Банковская гарантия по 44-ФЗ — это финансовый инструмент, при помощи которого поставщик обеспечивает свою заявку на участие в закупке или исполнение контрактных обязательств. С 2022 года правила изменятся.
- Область применения в госзакупках
- Нормативная база
- Разновидности банковских гарантий
- Кто участвует в процедуре
- Структура банковской гарантии
- Порядок оформления
- Тарифы на банковскую гарантию
- Проверка банковской гарантии
- Об авторе этой статьи
- Правила ведения реестра независимых гарантий с 2022 года
- Закрытый список оснований для отказа в принятии независимой гарантии
- Формат представления банковской гарантии в электронной форме
- Описание файла обмена
- Файл обмена (Файл)
Область применения в госзакупках
Заказчики защищают себя от ненадлежащего исполнения поставщиками их контрактных обязательств, и действующее законодательство о закупках предусмотрело страховку для участников госзаказа. В целях защиты заказчиков используется банковская гарантия для госзакупки — для обеспечения заявок участников торгов и исполнения победителем обязательств по контракту. По сути, это банковский регистр, официальное обязательство кредитной организации о покрытии убытков заказчика в установленном размере при невозможности исполнения контракта со стороны поставщика.
Объясним простым языком, что такое банковская гарантия на госзаказ в рамках Федеральной контрактной системы. Результатом электронных закупочных процедур является заключенный контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В качестве обеспечения контрактных условий исполнитель предоставляет заказчику гарантийный документ от банка.
В регистре указано, что при ненадлежащем, некачественном или неполноценном исполнении поставщиком своих договорных обязанностей кредитное учреждение (гарант) возместит организации-заказчику установленную сумму денежных средств. Если наступит страховой случай, то банк выплатит эти деньги заказчику, одновременно требуя с исполнителя регрессивного возмещения произведенных выплат. То есть банковская гарантия на исполнение контракта по 44-ФЗ выполняет функцию страхового финансового инструмента при заключении контракта.
Нормативная база
Регулируются гарантийные обязательства гражданским законодательством — п. 4 ст. 368 ч. 1 ГК РФ. А в сфере госзакупок обеспечение банковской гарантии по 44-ФЗ прописано в ст. 45. По нормативам закона о контрактной системе, она признается наиболее надежным форматом обеспечения договоров. Участники госзаказа оформляют гарантийные документы для обеспечения заявок на участие в электронных закупках и исполнения государственных контрактов (абз. 4 п. 1 ПП РФ № 626 от 30.05.2018).
Законодательные требования к банковской гарантии по 44-ФЗ в 2021 году действуют до конца года. Но с 01.01.2022 вместо банковских начнут применять независимые гарантии и появятся новые организации, которые их выдают (п. 28 ст. 5 360-ФЗ). С 01.01.2022 такие обязательства заносят не в реестр БГ, а в реестр независимых гарантий (абз. 3 пп. «б» п. 4 ст. 5 360-ФЗ).
Такие независимые обязательства выдают только определенные учреждения (п. 28 ст. 5 360-ФЗ):
- банки из специального перечня;
- госкорпорация «ВЭБ.РФ»;
- региональные гарантийные организации;
- Евразийский банк развития, если участник из ЕАЭС.
Разновидности банковских гарантий
В сфере госзакупок используют банковскую гарантию, которая выпускается специально для тендеров, чтобы уменьшить прямые финансовые риски заказчика. Они возникают из-за недобросовестных действий победителя торгов.
Однако разновидностей довольно много. Гражданское законодательство классифицирует гарантийные обязательства так:
- Отзывные и безотзывные. Первую разрешено аннулировать, изменить или отменить. А вторая выпускается без возможности отзыва. Ее нельзя корректировать или признать недействительной.
- Прямые и косвенные. Прямую выпускает непосредственно банк, через который и производится оплата. Косвенные гарантии дает кредитная организация, выступающая посредником.
- Ограниченные и неограниченные. Неограниченная выдается, если банк отвечает по всем обязательствам кредитора, а ограниченная — если банк несет частичную ответственность.
- Условные и безусловные. Условное обязательство выполняется только в случае выполнения строго определенных условий. Безусловная не ограничена договорными условиями.
- Договорные и платежные. Договорная — это регистр для обеспечения обязательств: копия или оригинал банковской гарантии передается заказчику по ФЗ 44 или 223. А платежная — это кредит по специализированным документам (вексель, аккредитив, инкассо).
