Государство не только закупает, но и продает собственные товары. Рассказываем, как проходят торги госимуществом, что на них продают и как в них поучаствовать.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Государство владеет разным имуществом — природными ресурсами, организациями, недвижимостью, автомобилями. Периодически это имущество государство продает или сдает в аренду.
Торги госимуществом проходят в бумажном или электронном виде. Информацию о будущих тендерах публикуют на специальном сайте.
- Что продают и сдают в аренду на торгах госимуществом
- Как купить госимущество
- Аукцион
- Как участвовать в аукционе
- Специализированный аукцион
- Конкурс
- Публичное предложение
- Продажа без объявления цены
- Ответим на вопросы
- Что такое ГИС Торги
- Какие торги размещаются на портале
- Режим работы старой и новой версии ГИС Торги
- Что еще можно найти в ГИС Торги
- Как будет развиваться портал ГИС Торги
- Основные особенности заключения соглашения
- Торги на право оформления договора
- Заключение договора без проведения торгов
- Заключение договора аренды
- Можно ли расторгнуть договор?
- Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества
- Проводки
- Как заключить договор в отношении государственного и муниципального имущества?
- Заключение договоров на торгах и без их проведения
- Имущество, в отношении которого договоры могут заключаться на торгах в форме конкурса
- Проведение торгов
- Разъяснение и внесение изменений в документацию
- Порядок подачи заявок на участие в торгах
- Допуск участников
- Оценка и сопоставление заявок на участие
- Признание торгов несостоявшимися
Что продают и сдают в аренду на торгах госимуществом
На торгах госимуществом можно купить, например:
- недвижимость,
- автомобили,
- драгоценные камни,
- места для рекламы или предприятия.
Также проводят торги на право:
- заключить контракт на управление многоквартирным домом
- вылавливать рыбу и заготавливать лес,
- участвовать в проектах государственно-частного партнерства.
Как купить госимущество
Покупку государственного имущества частным лицом или коммерческой организацией называют приватизацией. Участвовать в приватизации могут и юридические, и физические лица. Порядок проведения торгов описан в 178-ФЗ, а также в Приказе ФАС № 67. Некоторые виды торгов могут контролироваться и другими актами. Например, правила торгов на аренду систем водо- или теплоснабжения описаны в 190-ФЗ.
Чтобы продать имущество, организатор может выбрать один из четырех видов торгов.
Аукцион
Аукционы проводят, если к участникам торгов нет особых требований. Продавец оценивает имущество и публикует извещение о проведении торгов на официальном сайте. В извещении он указывает:
- сведения о себе,
- описание лота и его целевое назначение,
- минимальную цену,
- срок действия договора,
- сайт, на котором опубликована документация,
- размер задатка, если его нужно внести,
- за какое время организатор может отменить аукцион.
Некоторые торги проводят только для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП). Об этом тоже напишут в извещении.
Как участвовать в аукционе
Заявку можно подать как в электронном, так и в бумажном виде. Юрлицам и ИП в ней нужно указать:
- название компании и организационно-правовую форму,
- место нахождения,
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП,
- документ, который подтверждает полномочия действовать от имени юрлица,
- копию учредительных документов,
- решение об одобрении крупной сделки,
- заявления об отсутствии решения о ликвидации, приостановлении деятельности и банкротстве компании,
- документ, который подтвердит перевод задатка.
Физлица указывают в заявке ФИО, паспортные данные и сведения о месте проживания. В некоторых могут запросить дополнительные документы.
Заявки рассматривает аукционная комиссия. Если заявитель соответствует требованиям, приложил необходимые документы и внес задаток, его допустят к участию.
Во время аукциона участники повышают цену на определенную сумму — 5% от начальной цены. Такое повышение называют шагом аукциона. Каждый шаг аукционист объявляет трижды. Если никто из участников не готов купить лот за эту сумму, ее снижают на 0,5% от начальной цены. Побеждает тот, кто предложил самую большую сумму.
Если вы проиграете, задаток вернут в течение пяти дней после объявления результатов. Если выиграете — эти деньги пойдут в счет стоимости товара.
Заявку можно отозвать до окончания срока приема. В этом случае продавец должен вернуть задаток в течение пяти дней после уведомления об отзыве.
Специализированный аукцион
Проводят, чтобы продать акции открытых акционерных обществ. В результате таких торгов все победители получают акции по одной цене.
Для участия покупатель должен подать заявку в течение 25 дней после объявления торгов. Вместе с заявкой он подает ценовое предложение — сумму, которую готов потратить на покупку. При этом он может согласиться на любую стоимость акции или указать максимальную цену.
