за счет азиатских инвесторов
Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что план приватизации 2020-2022 гг. будет реализован в назначенные сроки, так как созданы все условий для эффективного управления и отчуждения федерального имущества. В план включено имущество, востребованное в коммерческом обороте. Помимо этого, государственные органы исполнительной власти для успешной реализации плана приватизации организовали следующие мероприятия:
повышение открытости приватизационных процедур;
завершение оформления прав на активы государственных предприятий.
Несмотря на это, инвестиционный климат в стране остается далеким от идеала. А потому крупные иностранные компании вряд ли заинтересуются финансовыми активами, утвержденными планом приватизации 2020-2022 гг., из-за международных экономических санкций. Из иностранных компаний могут быть инвесторы только из азиатских стран, например, компании Китая.
Оксана Васильева подчеркивает, что одной из перечисленных в распоряжении целей снижения доли государства в федеральном государственном имуществе посредством приватизации является привлечение иностранных инвесторов и тем самым повышение эффективности крупного бизнеса. Однако вряд ли стоит ожидать заинтересованных лиц из Европы или Америки. Отечественные капиталовкладчики также говорят о необходимости совершенствования инвестиционного климата и сейчас недовольны темпами его изменения в позитивную сторону.
«Иностранными» инвесторами могут стать офшоры с российским происхождением
Валентин Смирнов, СЕО группы компаний «Космос», считает, что через приватизацию государственные компании попадут в собственность как отечественных, так и «иностранных» инвесторов (компаний-офшоров), капитал которых имеет российское происхождение. Управленец не исключает, что имущество федеральной казны может быть передано во владение приближенных к высокопоставленным лицам страны. По мнению Валентина Смирнова, граждане вряд ли ощутят смену собственников предприятий. Они так или иначе достанутся лицам, имеющим общие интересы с государственными чиновниками.
Скорее всего, приватизационный план будет выполнен, и его реализации не помешают ни санкции, ни законодательство, ни судебная система, ни курсы валют или процентов по кредитам. Валентин Смирнов считает, что потенциальные инвесторы на указанное в плане имущество уже определены, и за счет этих мероприятий обогатится не только федеральный бюджет, но и капиталовкладчики.
Борьба с огосударствлением экономики
Юрист Алексей Хижняк, специалист по вопросам развития промышленности и малого, среднего бизнеса, назвал план Правительства РФ достаточно амбициозным. В частности, планируется сокращение доли государства в уставных капиталах 7 крупнейших обществ, среди которых есть банк ВТБ, южные морские торговые порты, «Алмазювелирэкспорт», «Совкомфлот» и другие.
Эксперт считает, что реализация данной программы в конкретные заданные сроки пока вызывает осторожные сомнения. В 2018 году Институт Адизеса (международная консалтинговая компания в области менеджмента) провел опрос, по итогам которого 90 % крупных российских компаний обратили внимание на растущее огосударствление экономики. При том, что бизнесу всегда комфортнее работать с частными партнерами, он не видел предпосылок для масштабной приватизации. 50 % опрошенных посчитали долю государства в ВВП «крайне высокой», а еще 23 % – просто высокой. Однако Президент России Владимир Путин регулярно высказывался о необходимости уменьшения доли государства в экономике, в том числе в своем Послании Федеральному Собранию, поэтому шаг, сделанный Правительством, вызывает оптимизм.
«У большинства компаний, предлагаемых к приватизации, крайне низкая прозрачность для потенциальных инвесторов, и у них на балансе в избытке находятся неоперационные активы. Отечественные инвесторы в большинстве своем не располагают лишними денежными средствами, чтобы покупать предприятия, в которые, скорей всего, придется еще серьезно вкладываться. А иностранных инвесторов допускать к владению российскими активами, которые государство считает принципиально важными, также никто особо не торопится, учитывая внешнюю конъюнктуру и санкционные реалии», – анализирует Алексей Хижняк.
По мнению специалиста, успешность реализации плана по приватизации в 2020-2022 гг. зависит от совокупности следующих факторов:
Стоимость продажи активов. Государство будет реализовывать активы по рыночной или ниже рыночной цене?
Наличие дополнительных льгот и преференций для инвесторов.
Окончательное принятие закона «О защите капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», который закрепит четкие условия и гарантии ведения бизнеса на территории нашей страны.
Эксперт считает, что вышеуказанные условия могут помочь поэтапной реализации приватизации, создать некие «лучшие практики», которые в дальнейшем простимулируют и расширение перечня приватизируемого имущества, и, в конечном счете, снизят долю государства в экономике, увеличив поступления в бюджет РФ.
Чем закончится приватизация государственного имущества пока неизвестно. Федеральные власти вроде хотят увеличить количество «частных рук» в экономике, но при этом понимают, что у российских инвесторов денег не слишком много. Из иностранцев только представители азиатских стран могут по-настоящему заинтересоваться проектом. Другой вариант – заграничные офшоры с «пророссийским» происхождением. Однако здесь вопрос о стратегически важных активах, которые рискованно «отдавать за рубеж».
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Муниципальное Собрание Череповецкого муниципального района
Р Е Ш Е Н И Е
от 11.11.2021 № 241
Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации
муниципального имущества Череповецкого муниципального
района на 2022 год
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Устава Череповецкого муниципального района, Положением о приватизации муниципального имущества, утвержденным решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 08.07.2019 № 74, Муниципальное Собрание Череповецкого муниципального района
1. Утвердить прилагаемый Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества Череповецкого муниципального района на 2022 год.
2. Разместить решение на официальном сайте торгов Российской Федерации https://torgi.gov.ru, на официальном сайте Череповецкого муниципального района https://cherra.ru
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», опубликовать в газете «Сельская новь».
Глава района Н.Ю. Малкова
от 11.11.2021 № 241
ПРОГНОЗНЫЙ ПЛАН (ПРОГРАММА)
Раздел I. Общие положения
Продавцом муниципального имущества является Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, который в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами, регулирующими приватизацию муниципального имущества.
Основными направлениями и задачами приватизации муниципального имущества Череповецкого муниципального района являются оптимизация структуры муниципальной собственности путем реализации неиспользуемого муниципального имущества района и формирование неналоговых доходов бюджета Череповецкого муниципального района.
Прогноз объемов поступлений в бюджет Череповецкого муниципального района в результате полного исполнения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества района составит – 6 900,00 тыс. руб.
Раздел II. Муниципальное имущество Череповецкого муниципального района, приватизация которого планируется в 2022 году
муниципальных унитарных предприятий Череповецкого муниципального района, планируемых к приватизации в 2022 году
*Муниципальные унитарные предприятия Череповецкого муниципального района, планируемые к приватизации в 2022 году – отсутствуют.
Перечень акционерных обществ,
акции которых находятся в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района и планируются к приватизации в 2022 году
*Акционерные общества, акции которых находятся в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района и планируются к приватизации в 2022 году, – отсутствуют.
Перечень обществ с ограниченной ответственностью,
доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района и планируются
* Общества с ограниченной ответственностью, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района и подлежат приватизации
в 2022 году – отсутствуют.
Перечень иного имущества, находящегося в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района, планируемого к приватизации в 2022 году
Сведения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых в соответствии с решениями органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района подлежат внесению в уставной капитал иных акционерных обществ – отсутствуют.
Сведения об ином имуществе, составляющем казну Череповецкого муниципального района, которое подлежит внесению в уставной капитал акционерных обществ – отсутствуют.