- Простые, синдицированные, контргарантии. Простой гарантийный документ кредитное учреждение оформляет для организации-заказчика через запрос исполнителя. Синдицированная нужна поставщику, который не имеет надлежащую сумму денежных средств для исполнения своих обязанностей. Под контргарантией понимается перенаправление финансовых обязательств на другой банк, выбранный участником госзаказа.
Кто участвует в процедуре
Это платная услуга банка, которая представляет собой некое кредитное обязательство. Участник закупки, обратившись в банк, проводит финансовую операцию, оплачивает кредитный продукт и заключает полноценный договор. С юридической точки зрения, в таком соглашении выделяют три стороны: бенефициара, которым выступает организация-заказчик, принципала, или участника закупки, и гаранта-кредитора.
Кредитор гарантирует надлежащее исполнение госконтракта, следовательно, принимает на себя гарантийные обязательства, принципал — это сторона, которую представляет поставщик, обратившийся в кредитное учреждение за услугой. Бенефициар, или заказчик, — это участник сделки, который страхует себя от невыполнения договорных условий и, исходя из этого, устанавливает требование о банковской гарантии. В этом соглашении организация-заказчик является выгодоприобретателем. В нормативах закреплено, нужен ли оригинал банковской гарантии заказчику по 44-ФЗ, — нет, поставщик размещает на торговой площадке сканированный образ бумажного регистра или электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью (ч. 1 ст. 60 44-ФЗ). Оригинал БГ заказчику не требуется.
Структура банковской гарантии
Гарантийный документ от банка не имеет унифицированной формы. Также нет и единых требований о его структуре и содержании. Банки составляют его в свободной форме, но следует соблюдать рекомендации, указанные в 44-ФЗ.
Во-первых, регистр оформляют только в тех банках, которые указаны в особом перечне Министерства финансов (ст. 74.1 НК РФ). Он постоянно обновляется: прежде чем согласовать банковскую гарантию, заказчику следует проверить актуальный список Минфина.
Во-вторых, в тексте документа следует указать ключевые параметры соглашения между сторонами. Существенными условиями являются срок действия гарантийных обязательств и их сумма.
Так как банковская гарантия составляется для обеспечения договорных обязательств по 44-ФЗ, то составителям следует обратиться к этой законодательной норме и перечислить в регистре все данные, которые требуются положениями ФКС (ст. 45 44-ФЗ). Помимо суммы и срока действия, в содержание включают:
- обязанности поставщика (принципала);
- обязательства кредитора (гаранта);
- сведения о заключенном соглашении между сторонами;
- условие о фактическом перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика от банка, об уплате неустойки за каждый день просрочки со стороны гаранта;
- иные положения.
Порядок оформления
Как и любая банковская услуга, предоставление гарантийных обязательств по исполнению госконтракта требует особого оформления. Поскольку гарант выступает страховщиком и рискует своими денежными средствами, он предъявляет особые требования к поставщику, точнее, к его добросовестности и финансовому состоянию.
Каждая кредитная организация устанавливает собственный порядок и состав сопроводительной документации для принципала. Приведем обобщенный список документов, которые требуют банки у исполнителя при оформлении гарантийных обязательств:
- форма обращения;
- копии регистрационных документов в ИФНС (ИНН и КПП, свидетельство о госрегистрации), актуальная выписка из ЕГРЮЛ;
- копия протокола собрания учредителей или решения единственного учредителя (заверенные нотариусом);
- список всех членов общества с паспортными данными;
- все имеющиеся лицензии и сертификации, связанные с основной деятельностью;
- документы, подтверждающие правомочность действий руководства;
- копия проекта контракта, который необходимо обеспечивать;
- бухгалтерская (баланс и приложения к нему) и финансовая отчетность за последний отчетный период;
- подтверждение отсутствия задолженности;
- справка об успешном выполнении обязательств по аналогичным договорам и проч.
Тарифы на банковскую гарантию
Банк берет определенную комиссию за оказание этой услуги. Стоимость напрямую зависит от объекта закупки, цены контракта, периода действия банковской гарантии. В среднем комиссия кредитора исчисляется из расчета от 2 до 10% от суммы гарантийных обязательств. Многие гаранты прописывают в соглашении минимальный фиксированный размер вознаграждения, ниже которого оплата за услуги невозможна, независимо от стоимости самого обеспечения.