После того, как организатор опубликует список допущенных участников, он рассчитает единую цену продажи. В расчетах он использует только те средства, которые предложили участники. Однако единая цена не может быть меньше начальной цены, которая указана в извещении.
Победителей может быть несколько. Сколько акций получит каждый победитель рассчитывают по специальной формуле: сумму его ценового предложения делят на единую цену.
В первую очередь акции получат участники, у которых сумма предложенных средств выше единой цены. Во вторую — участники, которые предложили максимальную цену выше единой. В третью очередь попадут те, чье ценовое предложение равно единой цене. А в четвертую — те, у кого максимальная цена равна единой.
Конкурс
Конкурсы проводят, если хотят продать:
- больше 50% акций АО или доли уставного капитала ООО,
- объекты культурного наследия.
Организатор конкурса может установить требования к участникам и указать в договоре специальные условия, например:
- оставить определенное число сотрудников или повысить их квалификацию,
- провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
При этом каждое условие нужно обосновать.
Если состояние объекта культурного наследия, который продают на конкурсе, признали неудовлетворительным, к документации приложат проект по его сохранению. Покупатель объекта должен провести все указанные в проекте работы в течение семи лет. Чтобы продать такие сложные объекты, устанавливают низкую цену — один рубль.
Чтобы поучаствовать в конкурсе, нужно подать заявку. В ней участник должен подтвердить, что соответствует требованиям и может выполнить все условия договора. Также нужно внести задаток — 20% от начальной цены.
Ценовое предложение можно указать в заявке или подать в день проведения торгов. При выборе победителя комиссия учитывает не только предложенную цену, но и условия исполнения договора, например:
- в какие сроки участник планирует провести реконструкцию объекта,
- в каких объемах планирует производить товары на покупаемом оборудовании,
- за какое время он планирует выйти на такие объемы производства.
За каждый критерий участники получают баллы. Побеждает тот, кто набрал больше всего баллов. Если несколько участников наберут одинаковое количество баллов победит тот, кто первым подал заявку.
Если победитель уклонится от заключения договора, организатор предложит его участнику, который стал вторым. Если он откажется от подписания — его также признают уклонившимся. В этом случае организатор может обратиться в суд, чтобы участник компенсировал убытки или принудительно подписал договор.
Публичное предложение
Если аукцион признали несостоявшимся, организатор проводит публичное предложение. Перед торгами он должен установить:
- Шаг понижения — на сколько будет снижаться цена, если никто не подаст заявки за определенное время. Чаще всего шаг не превышает 10% от начальной цены.
- Цену отсечения — минимальную стоимость товара, по которой его планируют продать.
Для участия нужно подать заявку и внести задаток в размере 20% от начальной цены. После начала торгов площадка ждет один час. Если в течение этого времени никто не предложит цену, указанную в извещении, ее снизят на шаг понижения. Снижать цену будут до тех пор, пока:
- один из участников не подаст предложение,
- не будет достигнута цена отсечения.
Если во время очередного снижения несколько участников подали предложения, между ними проводят аукцион.
Продажа без объявления цены
Если товар не купят и после публичного предложения, проводят продажу без объявления цены. В этом случае стоимость товара оценивает сам покупатель. Для участия нужно отправить заявку и указать в ней сумму, за которую вы готовы купить лот. Если организатор получит несколько предложений — победит тот, кто предложил самую высокую цену.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
С января 2022 сайт ГИС Торги перешел на новую версию. Участвовать в торгах по продаже и аренде государственного и муниципального имущества стало проще и удобнее. О принципах работы на портале и его новых возможностях рассказывает Валерия Терещенко, руководитель группы поиска и подбора тендеров в Контур.Торгах.
Что такое ГИС Торги
ГИС Торги — это портал, где размещают информацию о торгах по продаже или аренде государственного и муниципального имущества. Участвовать в таких торгах и пользоваться сайтом могут как юридические организации, так и физические лица. Оператор портала — Федеральное казначейство.
ГИС Торги — информационный ресурс, а не электронная площадка: подача заявок и проведение аукционов проводятся на ЭТП, информация о которой доступна на портале. Перечень площадок утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.
Для работы на портале регистрация поставщикам не нужна — они могут свободно отслеживать и выбирать подходящие для участия торги. Регистрация обязательна только для «заказчика», а точнее для организатора процедур. Ими выступают:
- Правообладатели — органы государственной власти и юридические лица, которые вправе распоряжаться имуществом для получения выгоды в соответствии с законодательством РФ.
- Организатор торгов или специализированная организация — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которых правообладатель привлекает для подготовки и проведения торгов от его лица.
Например, у администрации города есть земельный участок, который она не использует. Чтобы получить выгоду от данного участка, администрация планирует сдать его в аренду через торги. Для проведения торгов привлекли комитет по управлению имуществом.
Администрация — это правообладатель, то есть субъект, у которого есть права на участок. Комитет — это организатор торгов, который будет размещать закупку и проводить аукцион от имени администрации города.
Регистрация в системе для правообладателей и организаторов торгов необходима как новым пользователям, так и организациям, ранее зарегистрированным на старой версии сайта.
Какие торги размещаются на портале
С января 2022 организаторы обязаны размещать на портале ГИС Торги сведения об электронных торгах по следующим направлениям (постановление Правительства РФ № 1876 от 19.11.2020):
- Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества. Нормы устанавливает 178-ФЗ от 21.12.2001. Категорий госимущества много: недвижимость, транспорт, оборудование, мебель, драгоценности, стройматериалы и прочее.
- Реализация имущества, обращенного в собственность государства (постановление Правительства РФ № 1041 от 30.09.2015). Это задержанные на таможне товары, конфискованный авто- и морской транспорт, переданные государству клады, изъятое имущество, вещественные доказательства и др.
- Аренда и продажа земельных участков — регулируется Земельным кодексом РФ. Взять в пользование можно, например, сельскохозяйственные участки, земли населенных пунктов, особо охраняемые территории, земли лесного и водного фондов.
- Передача прав владения и пользования государственным и муниципальным имуществом в форме аукциона (приказ ФАС России № 67 от 10.02.2010). Например, аукционы проводят на право торговли, размещения нестационарной торговой точки или некапитального объекта. Права приобретаются на определенный срок.
Режим работы старой и новой версии ГИС Торги
Старая версия сайта www.torgi.gov.ru будет работать до 1 октября 2022. Здесь размещают сведения по остальным видам торгов, связанным с госимуществом, а также по торгам, объявленным до 31 декабря 2021. С октября 2022 все торги будут публиковать уже на новой платформе.
Если процедуру проводят повторно и размещать сведения о ней обязательно в ГИС Торги с января 2022, то повторное извещение нужно опубликовать на новом портале.
При этом на старом сайте пока можно размещать информацию о «бумажных» торгах по аренде и продаже земельных участков и передаче прав владения и пользования госимущества. С октября 2022 на www.torgi.gov.ru будут публиковать только результаты торгов, размещенных на этом сайте до 30 сентября 2022.
Что еще можно найти в ГИС Торги
Кроме извещений о торгах и лотах, участники на портале могут найти:
- перечень государственных организаций с контактными данными,
- прогнозные планы приватизации и отчеты о ее результатах,
- информацию о заключенных контрактах, договорах и их исполнении,
- реестр недобросовестных участников аукционов.
Пользователи могут анализировать деятельность организаций и на основе программ приватизации планировать участие в интересных торгах. Можно посмотреть, какие договоры заключает тот или иной госорган, по какой цене и с какими участниками.
Определите для себя перспективных заказчиков и категории подходящих торгов. С помощью фильтров настройте поиск под себя и тратьте меньше времени на отбор профильных закупок.
Как будет развиваться портал ГИС Торги
На новой версии портала будут дополнительные функции:
- Электронный документооборот при размещении информации и проведении торгов, а также формирование и подписание дополнительных документов.
- Информационное взаимодействие с ЭТП. Данные с площадок будут отображаться на сайте — например, результаты процедур, протоколы, сведения о договорах.
- Автоматическая проверка правообладателей и организаторов торгов на этапе регистрации.
- Открытая информация в машиночитаемом виде. Ее можно будет использовать для автоматизированной обработки.
Переход на новую версию сайта ГИС Торги говорит о стремлении государства к оказанию услуг пользователям в режиме «одного окна» и делает рынок госзаказа более прозрачным и удобным для поставщиков. С цифровизацией тендерных процессов все обязательные торги постепенно переведут в электронную форму. В ближайшем будущем удастся полностью отказаться от неудобных бумажных процедур.
Аренда муниципального имущества – один из способов сэкономить на аренде помещения. Такие договоры отличаются повышенной стабильностью, что также выгодно компании. Понятие муниципального имущества раскрыто в статье 214 ГК РФ. Это объекты, принадлежащие государству. К примеру, это помещение, права собственности на которое есть у автономного округа, края, автономной области.