Проверка банковской гарантии
Ранее после выпуска официальных гарантийных обязательств специалист кредитной организации формировал сведения о выданной БГ в реестре банковских гарантий. Сведения вносились в ЕИС в срок, не превышающий 1 рабочий день после предоставления поставщику гарантийного регистра или его корректировки. С 01.07.2018 такие данные больше не публикуются в Единой информационной системе (ч. 8.1 ст. 45 44-ФЗ).
Существует ошибочное мнение, что заказчику нужно прикреплять банковскую гарантию по 44-ФЗ в ЕИС, — нет, отдельно в Единой информационной системе БГ не публикуется, достаточно только электронной торговой площадки. Но заказчику следует выполнить проверку действующих банковских гарантий. Регистры проверяются на официальном сайте Центробанка в блоке справочника по кредитным учреждениям.
Об авторе этой статьи
Бухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
С 2022 года вместо банковских начнут выдавать независимые гарантии. В Минфине разработали порядок формирования информации и документов для ведения реестра таких обязательств.
Правила ведения реестра независимых гарантий с 2022 года
Порядок формирования реестра независимых гарантий разработан в соответствии с положениями 44-ФЗ: проект уже опубликован на официальном сайте нормативных правовых актов. По правилам в перечень вносятся сведения обо всех гарантийных обязательствах, за исключением гарантий на закупки с гостайной.
Новые правила формирования реестра независимых гарантий таковы:
- Всю информацию и документы для включения в реестр формируют банки. Работать следует с кредитными учреждениями, которые соответствуют требованиям Правительства из ПП РФ № 440 от 12.04.2018. Кроме того, независимые гарантии выдают госкорпорация «ВЭБ.РФ», фонды содействия кредитованию, Евразийский банк развития (для участников закупки из стран ЕАЭС, кроме России) и заказчики-бенефициары по независимым гарантиям.
- Гарантии формируются непосредственно в Единой информационной системе. Вся информация и документы подписываются электронной подписью, которая подходит для закупок.
- Информация заносится в специальные формы ЕИС. При подготовке сведений используются справочники, классификаторы и реестры информационной системы. Документацию формируют как электронную копию бумажного документа, то есть сканируют или изначально создают в электронном виде. Ответственность за формирование сведений и документов несет ответственный сотрудник гаранта, который подписывает регистры собственной ЭЦП.
- В независимой гарантии указывают названия, адреса и коды ИНН гаранта, поставщика и заказчика, сумму гарантийных обязательств и срок действия гарантии, ИКЗ. Необходимо прикрепить копию самой гарантии и документа о внесении изменений, если гарантию меняли.
- При отказе в принятии гарантии или прекращении обязательств поставщика, заказчик формирует информацию о том, что он отказался принять такую гарантию. К таким сведениям необходимо приложить письменный или электронный документ с решением об отказе и обязательным указанием его причины. По аналогии формируется информация о прекращении обязательств поставщика, о возвращении независимой гарантии гаранту или уведомлении об освобождении от обязательств по независимой гарантии, изменению или дополнению реестровой записи.
Срок действия независимой гарантии описывают по особым правилам. Обязательно указывается дата выдачи, дата вступления в силу и дата окончания срока действия в формате ДД.ММ.ГГГГ.
Каждой созданной информации Федеральное казначейство присваивает уникальный номер реестровой записи. После размещения записи в ЕИС формируется выписка из реестра. Для оформления независимой гарантии гарант распечатывает выписку, подписывает ее у уполномоченного лица и ставит печать.
Напоминаем, что раньше в ЕИС функционировал реестр банковских гарантий. Но после 01.07.2018 информация о гарантийных обязательствах не размещается в ЕИС (ч. 8.1 ст. 45 44-ФЗ).
Закрытый список оснований для отказа в принятии независимой гарантии
Основные причины для отказа — это несоответствие независимой гарантии требованиям:
- извещения о закупке, закупочной документации (если заказчик использует такую документацию);
- проекта контракта с единственным поставщиком;
- приглашения об участии в определении поставщика;
- ч. 3 ст. 45 44-ФЗ: отсутствие в гарантии условий для бесспорного списания заказчиком денег со счета гаранта при отсутствии основания для отказа в удовлетворении требований бенефициара (деньги списывают, если гарант в течение 10 рабочих дней не исполнил требование об уплате установленной суммы по независимой гарантии);
- ст. 44 и 96 44-ФЗ о сроке действия гарантии и проч.