Вопрос: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом).
Плата за аренду здания, используемого для производственных нужд организации, за март составляет 144 000 руб. (в том числе НДС 24 000 руб.). Организация перечисляет арендную плату не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем пользования арендованным зданием, на основании счета, ежемесячно выставляемого арендодателем на последнее число каждого месяца аренды.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ
Основные особенности заключения соглашения
Нюансы заключения договора устанавливаются статьей 17.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года. Оформлено такое соглашение может быть данными путями:
- По итогам проведенных торгов.
- Без торгов.
6 декабря 2011 года был принят ФЗ №401 «О внесении корректировок в ФЗ «О конкуренции» и другие нормативные акты». В нем прописаны новые основания, по которым можно получить в аренду объект.
Чем аренда государственного и муниципального имущества отличается от аренды частной собственности?
Торги на право оформления договора
Торги могут осуществляться в различных формах: аукцион, конкурс и прочее (на основании пункта 4 статьи 447 ГК РФ). Они могут быть проведены в электронной форме. Все эти виды отличаются. К примеру, аукцион предполагает состязание между сторонами касательно стоимости аренды. Выиграет то лицо, которое предложит наибольшую цену за съем помещения. На конкурсе рассматривается совокупность условий (к примеру, стоимость, сроки и прочее). Выигрывает тот, кто предлагает наилучшие условия.
Как сдать в аренду имущество (в том числе недвижимое), находящееся в государственной или муниципальной собственности и оперативном управлении?
Порядок организации мероприятия регулируется Правилами проведения конкурсов и аукционов, утвержденными приказом ФАС №67 от 10.02.2010 года. Рассмотрим основные этапы торгов:
- Направление извещения об организации торгов.
- Заполнение конкурсной документации и документов о торгах.
- Прием и рассмотрение заявок.
- Проведение мероприятия.
- Заключение соглашения с лицом, выигравшим торги.
Вопрос: Можно ли взыскать с налогового агента — арендатора (покупателя, получателя) государственного или муниципального имущества неудержанную сумму НДС, штраф и пени (п. 3 ст. 161, пп. 5 п. 3 ст. 45, п. 1 ст. 75 НК РФ)?
Посмотреть ответ
В договор об аренде вписываются те условия, которые прописаны в извещении о проведении мероприятия. Условия эти устанавливаются организатором торгов. Соответствующее правило содержится в пункте 3 статьи 448 ГК РФ. В извещении прописывается эта информация:
- Дата и место проведения мероприятия.
- Предмет торгов (муниципальное помещение).
- Наличие обременений.
- Порядок проведения аукциона или конкурса.
- Начальная стоимость.
Вопрос: Является ли налоговым агентом арендатор земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, если предоставление этих участков в аренду освобождено от НДС (п. 3 ст. 161, пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Необходимое содержание извещения регулируется пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В торгах принимают участие любые ЮЛ вне зависимости от их статуса, адреса, величины капитала. Участвовать в мероприятии также могут ИП. Лица, подающие заявки, не допускаются к торгам в следующих случаях:
- На дату рассмотрения заявления деятельность ЮЛ приостановлена.
- Не отправлен нужный перечень документов.
- В предоставленных бумагах имеются неточности.
- Потенциальный участник не внес задаток, если он требуется.
ВАЖНО! Организатор торгов не может устанавливать прочие требования, которые не прописаны в законе. Он не может запрашивать дополнительные документы и информацию.
Заключение договора без проведения торгов
Основания для заключения соглашения об аренде без проведения торгов содержатся в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. В частности, в торгах могут не участвовать эти лица:
- Товарищества собственников недвижимости.
- Лицо, являющееся единственным участником торгов.
- Образовательный субъект.
- Частное медицинское учреждение.
Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при аренде государственного и муниципального имущества?
Муниципальные объекты могут арендоваться без торгов любыми лицами при наличии этих условий:
- Помещения сдаются в аренду на срок, не превышающий месяц.
- Являются частью здания, площадь помещения составляет не больше 10% от общего метража. Максимальная площадь такого помещения равна 20 кв. метров.
Порядок передачи помещений в аренду без торгов не действует в отношении объектов, распоряжение которыми осуществляется на основании земельного, водного и прочих кодексов. Соответствующие ограничения приведены в части 2 статьи 17.1 ФЗ «О конкуренции».
Заключение договора аренды
По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:
- Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
- Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.
В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.