В принятии гарантии откажут и в том случае, если в ней нет условия об обязательствах принципала, исполнение которых обеспечивает гарантия, и об обязанности гаранта заплатить заказчику неустойку 0,1 % от гарантийной суммы за каждый день просрочки по гарантийным обязательствам.
Вопрос: О внесении изменений в формат представления банковской гарантии в электронной форме
Изменения вносятся в части детализации и обязательности заполнения в Формате банковской гарантии гарантируемых обязательств банковской гарантией в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 176.1, пунктами 2, 4 статьи 184, пунктом 2 статьи 203.1, пунктом 11 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации (Таблица 4.10 Формата банковской гарантии), а также в случае подписания банковской гарантии уполномоченным лицом (Таблица 4.13 Формата банковской гарантии) обязательности наличия доверенностей (электронных образов доверенностей в сканированном виде), связывающих доверителя с лицом, подписавшим электронную банковскую гарантию, оформленных согласно требованиям статей 185-187 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций ФНС России необходимо довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
ФНС России просит Банк России рассмотреть возможность об информировании банков, входящих в перечень банков, содержащийся в письме Банка России от 04.07.2022 N 23-17/771 о вышеуказанных изменениях в формат представления банковской гарантии.
Формат представления банковской гарантии в электронной форме
1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее — файл обмена) передачи в электронной форме банковской гарантии в налоговые органы.
2. Номер версии настоящего формата 5.02, часть 310_64.
Описание файла обмена
3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:
R_Т — префикс, принимающий значение ON_SVBANKGAR;
A_K — идентификатор получателя информации, где: A — идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K — идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена. Передача файла от отправителя к конечному получателю (К) может осуществляться в несколько этапов через другие налоговые органы, осуществляющие передачу файла на промежуточных этапах, которые обозначаются идентификатором А. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах, значения идентификаторов А и К совпадают. Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид для налоговых органов — четырехразрядный код налогового органа;
О — идентификатор отправителя информации, имеет вид:
для организаций — девятнадцатиразрядный код (идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) и код причины постановки на учет (далее — КПП) организации (обособленного подразделения);
для физических лиц — двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН — последовательность из двенадцати нулей);
GGGG — год формирования передаваемого файла, MM — месяц, DD — день;
N — идентификационный номер файла (длина — от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).
Расширение имени файла — xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.
Параметры первой строки файла обмена
Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:
Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид:
ON_SVBANKGAR_2_310_64_05_02_xx, где хх — номер версии схемы.
Расширение имени файла — xsd.
XML схема файла обмена приводится отдельным файлом.
4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1-4.15 настоящего формата.
Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:
сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;
признак типа элемента. Может принимать следующие значения: «С» — сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), «П» — простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, «А» — простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы;
формат элемента. Формат элемента представляется следующими условными обозначениями: Т — символьная строка; N — числовое значение (целое или дробное).
Формат символьной строки указывается в виде Т(n-k) или T(=k), где: n — минимальное количество знаков, k — максимальное количество знаков, символ «-» — разделитель, символ «=» означает фиксированное количество знаков в строке. В случае, если минимальное количество знаков равно 0, формат имеет вид Т(0-k). В случае, если максимальное количество знаков не ограничено, формат имеет вид Т(n-).
Формат числового значения указывается в виде N(m.k), где: m — максимальное количество знаков в числе, включая целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки и знака (для отрицательного числа), k — максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (то есть число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).
Для простых элементов, являющихся базовыми в XML, таких как, элемент с типом «date», поле «Формат элемента» не заполняется. Для таких элементов в поле «Дополнительная информация» указывается тип базового элемента;
признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: «О» — наличие элемента в файле обмена обязательно; «Н» — наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю), то признак обязательности элемента дополняется символом «К». В случае, если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом «М».
К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение «У» в случае описания в XML схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе «Дополнительная информация»;
дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.
Рисунок 1. Диаграмма структуры файла обмена
Файл обмена (Файл)
С 5 сентября 2022 г. изменится формат представления банковской гарантии в электронной форме.
Изменения вносятся в части детализации и обязательности заполнения в Формате банковской гарантии гарантируемых обязательств (таблица 4.10 формата). В случае подписания банковской гарантии уполномоченным лицом (таблица 4.13 формата) обязательно должны быть доверенности (электронные образы сканированных доверенностей), связывающие доверителя с лицом, подписавшим электронную банковскую гарантию.