Можно ли расторгнуть договор?
Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:
- По соглашению сторон.
- В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
- Истек срок аренды.
- Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.
Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).
Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.
Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества
Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.
Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.
Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:
- Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
- Установлен точный размер арендной платы.
- Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.
Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.
Проводки
В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:
- ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
- ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
- ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
- ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
- ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
- ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.
ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.
Как заключить договор в отношении государственного и муниципального имущества?
2 февраля 2022 г.
Заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества (далее также – «госимущество») регулируется ст. 17.1 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон № 135-ФЗ», «Закон о защите конкуренции»). По данным правилам заключаются договоры, предметом которых является переход прав владения и (или) пользования госимуществом.
Данный порядок распространяется на 4 группы имущества:
- государственное или муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- государственное или муниципальное недвижимое имущество, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
- государственное или муниципальное недвижимое имущество, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
- государственное или муниципальное имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
В статье 17.1 Закона № 135-ФЗ указан ряд договоров (договор аренды, договор безвозмездного пользования), однако перечень договоров является открытым. Поэтому договоры, предметом которых являться передача прав владения и (или) пользования госимуществом, должны заключаться по данным правилам. При этом данный порядок не регулирует заключение договоров об отчуждении права собственность госимущества, в т.ч. приватизацию.
Также из предмета регулирования ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ изъято имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом, Водным кодексом, Лесным кодексом, законодательством о недрах, законодательством о концессионных соглашениях, законодательством о ГЧП и МЧП. Такое изъятие обусловлено наличием специальной процедуры заключения договоров в отношении конкретных объектов прав, наличием специального регулирования при заключении договоров.
Заключение договоров на торгах и без их проведения
При этом для госимущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении, установлено два режима заключения договоров без торгов.
1. Заключение договоров в порядке и на условиях, которые определяются Правительством, при одновременном соблюдении следующих требований:
- арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями в отношении госимущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений;
- деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы);
- договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, передача прав иным образом.
Правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений утверждены постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 № 677 (далее – «Постановление № 677»)
Отсутствие согласие учредителя на заключение договора без торгов также является основанием для признания такого договора недействительным. При этом, такое согласие учредителя может быть выражено не в стандартной письменной форме, оформленной соответствующим документов (письмом), а иным способом, тем не менее, выражающим волю учредителя на передачу имущества по договору.
2. Заключение договоров без торгов осуществляется отношении госимущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:
1) медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2) организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
3) физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
4) организациями в целях использования такого имущества для проведения научных исследований и разработок или практической подготовки обучающихся.
При этом порядок, предусмотренный Постановлением № 677 для заключения договоров с указанной категорией объектов, не применяется.
Законом также установлено, что для отдельных категорий объектов, также могут устанавливаться свои правила для заключения договоров без торгов, в том числе, в отношении:
Представляется, что установление различных правил для разных категорий объектов недвижимости несколько усложняет процедуру приобретения прав на такие объекты, и требует определенной унификации.
Имущество, в отношении которого договоры могут заключаться на торгах в форме конкурса
По общему правилу, торги в порядке ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ проводятся в форме аукциона. При этом перечень имущества, в отношении которого применяется порядок заключения договоров в форме конкурса, определен приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – «Правила проведения конкурсов или аукционов»). Данный перечень является исчерпывающим. В остальных случаях заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, осуществляется путем проведения аукционов.
Проведение торгов в форме конкурса в отношении имущества, не указанного в данном перечне, будет являться нарушением и основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Поскольку определение имущества в перечне носит достаточно абстрактный характер, например, «системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод», нередко возникают споры относительно конкретной номенклатуры лотов торгов и возможности заключения договоров по результатам конкурса в отношении конкретного перечня имущества.
При этом с учетом перечня имущества, на практике возникают вопросы относительно возможности заключения договоров по результатам конкурса в отношении технологически связанного с имуществом.
Пунктом 38 Правил проведения конкурсов или аукционов установлен прямой запрет на включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. Вопрос технологического единства того или иного имущества является дискуссионным.
Проведение торгов
Правилами проведения конкурсов или аукционов применяются к имуществу, которое не передано в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Правилами проведения конкурсов или аукционов определяется перечень имущества, в отношении которого торги проводятся только в форме конкурса Правилами проведения конкурсов или аукционов отдельно выделены правила проведения конкурсов и аукционов.
Укрупненно этапы проведения торгов можно подразделить на несколько этапов:
1. Создание комиссии. Организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.
3. Размещение конкурсной документации и требования к участникам торгов, а также определение требований к подаче заявок. Заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности. Заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях:
- непредставления документов, определенных конкурсной документацией;
- несоответствия требованиям, предъявленным к участникам торгов;
- невнесения задатка;
- несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации;
- наличия решения о ликвидации или наличие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства;
- наличие решения о приостановлении деятельности заявителя.
Конкурсная документация разрабатывается организатором конкурса или специализированной организацией и утверждается организатором конкурса. Не допускается включение в конкурсную документацию требований к участнику конкурса (в том числе, требований к квалификации участника конкурса, включая наличие у участника конкурса опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Пункт 18 Правил проведения конкурсов или аукционов установлено, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством к таким участникам. При установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, в том числе:
1) отсутствие в отношении участника процедуры ликвидации и/или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника банкротом и об открытии конкурсного производства;
2) отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности.
При этом организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов (п. 19 Правил проведения конкурсов или аукционов). Данное правило направлено на обеспечение равного доступа всех участников к торгам.
Кроме того, не допускается включение в документацию по торгам требований к деловой репутации участника, требований наличия у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Конкурсная документация размещается на официальном сайте торгов не позднее чем за 30 дней до дня окончания приемка заявок одновременно с размещением извещения о проведении конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте торгов без взимания платы.
После размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса организатор конкурса на основании заявления любого заинтересованного лица, организатор в течение 2 дней обязан представить конкурсную документацию в бумажном виде. Такая документация предоставляется за плату и должна соответствовать документации, размещенной на сайте.
Разъяснение и внесение изменений в документацию
Любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме запрос о разъяснении положений конкурсной документации.
Организатор обязан направить разъяснения по такому запросу, в течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса, если запрос поступил к нему – не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Ответ на поступивший запрос в обязательном порядке размещается на официальном сайте торгов с указанием предмета запроса. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Внесение изменений в конкурсную документацию возможно либо по инициативе самого организатора торгов, либо по запросу заинтересованного лица. Такое изменение допускается не позднее 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается.
Разъяснения положений аукционной документации осуществляется в аналогичном порядке.
Порядок подачи заявок на участие в торгах
Заявка на участие в конкурсе подается в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Подача заявки на участие в конкурсе является акцептом оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ.
Перечень документов, которые прилагаются к заявке, определяется Правилам проведения конкурсов или аукционов и данный перечень является исчерпывающим. Не допускается требовать от заявителя предоставление оригиналов документов.
Заявки могут направляться в бумажном виде, а также электронно. Все поступившие заявки регистрируются организатором конкурса или специализированной организацией. По требованию заявителя организатор конкурса или специализированная организация выдают расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.
Допуск участников
Вскрытие конвертов с заявками и доступ к поданным заявкам в электронном виде осуществляется комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении торгов. Данное мероприятие осуществляется единовременно в отношении всех поступивших.
Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной, аукционной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе.
Оценка и сопоставление заявок на участие
Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 10 дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
- сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации;
- технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;
- объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
- период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
- цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
- качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса.
Аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям. Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок.
Для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в конкурсной документации устанавливаются соответствующее значение параметров и коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса. Значения коэффициентов, учитывающих значимость критерия конкурса, могут изменяться от нуля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице. При этом победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.
Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте торгов организатором конкурса или специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
Заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
Не допускается заключение договоров, ранее, чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов.
При заключении договора по результатам конкурса установлена следующая последовательность действий:
1. Заключение договора с победителем конкурса в срок, установленный в конкурсной документации.
2. В случае отказа от заключения договора с победителем конкурса либо при уклонении победителя конкурса от заключения договора с участником конкурс, составляется протокол об отказе от заключения договора. Указанный протокол размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
3. Организатор обязан заключить договор с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен 2-й номер, при отказе от заключения договора с победителем конкурса. Заключение договора по результатам аукциона осуществляется в аналогичном порядке.
Признание торгов несостоявшимися
Последствиями признания конкурса и аукциона несостоявшимися являются одинаковыми.
Различают признания торгов несостоявшимся по причине:
а) подачи единственной заявки на участие;
б) признания участником торгов только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах.
В таком случае если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, заключается договор с таким участником по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса.
Если торги признаны несостоявшимися по иным причинам, организатор конкурса вправе объявить о проведении нового конкурса либо аукциона в установленном порядке. При этом в случае объявления о проведении нового конкурса организатор конкурса вправе изменить условия торгов.